Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы

Выступление на педагогической конференции «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе Сакской ОШ 1-Ш ступеней №2»
Заместитель директора по УВР Боброва А.П.
Уважаемые коллеги! Вопрос здоровьесбережения на уроках затрагивался на мероприятиях различного уровня много раз. Все мы понимаем, что это важно, но вы скажете: "Мониторинги, ГИА, перегруженные программы – все это требует много усилий и времени! Где взять лишнее время?" Да, я с вами абсолютно согласна, времени на уроках не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и говорить о здоровьесбережении не для того, чтобы вы об этом узнали, а для того, чтобы сказать вам: "Каждый из вас, почти на каждом своем уроке активно использует эти методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по-другому и быть не может.
Наша школа работает по направлению «Школа здоровья» с 2002 года. В процессе реализации программы “Школы здоровья” используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
урок физической культуры;
мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группе продленного дня);
занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
спортивные праздники;
соревнования по видам спорта;
туристические походы, экскурсии;
“Дни здоровья”;
спортивные викторины;
устные журналы спортивной направленности;
теоретические занятия, беседы, семинары;
занятия по курсу “Основы здоровья”;
тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
наглядная агитация (стенды, плакаты, таблица рекордов школы).
В 2007 году мы перешли на модульную технологию обучения, прежде всего, ориентируясь на то, что эта технология здоровьесберегающая. Все нововведения в школе, Федеральный Государственный образовательный стандарт начального, общего и среднего образования направлены на сохранение здоровья школьников. Здоровье наших детей, учеников является наиболее значимым приоритетом как для родителей и учащихся, но и для учителей и администрации школы. Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Он стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. А для нас, учителей и родителей, зачем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском.
Считается, что главной задачей школы является обучение детей основам наук, однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, необходимо считать задачей, равнозначной обучению наукам, обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом.
Вопросы здоровья детей - на повестке дня МОН Украины, педагогических коллективов и родителей. И это не случайно.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». /В.А.Сухомлинский/
За последние пять лет здоровье наших детей значительно ухудшилось: каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием. По данным медиков, ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 %.

В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%. Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%. Здоровье школьников в плачевном состоянии, и искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.

