Ознакомление дошкльников с декоративно-прикладным искусством


«Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством»



Парциальные Программы по ознакомлению дошкольников с видами декокративно-прикладного искусстваКомарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»Соломенникова О.А. «Радость творчества»Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством»Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» 



Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством:Формирование интереса к образцам прикладного искусства;Формирование эстетического отношения к окружающей действительности, воспитание уважительного отношения к руду народных мастеров;Формирование практических знаний и умений;Развитие творчества, фантазии, любознательности.


Дымковская игрушка Глиняная игрушка из села Дымково. Это фигурки людей, зверей, птиц. Изделия лепят из красной глины, высушивают, обжигают в печи, белят, расписывают яркими красками. Узоры для украшения своих игрушек мастера подсматривают и берут у природы.


Ознакомление с дымковской игрушкойСредняя группа:учить рассматривать изделие, выделять элементы узора, располагать узор на бумаге; выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать черными точками;учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами, черными точками;выделять кольцо и в середине круг, украшение черным цветом – точки, черточки, учить составлять узор на розетте;составлять узор на круге, выделяя середину и кайму;составлять узор на бумаге разной формы: квадрат, круг, розетта, полоса, используя элементы росписи дымковских игрушек.



Ознакомление с дымковской игрушкойСтаршая группа. учить лепить из глины дымковскую барышню, передавая характерные особенности: юбка-колокол, шляпка, волосы;составлять узор, чередуя широкие линии и круги, роспись трафарета коня;учить выделять элементы – кольцо и круг, украшать хвоста индюка, выделяя края и середину;учить расписывать лепку, используя знакомые элементы.



Ознакомление с дымковской игрушкойПодготовительная группа.учить лепить фигуру барышни, передавая форму частей;учить расписывать силуэтных изображений дымковской игрушки (кольцо, кружок, точки, полоски).


Гжельская роспись Фарфоровые изделия из подмосковной Гжели. Посуда формируется на гончарном круге или в гипсовых формах. Один из важнейших условий успеха – обжиг изделий. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает. Роспись гжельская необычная: всего одна краска разных оттенков на белом фоне, а роспись получается нарядная, праздничная.  




Ознакомление с гжельской росписьюСтаршая группа.выделять элемент росписи – кайму на подносе,составлять узор на полосе из тонких линий и мазков в разных вариантах;учить получать оттенки разных тонов одного цвета;учить выделять и рисовать на круге цветок, дополнять цветок мелкими элементами.



Ознакомление с гжельской росписьюПодготовительная группа.выделять и изображать двойной мазок, учить составлять узор на полосе, украшая двойным мазком;продолжать учить выделять цветок – розу: учить составлять узор на квадрате, выделять цветком середину, мазками – кайму;расписывать сырную доску букетом гжельских цветов, выбирая знакомые элементы узора; составлять симметричный узор, единую композицию на ткани, закреплять умение рисовать элементы гжельской росписи.



Городецкая росписьРасписные деревянные изделия: ложки, чашки, миски, орудия для прядения и ткачества. Цвета городецкой росписи – яркие, сочные, все изделия украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Позже появились персонажи народных сказок, сцены из городской жизни. Элементы росписи: бутон, «розан», листья, кустики, цветы-розетки, ягоды, птица, конь.





Ознакомление с городецкой росписьюСтаршая группа. учить выделять бутон, составлять узор на полосе из бутонов, чередуя их с листьями; составлять узор на полосе, чередуя бутоны – купавки и ромашки; составлять узор на квадрате, выделяя середину розаном, углы, кайму – бутонами; составлять узор на бумаге разной формы . 




Ознакомление с городецкой росписьюПодготовительная группа.выделять новый элемент узора – птицу, особенности ее формы, составлять узор на бумаге в форме доски;учить выделять коня, видеть варианты выполнения, составлять коллективную композицию.


Золотая хохлома В заволжских лесах во многих деревнях издавна процветает хохломской промысел росписи по дереву. Изделия – чашки, миски, шкатулки, вазы сначала вытачивают из дерева, грунтуют, натирают льняным маслом, ставят в печь и лишь высохнет – покрывают олифой. Затем чашу лудят – натирают порошком алюминия и чаша становится серебристой.




Золотая хохломаУкрашены изделия необычным узором, которые хохломские мастера увидели в поле, на лугу . Основной узор – «травка». Главные элементы «травки»: осочки, капельки, усики, кустики, завитки, листочки, ягоды, стебель «криуль». В узорах встречаются изображения птиц, рыбок. Основные цвета: красный, черный, золотой.




Ознакомление с хохломской росписью Подготовительная группа.учить рассматривать хохломской узор, выделять «травку», учить составлять узор на полосе;выделять элемент «кустик», учить составлять узор на полосе; учить выделять новые элементы узора – ягоды, листья, знакомые – завиток, травка, усики, реснички, составлять узор на круге;учить составлять узор на бумаге разной формы, закреплять знакомые элементы узора.




Жостовские подносыНедалеко от Москвы в селе Жостово живут умельцы, которые рисуют цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на черный фон подноса – таков классический вид жостовской росписи.



Жостовская роспись Основной мотив жостовской росписи - букет на черном лаковом фоне. Классическое расположение букета: крупные цветы в центре букета, их окружают цветы поменьше, а по краям располагаются совсем мелкие . Мастера все цветы рисуют по несколько раз, сначала они светлые, намечается рисунок, потом накладывается один слой, потом второй и так много раз, пока не получится настоящий цветок. Роспись отличается тщательной выписанностью каждого цветка. Мастера умеют создавать впечатление глубины и объемности изображения.





Жостовская роспись«Подмалевок» - без предварительного рисунка, наносится силуэт композиции и определяется основной колорит. «Тенежка» - сочными мазками полупрозрачной краски подчеркиваются затененные места. «Бликовка» - выполняются блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. «Чертежка» - выявление основных форм букета, прорисовка прожилок, лепестков. «Привязка» - в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор.





Ознакомление с жостовской росписью Подготовительная группа. учить рисовать кайму на полосе, прорисовывать элементы: капельки, дужки, волнистые линии, облачка; учить выделять разные цветы, учить составлять узор на круге, выбирать расположение цветов больших и поменьше, бутонов, листьев; познакомить с рисованием мазка с оттенком.



Вологодское кружево Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Во всех значимых помещичьих усадьбах находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства.





Кружевное плетение При плетенье кружева используется до 60 нитей. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку. Плетея (мастерица) - закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря - набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.  







Ознакомление с вологодским кружевом Подготовительная группа.знакомить с работой вологодских кружевницучить составлять узор на полосе с резными краями, рисовать в определенной последовательности изогнутые непрерывные линии учить составлять узор на треугольной форме, сочетая плотные части с легкими соединениями, выделять узор в центре и кайму по краю формыучить рисовать симметричные кружевные узоры, заполняя бумагу разной формы.



павлопосадские платкиПонятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых российских мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр»,бесконечные вариации восточных орнаментов.





Ознакомление с росписью платков Подготовительная группа.учить выделять элементы узора – цветы, листья, расположение, сочетания цветов и оттенков;учить рисовать цветы по мотивам павлопосадских платков: розы, маки, подсолнухи, лилии, полевые букетики;учить проявлять творчество, придумывая различные композиции.



литератураН. Бедник «Хохлома»И. Богуславская «Русская глиняная игрушка»Т. Маврина «Городецкая роспись»А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество»Г. Дурасов «Каргопольская глиняная игрушка»Н. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка»Л. Яхнин «Воздушные узоры»