МАСТЕР-КЛАСС «Здоровьесберегающие методики в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
МАСТЕР-КЛАСС
«Здоровьесберегающие методики в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Провела: Козинская Н.В.,
учитель начальных классов, І категорияДобрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, день принесет
И удачу, и здоровье.
И радость нам всем!
Я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал все. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»
А саам думает: «Скажет, живая, я ее умерщвлю, скажет мертвая, выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
А в наших с вами руках самое главное – это наши ученики.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».
В.А. Сухомлинский.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, но это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как ее основной линии – охраны и укрепления здоровья детей.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать. Начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своем классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.
Изучив методику доктора медицинских наук В.Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей, можно выделить 5 основных советов:
Первый совет: «Для обеспечения сообразного природе ребенка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».
Это достигается за счет разработки настольной конторки, установленной на стол, парту. Учитель периодически (10-12 мин) переводит учащихся из положения сидя в положение свободного стояния.
Второй совет: «Ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».
Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. В классной комнате размещаем сенсорные кресты. На них могут быть размещены: состав числа, схемы условий задач, слоги.
Третий совет: «Чтоб ребенок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищенным, пусть он как можно чаще поет!»
Не нужно забывать о дыхании. Урок я начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера.
Попробуйте выполнить одно из таких упражнений для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:
Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
Вдох[и] – мозг, функция почек
[э] – железа внутренней секреции
[а] – глотка, гортань, щитовидная железа
[о] – средняя часть груди
[ои] – сердце
Четвертый совет: «Ребенок должен постоянно творить свой мир своими руками».
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развития ребенка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Платок, мячик (со стрелочками)
Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета.
«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятыми вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом – сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда левое колено поднимается, дотрагивается до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия.
Пятый совет: «Ребенок должен как можно больше всего двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».
Хочу на примере показать, как я на уроках формирую здоровый образ жизни в процессе выполнения различных упражнений, заданий, решения примеров, задач.
Каллиграфическая минутка.
Какую букву сегодня будем писать, узнаем, поиграв в игру.
Я первому ученику на ухо говорю букву. По цепочке на ладошке соседа пишем пальчиком эту букву. Последний называет букву.
Давайте попробуем.
Молодцы!
Тема «Род имен существительных».
Все встали.
Если я называю существительное мужского рода – приседают мальчики.Если я называю существительное женского рода – приседают девочки.
Если я называю существительное среднего рода – все дети.
2566670284480
5207028448000Одушевленные / неодушевленные
Хлопают в ладоши Топают ногами
Имя существительное собственное – наклоны вперед/назад
Имя существительное нарицательное – наклоны влево/вправо
Повторяем табличку умножения с помощью мяча.
Математический диктант проверить с помощью игры «Да-Нет-Ай-я-ай».
Устный счет «День-ночь».
Эстафета – по массажным коврикам.
Письменное сложение и вычитание. Ответ примера – физические упражнения.
Нам часто кажется, что дети нас не слышат, не видят. Почему, оказывается, у каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо. Ребенок учится одним глазом, второй глаз – не ведущий, он помогает первому. Как определить ведущий глаз?
Берем лист бумаги и вырезаем посредине кругом диаметром 2-2,5 см. И мы увидим ведущий глаз ребенка: левый или правый (ПГ, ЛГ). Очень важно определить ведущий глаз. От этого зависит место посадки ребенка в классе.
Слышит ребенок тоже одним ухом. Второе дает дальность и направленность слухового восприятия. Как определить ведущее ухо? Очень просто. Дать наручные часы и сказать: «Послушай, как они тикают». Ученик бессознательно подносит их к ведущему уху: левому или правому (ПУ, ЛУ).
Что еще дает учителю и родителям выявление ведущих уха и глаза? Эта работа помогает понять природу конкретного ребенка, выявить группы риска по тем или иным заболеваниям. Таких групп восемь. Примеры:
Мальчики ПГ/ЛУ – очень высокий уровень памяти, внимания, учатся легко, наблюдаются заболевания почек, органов дыхания.
Мальчики ЛГ/ЛУ – учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребенок начинает нервничать, внезапно может появиться даже температура. Заболевания – психоневротические.
Девочки ПГ/ЛУ – это группа риска по эндокринным системам. Повышена масса тела, уязвима щитовидная железа, аллергические реакции. Учатся хорошо. Художественно-конструктивный тип мышления. Это влияет на рассаживание детей за партами в классе.
Важно не только укрепление физического здоровья на уроке, но и эмоциональный настрой.
Александр Лобок (доктор психологических наук) предлагает нам «Читать с азартом». Называет он это метод «дырчатое чтение».
Давайте попробуем.
Я буду читать текст. Делать паузы, вы вставляете слово. Это могут быть самые нелепые по смыслу слова. (Читаем)
Воображение пробуждается. Ребенок учиться различать окончания слов, падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Дети начинают чувствовать текст. В качестве ведущего может быть учитель, ребенок, родители.
Наблюдая, с какими мучениями дети вычитывают, умножают, делят,
Александр Лобок придумал игру, которая развивала бы эти навыки.
Архикарды – игральные карты, языковые или математические. Вот пример математических:
Не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения. У каждого из вас есть свои секреты эмоционального восстановления, снятия утомления.
Предлагаю вам упражнения «Улыбка».
«Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам дастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Ну и, конечно, сказкотерапия.
«Роза» (сказка из «Тайна пирамиды здоровья» А.К. Лаптева)
Свати почувствовал легкое дуновение свежего ветра, который принес с собой приятный аромат. Свати принюхался и пошел на этот необыкновенный запах. Пройдя немного он, увидел нечто яркое и прекрасное. Это была Роза. Она сияла белоснежным светом в лучах Солнца, и от нее исходил приятный аромат. Свати залюбовался такой красотой и решил поговорить с Розой:
- Здравствуй, Роза, какое приятное утро!
Роза ответила ему легким движением лепестков. Свати продолжил:
- Роза, ты очень красивая и, конечно, счастливая. Тобой все любуются и тебе радуются. Скажи. Роза, как, по-твоему, почему люди, тоже красивые, имеют много болезней и не всегда веселые?
Роза сразу ответила:
- Ко мне приходит много людей, и все они разные. Люди, которые замечают мою красоту, радуются и забывают о болезни. Есть люди, которые красоту не видят, так как у них в душе красивого мало. Такие люди кричат, ругаются и, конечно, красивого не замечают. Я думаю, что в тех местах, где красиво, там болезней не может быть. Так и в человеке. Если человек хороший, и дела его хорошие, то и болеть не будет. Вот моему Садовнику более ста лет. Он очень добрый и ухаживает за мной каждый день. Поэтому он здоровый. И я красивая. Если бы все люди были такими садовниками друг для друга, то они стали бы такими красивыми, как мы, Розы, и такими здоровыми, как мой Садовник.
Свати послушал удивительную Розу и представил, как было бы хорошо, если бы люди любили и помогали друг другу. Тогда все стали бы счастливыми и радостными. А Свати уже хорошо понял, что Радость – это особая Мудрость, и болезни ее боятся.
Давайте и мы дарить детям радость и здоровье.
ДАВАЯ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ – НЕ ЗАБИРАЙ ЗДОРОВЬЕ