Использование современных информационных технологий на уроках математики





«Использование современных информационных технологий на уроках математики»


Учитель математики МКОУ «Эртильская СОШ №1»
Бочарова Надежда Александровна














Эртиль 2016 г.
21 век – век информационных технологий. Именно поэтому в обучении школьников традиционные формы и методы обучения полностью не реализовывают цели, поставленные перед образованием. В настоящее время перед нами стоит цель повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, посредством ИКТ. Что в дальнейшем поможет нам выпустить из школы уверенного и современного выпускника, который будет активно использовать полученные знания.
Применение информационных технологий позволяет использовать дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертексте и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать такую систему обучения, в которой каждый школьник с интересом сможет изучать предмет и активно применять навыки работы с ИКТ на уроках.
Такая система обучения с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ:
Позволяет уменьшить затраты труда учителя при подготовки к урокам;
Даёт обучающимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории изучения предмета;
Предполагает дифференциальный подход к обучающимся;
Повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
Способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
Повышает мотивацию обучающихся;
Развивает у обучающихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.
Выделим такие формы и методы, кроме традиционных, которые могут быть использованы при изучении математики:
1. Работа с Интернет-ресурсами
Благодаря Интернет-ресурсам учитель и школьник могут искать нужную информацию по предмету, посещать различные математические сайты, участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах, обмениваться опытом на различных математических форумах, отправлять домашнее задание по электронной почте, чату и т.д..
2. Работа со средствами Microsoft Office
Написание докладов, построение графиков, таблиц, создание проектов, решение задач, написание своих вычислительных программ, создание буклетов, презентаций и т.д..
3. «Компьютерный практикум»
Написание программ с использованием языков программирования. Например, «Калькулятор», «Вычисление по формулам», электронное приложение «Решение задач», электронное приложение «Моя электронная рабочая тетрадь» и т.д.
4. «Контрольно-обучающие программы»
Использования обучающе-контролирующих программ на уроках. Написание различных тестовых заданий. Создание различных электронных пособий по математике, например, «Математика в примерах и задачах», «Мой дневник» и т.д..
5. «Сетевой урок»
Проведение сетевых уроков, конференций по локальной сети или по сети Интернет.
Формы организации урока могут быть разными - лекция, семинар, лекционно-практическое занятие, самостоятельные работы, дискуссии, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры и т. д.
В качестве контроля могут быть использованы письменные или устные работы, тестовые задания, зачеты, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль, практические работы.
Если ИКТ использовать на уроках систематически в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Какие же средства ИКТ можно использовать на уроках математики?
1. Средства Microsoft Office
Использование приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access, Publisher в обучении математики дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.
Текстовый редактор Word представляет богатые возможности для создания профессионально выполненных документов, написание рефератов, докладов. А встроенный редактор формул поможет без проблем написать нужную формулу, а у обучающихся выработает навык правильности написания формул, а именно их пошаговое построение. Применение текстового редактора Word на различных ступенях обучения помогает обучающимся полностью изучить все функциональные возможности приложения, что в дальнейшем им пригодится в жизни. (Приложение №1)
Использование графического редактора Power Point позволит дополнить текстовые части работы (реферата, доклада): рисунком, фотографиями, картинками, эффектами анимации. Позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать, продемонстрировать на компьютерах индивидуально или с помощью видеопроектора, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи.
Электронные таблицы Excel позволяют более наглядно представить текстовую информацию в таблицах, диаграммах. Excel – инструмент для решения различных математических задач. При построении графиков и решения задач данное приложение заостряет внимание обучающихся на формуле, что способствует лучшему восприятию и запоминанию формул. (приложение №2)
Базы данных Access предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной по определенным критериям, является способом хранения больших объемов информации. Решение логических задач, выборка результатов по критериям при составлении логической формулы. Создание справочников, построение таблиц.
Использование Publisher позволяет подготовить яркий, деловой раздаточный материал.
Информационные технологии на разных этапах урока
Организационный этап
Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и плана работы на уроке. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. 
Мотивационно-познавательная деятельность
Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.
Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
- разъяснение значения информации для будущей профессиональной деятельности, демонстрация задач, которые могут быть решены с помощью этой информации;
- рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Проверка усвоения предыдущего материала
