Здоровьесберегающие технологии во внеурочное и учебное время
Тема :Применении здоровьесберегающих технологий во внеурочное и учебное время.
В настоящее время в нашей стране остро стоят вопросы об укреплении и поддержании здоровья подрастающего поколения, повышении общего физкультурного образования населения (В.И. Ковалько 2004). В этой связи большое значение придается физической культуре как одному из решающих факторов укрепления здоровья школьников и повышения их физического потенциала (Ю.К. Бабанский 1982).
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе (В.И. Ковалько 2004).
В соответствии с современными подходами к системе образования основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащихся физической культуры и здорового образа жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработка навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей (В.И. Ковалько 2004;В.С. Кукушкин 2005; и др.).
Одним из путей эффективного решения их задач является использование здоровьесберегающих технологий.
Проблема обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики физического воспитания в использование здоровьесберегающих технологий. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Так, основными задачами школы на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Но, ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить все это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе (Н.К. Смирнов 2002). Он позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка органически соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного и образовательного потенциала физической культуры (Г.И. Щукина).
Вопросами применения здоровьесберегающих технологий к построению содержания физического воспитания занимались Советова Е.В. Результаты из работ убедительно доказывают его эффективность в вопросах всестороннего развития личности школьников (Н.К. Смирнов 2002).
При этом, приходится констатировать, что сегодня физическое воспитание в школе организуется, в основном, в направлении «механического» освоения двигательных умений и навыков (Н.К. Смирнов 2002). Оно не создает предпосылки к непрерывному физическому совершенствованию, не формирует гуманистического направления, опыта сотрудничества и общения, не направлено на решение полифункциональных задач обучения и воспитания (Н.К. Смирнов 2002). Школьники не овладевают способами творческого применения полученных знаний в своей жизни (Н.К. Смирнов 2002), а главное - не получают устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, как способу сохранения и укрепления здоровья.
Эта ситуация вскрывает существующие противоречия: между декларируемыми целями физкультурно-спортивной работы в школе и реальным уровнем их реализации; между широким выбором новых подходов к построению содержания внешкольной работы и узконаправленной практикой их применения; между большим образовательным и воспитательным потенциалом физкультурно-спортивной работы, построенной в контексте здоровьесберегающих технологий, и недостаточной разработанностью данного вопроса.
Неразрешенность этих противоречий определила выбор темы нашего исследования и позволила сформулировать проблему: каковы организационные и содержательные особенности физкультурно-спортивной работы в школе, построенной в контексте интегрированного подхода.
Цель нашего исследования - разработать систему физкультурно-спортивных мероприятий в младшей и средней школе путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
Объект, предмет и гипотеза исследования представлены на (слайд №2)
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Провести анализ программно- методической литературы по физическому воспитанию.
Определить сущность и содержание здоровьесберегающих технологий к построению физкультурно-спортивной работы в школе.
Экспериментально обосновать эффективность применения здоровьесберегающих технологий к построению физкультурно-спортивной работы для повышения интереса к занятиям физической культурой и повышения уровня физической подготовленности у младших и средних школьников.
Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ существующих программ по физическому воспитанию Ляха А.А., Зданевича В.И..
Было выявлено недостаточное использование здоровьесберегающих технологий к построению содержания физкультурно- спортивной работы в школе.
Для изменения сложившейся ситуации нами была разработана система внеклассных мероприятий ориентированная на раскрытие междисциплинарной связи с внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры (слайд № 3).
С целью проверки ее эффективности нами были выбраны две группы школьников 4 класса. В экспериментальном классе в содержание физкультурно-спортивной работы были включены следующие мероприятия: «День здоровья», «Туристята» ), Папа, мама, Я-спортивная семья и т.д.
Главной целью их проведения было: повышения заинтересованности детей в физической культуре, повышения уровня физической подготовленности учащихся, привлечения детей и их родителей к мероприятиям проводимых во внеурочное время.
Для определения эффективности нашей системы использовались:
1 - тесты определяющие уровень физической подготовленности учащихся (слайд №4).
2 – интерес к занятиям физкультурно-спортивной работой определялся с помощью анкетирования ( слайд № 5-6).
Анкетирование проводились в экспериментальной группе у детей и родителей до эксперимента 15 - детей, 5 - родителей положительно относились к физкультурно – спортивной деятельности в школе, а после эксперимента 20 - детей и 10 – родителей положительно относились к физкультурно – спортивной деятельности в школе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Анкетирование также проводилась в контрольной группе у детей и родителей, до эксперимента 15 - детей 7 - родителей относятся положительно физкультурно – спортивным мероприятия, и после проведения физкультурно – спортивных мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий 20 детей и 9 родителей положительно отнеслись к таким мероприятиям. Из показателей следует, что в экспериментальной группе показатель выше, чем в контрольной группе. Результаты, полученные в конце формирующего эксперимента, убедительно доказывают, что правильность выдвинутой гипотезы докладывает эффективность использования здоровьесберегающих технологий, а в качестве средства оптимизации физического воспитания в школе (слайд№7-8 ).