Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время (из опыта работы)
Здоровье сберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Выполнила: Уржунцева Надежда Николаевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №70
г.о. Самара
2013г.
Здоровье сберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля»
Шопенгауэр
Проблема сбережения здоровья школьников в последнее время стоит очень остро. Из года в год мы наблюдаем, что в школы поступают всё больше детей с ослабленным здоровьем.
Однако того, что учитель видит эту проблему и пытается решить её явно недостаточно. Чтобы получить результат нужны надёжные союзники в лице родителей и самих учеников. Неслучайно на протяжении нескольких лет обучения в начальной школе большое количество бесед с детьми и родителями, классных часов, родительских собраний были посвящены проблемам охраны и сбережения здоровья детей.
Ценность здоровья ребёнка, необходимость его сохранения и укрепления должна осознаваться каждым звеном цепи: учитель - ученик -родитель.
Уже четыре года я применяю здоровье сберегающие технологии на уроках и во внеурочное время. Большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и администрация школы. И начали мы с того, что в классе был сделан капитальный ремонт. Полностью была установлена новая современная мебель, расчитанная на детей младшего школьного возраста, заменены светильники. В кабинете много цветов, выращенных детьми под руководством учителя. Цветоводы бережно ухаживают за ними. Установлен куллер с чистой питьевой водой.
Хочу обратить ваше внимание на то, что очень большую роль играет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока.
Для того, чтобы дети не уставали, на уроках проводятся физкультминутки.
Физкульминутка -естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статистическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребёнка.
Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так например в начале каждого урока русского языка мы записываем пословицы и поговорки о здоровье, комментируя их.
При формировании понятия «однокоренные слова» во время физкультминутки предлагается следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклоны вперёд, если не права - наклон назад»
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки;
упражнения по укреплению зрения;
упражнения по укреплению мышц рук;
упражнения для ног.
Гимнастика для глаз проводится с использованием тренажёра (который расположен над доской), каждая траектория изображена своим цветом. По этим траекториям движутся глаза ребёнка во время выполнения физкультминутки. На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки для глаз и для различных групп мышц.
Использование физкульминуток позволяет оставшееся время урока использовать гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Как памятка в классе на стене расположен стенд.
Полезные советы на каждый день.
Расти здоровым, умным, добрым…
Соблюдай личную гигиену, будь опрятным, аккуратным.
Дорожи своим здоровьем: одевайся по погоде.
Береги свою осанку.
Береги зрение.
Чередуй умственные нагрузки и отдых.
Движение, прогулки, спорт-залог здоровья.
Своим здоровьем дорожи, а болезням – «нет» скажи.
Твоё доброе настроение и внимание несёт радость всем, тебя окружающим.
При недомогании обратись к врачу.
В случае опасности – звони 02, при пожаре-01, тебе плохо-03.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя начальной школы посвящают различные мероприятия. Прежде всего это система классных часов: беседы на тему о вредных привычках, встречи с медицинской сестрой школы, с работниками районной библиотеки, анкетирование среди родителей, различные тренинги, экскурсии в природу.
В нашей школе проводятся мероприятия, на которых решаются задачи по формированию у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Так совместно с родителями проводились мероприятия по ЗОЖ на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». «Путешествие в Страну дорожных знаков». «Весёлые старты».
Много увлекательных путешествий, подвижных игр, экскурсий было в лагере дневного пребывания «Лесная полянка». Всё это давало положительный эмоциональный заряд, способствовало укреплению здоровья ребят.
В этом году, готовясь к переходу в среднюю школу, мы начинаем работать над проектом «Учусь познавать себя». При обсуждении направления исследований дети самостоятельно предложили тему «Здоровье» и этот выбор не был поверхностным, так как имел под собой твёрдую мотивацию: осознание того, что без хорошего здоровья трудно достигнуть успешности в учёбе.
Активное участие в проекте принимают не только дети, но и родители. Главным же достижением работы над проектом, я считаю то, что дети научились видеть свои проблемы и находить пути их решения самостоятельно. И в числе их проблем не оказалось затерянной проблема сбережения здоровья. Ребята понимают важность собственного здоровья и по выходу из начальной школы мотивационная сфера сформирована уже достаточно для того, чтобы при последующем обучении в средней и старшей школе они не забывали о необходимости беречь, охранять и укреплять своё здоровье.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более развито не только личностно, интеллектуально, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровье сберегающей деятельности в школе следующим образом:
Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущения комфорта, защищённости и, безусловно интерес к уроку.