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии.
Обучающая и образовательная функция состоит в том, что обучающийся не просто изучает, но и, получает обратную связь при поиске и проверке решения.
Воспитывающая функция проверки и оценки знаний при работе с ИКТ обусловлена самим контролем, а еще больше – самоконтролем. Компьютер приучает пользователей трудиться, повышает их ответственность, “вынуждая” самостоятельно принимать решение о собственной готовности к ответу, реально оценивать свои учебные возможности.
Корректирующая функция ориентирует учителя на необходимость дополнительного анализа предлагаемого материала с целью определения его доступности.
ИКТ позволяют учителю получить ценные сведения об эффективности работы, доступности, адекватности материала обучающему, целостности представлений.
Еще более значимая функция контроля – фиксация уровня освоения материала: умения творчески применять полученные знания, давать адекватную характеристику явлениям, даже когда они находятся вне привычного контекста, отслеживать их взаимосвязи, взаимообусловленность при написании творческих работ и т.п.
Изучение нового материала
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Изображение на экране может выступать основным источником информации. Например, реальное построение графика с помощью интерактивной доски, решение задач в Excel , нахождение координат точки и т.д.
Систематизация и закрепление материала
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере, решение задач в Excel , составление словаря терминов в Access и т.д.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
Четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
Уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
Согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
Учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
Анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
А самое главное, учитель должен не только грамотно, но и творчески распланировать свой урок, который будет не просто уроком, а СОВРЕМЕННЫМ УРОКОМ!
В своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Использую ИКТ на разных этапах урока:
Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;
При объяснении нового материала;
При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Открытая математика. Функции и графики”, “ Познавательная геометрия”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.
На этапе контроля ЗУН.
Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий: Математика 5-11. “Новые возможности для усвоения курса математики”, Москва, изд. “Дрофа”, 2004 г.
“Алгебра 7-9”. Серия “Все задачи школьной математики”. Изд. “Просвещение”,2006 г. и др. Электронные пособия включают теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным.
Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где учащиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа “Живая геометрия”), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. В этой программе ученики работают с целым семейством фигур, что способствует развитию геометрической интуиции детей.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование.
Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
Широко использую ресурсы сети Интернет. Рекомендую сайты и ученикам, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации такой деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов учащимися выполняется в текстовом редакторе.
Применение данной технологии позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности “информационного общества”; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Обучение математике с использованием новых информационных технологий позволяет ставить диагностируемые цели и корректировать учебный процесс, сделать процесс обучения результативным, управляемым, реализовать полный цикл учебной деятельности. Использование ИКТ на уроках математики позволяет в наглядной форме донести материал до учащихся, облегчить работу педагога, поднять уровень успеваемости за счет заинтересованности учеников, а так же сократить время, отведенное на объяснение материала и уделить больше внимания закреплению. Применение компьютера и информационных технологий на занятиях уже не инновация, а необходимость, т. к. общество развивается с огромной скоростью и ученики и учителя должны идти в ногу со временем, а ежедневное взаимодействие с компьютерными технологиями позволяет с легкостью ориентироваться в информационном пространстве. В целом, можно сказать, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как информационные технологии способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а так же уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения. Обучение математике с использованием новых информационных технологий позволяет ставить диагностируемые цели и корректировать учебный процесс, сделать процесс обучения результативным, управляемым, реализовать полный цикл учебной деятельности. Использование ИКТ на уроках математики позволяет в наглядной форме донести материал до учащихся, облегчить работу педагога, поднять уровень успеваемости за счет заинтересованности учеников, а так же сократить время, отведенное на объяснение материала и уделить больше внимания закреплению. Применение компьютера и информационных технологий на занятиях уже не инновация, а необходимость, т. к. общество развивается с огромной скоростью и ученики и учителя должны идти в ногу со временем, а ежедневное взаимодействие с компьютерными технологиями позволяет с легкостью ориентироваться в информационном пространстве. В целом, можно сказать, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как информационные технологии способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а так же уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.