Статья на тему: Развитие исследовательских компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению


Развитие исследовательских компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению
А.А. Корнеева,
студентка 412 гр.
В современных условиях общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания [8, с.309]. В первую очередь новые стандарты требуют развития исследовательских компетенций, в особенности это касается начальной школы.
При всей видимой значимости и актуальности данного вопроса, в настоящее время существует многообразие подходов к определению сущности исследовательской компетенции, но отсутствует ее единое понимание.
Так, например, М.А. Данилов, Э.Ф. Зеер, М.А. Чошанов под исследовательской компетенцией понимают совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности [2, с.37].
С.И. Осипова обращает внимание на преобразовательный характер исследовательской компетенции и представляет ее в качестве интегрального личностного качества, выражающегося в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности [5, с.98].Большинство исследователей склонны рассматривать исследовательскую компетенцию обучающихся как результат грамотно спланированной исследовательской деятельности (написание исследовательской работы, постановка и анализ результатов эксперимента и т. д.) [1, с.26]. Мы хотим отметить, что исследовательская компетенция должна формироваться у любого человека как одна из неотъемлемых в ходе учебно-познавательной деятельности. Для того чтобы сформулировать понятие «исследовательской компетенции» и определить его содержание, на наш взгляд, необходимо рассмотреть структуру исследовательской деятельности. Она включает следующие компоненты:
мотивационный – выражает глубокую заинтересованность в данном виде деятельности, наличие личностных смыслов решать конкретную задачу;
целевой – связан с умением определять личные цели, сопоставимые с собственными смыслами; составлением личных проектов и планов; осознанным конструированием конкретных действий, поступков, которые обеспечат достижения желаемого результата деятельности;
ориентационный – предусматривает учет внешних условий деятельности (осознание общей основы деятельности, знание о круге реальных объектов; знания, умения и навыки, касающиеся круга) и внутренних (опыт, имеющиеся знания, предметные и межпредметные умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности и т.д.); функциональный – предполагает способность использовать знания, умения, способы деятельности и информационную грамотность как базис для формирования собственных возможных вариантов действия, принятия решений, применение новых форм взаимодействия и т.д.;
контрольный – предполагает наличие четких измерителей процесса и результатов деятельности, закрепление правильных способов деятельности, совершенствования действий в соответствии с определенной и принятой целью;
оценочный – связан со способностью к самоанализу; адекватного оценивания своей позиции, конкретного знания, необходимости или ненужности для своей деятельности, а также метода его получения [7, с.122].
Эти компоненты в структуре общей компетенции ученика тесно взаимосвязаны, поэтому каждый компонент может влиять на развитие других компонентов.
На основании вышеизложенного мы можем предложить следующее определение исследовательской компетенции. Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.Исследование трудно представить без творчества, поэтому психологи зачастую отождествляют исследовательские и творческие способности, включая сюда когнитивные черты (наблюдательность, независимость в суждениях, высокий интеллект, хорошая память, стремление выразить свою собственную истину и т.д.) и личностные (богатство внутреннего мира, повышенная чувствительность к своим фантазиям, мотивам, импульсам и т.д.) [4, с.64].Дж. Гилмор, Б. Олмо выделяют еще одну группу черт исследовательского мышления, относящихся, на наш взгляд, непосредственно к исследовательской деятельности: способность находить проблемы, генерировать большое количество новых идей, оригинальность мышления, способность реагировать на ситуацию не тривиально, умение усовершенствовать объект [8, с.10].
Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
систематичность (работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и внеурочной деятельности);
мотивированность (учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способы саморазвития);
психологический комфорт (поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся); учет возрастных особенностей (исследование должно быть посильным и интересным) [6, с.44].
Вовлечение учащихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата. Развитие исследовательской компетенции среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества [5, с.39]. 
Выпускник начальной школы должен уметь:
самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры [2, с.41].
Также хочется отметить, что способности младшего школьника должны полноценно развиваться при целенаправленном педагогическом сопровождении. Педагогическое сопровождение предполагает:
высокий уровень консультирования в различных областях;
консультирование по оформлению работы, подготовки презентации и защиты работы;
поддержка и поощрение инициативы и самодеятельности;
создание условий для воплощения творческого замысла;
поиск мест для представления полученного результата [6, с.21].
Как правило, исследовательские компетенции формируются во время учебной деятельности и самостоятельной работы. Наиболее эффективным мы посчитали развитие их на уроках литературного чтения. Нами были подобраны методы и приемы, способствующие развитию исследовательских компетенций учащихся начальной школы на уроках литературного чтения:
Метод «Работа с учебной литературой». Учим хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать сообщения, рефераты.
Метод «Наблюдение» – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.
Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия, например, положительного и отрицательного героев сказки.
Метод «Описание литературного  объекта» – составление устного или письменного рассказа об объекте на основе чувственного восприятия.
Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.
При организации работы по формированию научно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы: доступности; естественности; осмысленности; культуросообразности; самодеятельности [3, с.529].
Следует отметить общеучебные умения и навыки, формирующиеся в исследовательской деятельности:
Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.).
Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения) [5, с.120].
В ходе исследовательского обучения дети приобретают уникальный опыт работы с информацией, направленный на её поиск, преобразование и представление в ином виде.
Таким образом, мы можем утверждать, что исследовательские компетенции и их развитие – это одно из главных требований, предъявляемых современным обществом. Соблюдение этих требований – путь к воспитанию компетентной личности, в которой нуждается общество на данном этапе развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку // Русский язык (ПС). Казань: Издательство ТГГПУ, 2010. – №17. – С.24-28.
Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов [Текст] / МН. Арцев // Завуч. – 2005. – №6. – С.37-42.
Большая советская энциклопедия / М.: Академия. – Издание III, 30 томов, 1988. – 978с.
Бреус, Е.В. Исследовательский метод в содержании учебной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Бреус // Методист. – 2009. – №1. – С.63-68.
Грачёва, И.Н. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии [Текст] / И.Н. Грачёва // Биология. – 2009. – №6. – 172с.
Крамаренко, В.Н. Исследовательская работа по литературе [Текст] / В.Н. Крамаренко // Изд-во: Северная Двина. – 2007. – №4. – 56с.
Нинбург, Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации [Текст] /Е.А. Нинбург // Биология. – М.: Академия. – 2012. – 304с.
Сырицына, С.И. Организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.И. Сырицына // Начальная школа. – 2009. – №7. – С.8-11.