В чем причины?
Перегрузки в процессе обучения,
2. Нехватка двигательной активности,
3. Несоответствие материально-технической базы школы санитарно-гигиеническим требованиям ( например столы, стулья в классе должны быть разной величины.)
4. Питание школьников, медицинское обслуживание.
5 компонентов здоровьесбережения:
Здоровая окружающая среда
Рациональное питание
Качественное медицинское обслуживание
Систематическое распространение знаний о здоровье
Взаимодействие школы и социума в вопросах сохранения здоровья
Принципы здоровьесбережения:
«Не навреди!».
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
Непрерывность и преемственность.
Субьект-субьективные взаимоотношения.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех.
Активность.
Ответственность за свое здоровье.
Школа, содействующая здоровью:
Системность мероприятий, направленных на укрепление здоровья (тесная связь всех педагогических и медицинских сотрудников школы);
2. Учебный процесс организован разумно и природосообразно (расписание, нагрузки соответствуют возрастным особенностям).
Создать школу здоровья - БОЛЬШОЙ ТРУД!
3-х компонентная модель школы, содействующей здоровью:
Ориентация в поведении на укрепление здоровья;
Школьная медицинская служба проводит раннюю профилактику и идентификацию;
Здоровая школьная среда: безопасное питание, соблюдение санитарных норм, здоровый психологический климат.
С чем мы боремся?
Школьные факторы риска:
Стрессовая педагогическая методика (крик)
Интенсификация образования (большие нагрузки)
Несоблюдение физиологических и гигиенических требований в учебном процессе;
Неграмотность педагогов в вопросах здоровьесбережения школьников;
Массовая безграмотность родителей в вопросах здоровьесбережения детей;
Недостаточная развитость системы физического воспитания детей;
Отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья.
Опасность школьных факторов риска:
Действуют в период интенсивного роста;
Действуют комплексно и системно;
Действуют длительно (9-11 лет);
Негативные последствия аккумулируются, переходят в выраженную патологию.
Низкий уровень физического и психического здоровья школьников - ПРЕПЯТСТВИЕ на пути модернизации образования!
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников:
Давать ученикам реальную нагрузку;
Использовать эффективные методы обучения;
Повышать качество занятий физической культурой;
Проводить мониторинг состояния здоровья школьников;
Улучшать организацию питания;
Рационализировать досуговую деятельность, каникулярное время и летний отдых обучающихся.
Что нам мешает?
Низкий уровень познавательной активности ребят;
Низкий уровень мотивации учебной деятельности;
Неустойчивость эмоциональной сферы;
Высокий уровень тревожности подростков;
Несформированность навыков общения.
Первые шаги по созданию школы здоровья:
Создание благоприятного психологического климата;
Применение личностно-значимых методов работы;
Индивидуальные задания разных типов и уровней;
Индивидуальный темп учебной деятельности; смена видов деятельности.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения:
Количество видов учебной деятельности(4-7);
Продолжительность 1 вида деятельность- 10 минут;
Количество видов преподавания- не менее 3;
Чередование видов преподавания - через 10-15 мин.;
Наличие метода свободного выбора действий;
Активные методы обучения (игра, исследование, обсуждение и т.д.);
Применение ТСО, ИКТ;
Чередование поз учащихся (следить за осанкой);
Наличие оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз и т.д.);
Наличие в содержательной части урока вопросов о здоровье;
Наличие мотивации деятельности учащихся (похвала, поддержка, соревновательный момент);
Позитивный психологический климат на уроке (сотрудничество, дружелюбие,
взаимопонимание);
Наличие эмоциональных разрядок на уроке (шутка, отвлеченная короткая беседа и т.д.)
Плотность урока- 60%;
В момент наступления утомляемости (падение внимания) - пауза;
Спокойное завершение урока, без суеты, комментарии домашнего задания;
НЕЛЬЗЯ задерживать учеников после звонка на перемену!
Перемена - ЭТО ВРЕМЯ ИХ ЗАКОННОГО ОТДЫХА!

Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Упражнения для кистей рук.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для слуха.
Упражнения корректирующие осанку.
Дыхательная гимнастика
Формы и методы здоровьесбережения в школе:
Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды ----
Монитогинг состояния помещения, школьной мебели, оборудования;
Нерациональная организация учебного процесса ----
Гибкое чередование учебной и внеучебной деятельности, гибкое моделирование образовательной траектории;
Низкая двигательная активность----
Включение в режим учебного процесса динамических минуток;
Неадекватные приемы и методы преподавания------
Гибкие формы обучения, индивидуальный подход;
Стрессовые ситуации на уроке-----
Ценностая система воспитания, система дополнительного образования;
Нарушение здоровья учащихся -----
Физкультурная работа, лечебные процедуры;
Отсутствие культуры здоровья-----
Лекции, беседы, просветительская работа с родителями и учениками.
Здоровье самого учителя.
Немаловажным является сохранение здоровья самого учителя.
А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Оздоровление в школе должно начинаться именно с нас, учителей, педагогов. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.
1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться; вспомнить что-то приятное
И давайте помнить о том, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, с самим собой.
Тогда будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто".

***
Коллеги! Я не понаслышке знаю, Что добрый труд бывает наш порою сложным, Но знаю я и то, что без него нам Прожить сегодня было б невозможно. Уча ведь - учишься, а отдавая - получаешь, И это ли не главное богатство? Желаю я, что б к этому достатку Еще б добавило зарплату государство!


***
Ребята бывают несносными, Но учим мы их тем не менее: Они ведь не хуже, чем взрослые. Да здравствует наше терпение! Да здравствует наше везение! Коллеги! Пусть каждый из вас Со светлым войдёт настроением, С улыбкой в любимый свой класс!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15