Использование современных информационных технологий на уроке якутского языка как государственного.
Использование современных информационных технологий на уроке якутского языка как государственного.
«Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы»
А.П. Семенова
Именно ИКТ являются своеобразным универсальным средством для успешного ведения образовательного процесса. Основными техническими составляющими, необходимыми для применения ИКТ являются компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет и
компьютерные программы (встроенные или на различных цифровых носителях). Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках якутского языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обу-
чения. Особенно удобным является использование на уроке планшетов и ноутбуков, обеспечивающих мобильность и переносные проекторы. Используя проектор на уроке якутского языка, я предлагаю детям просмотр фильмов, видеороликов, презентации, фотографии, который дает огромную возможность разнообразить формы и методы работы, предоставляя учащимся возможность совершенствовать коммуникативные компетенции.
Одним из совершенных на данном этапе техники является - интерактивная доска. В своей работе я пользую программами интерактивных комплексов Active Studio, ActiveInspire. Суть программ в том, что они действительно позволяют взаимодействовать ученику и учителю с объектами на интерактивной доске. Все можно двигать, и картинки, и слова; изменить размер, цвет, форму объекта; сделать запись и сохранить ее, чтобы вернуться к ней позже; выйти в интернет; послушать аудиозапись и посмотреть видео. Можно воспользоваться готовыми разработками, а интереснее составлять задания самим. Учащиеся перемещают слова, строят схемы, вписывают пропущенные буквы и т.д., тем самым подкрепляя аудио и видео восприятие материала практическими действиями. Все это способствует формированию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции.
Средства применения ИКТ при изучении якутского языка являются мультимедийные презентации. В силу удобства и простоты использования, очень широко применяются на уроках и учителем, и учеником. Создаваемые учебные материалы хорошо мотивируют и нацеливают учащихся на успех. Использование презентаций способствует повышению навыков рациональной организации учебной работы, как учителя, так и учащегося, имеет преимущество осуществления аудио- видео и текстовой наглядности.
Обеспечивает эффективность восприятия и запоминания учебного материла, введение новой лексики, активизирует мыслительную деятельность учащихся, осуществляет эффективный контроль усвоения новых знаний и систематизации изученного материала. Использование программы PowerPoint в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных.
Создание электронных пособий. Электронное учебное пособие требует от его создателя более продвинутого уровня владения программой РРТ.Однако, при определенном навыке не только учитель, но и ученик старших классов сможет с этим справиться. Так, совместно с учителем, мною было создано электронное пособие « Диалоги для уроков якутского языка». Таким образом, с уверенностью можно сказать, что программа PowerPoint дает возможность учителю создавать эффективные и высококачественные учебные материалы для выполнения конкретных учебных задач.
Использование интернет ресурсов Современный интернет - ресурсы дают возможность доступа к разнообразным источникам информации, являются уникальной базой для создания информационно предметной среды. Развитие коммуникативной компетенции становится в несколько раз эффективнее при погружении учащихся в языковую среду.
Именно интернет предоставляет такую возможность и на уроке, и во внеурочной деятельности, и при самостоятельной работе учащегося. Один из самых элементарных вариантов применения интернета использование его как источник дополнительных материалов при подготовке к уроку. Интернет способен восполнить дефицит источников учебного материала. Можно сказать, развитие коммуникативной компетенции становится в несколько раз эффективнее при погружении учащихся в языковую среду. Именно интернет предоставляет такую возможность и на уроке, и во внеурочной деятельности, и при самостоятельной работе учащегося. Электронные энциклопедии и справочники, интерактивные карты используются как непосредственно на уроках, так и при подготовке
различных проектов). DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями (для различных видов работы.Учитывая достоинства применения ИКТ в учебном процессе, необходимо отметить, что даже самые прогрессивные электронные и информационные разработки не смогут заменить хорошего учителя. ИКТ, при всех своих преимуществах, выполняет лишь вспомогательную роль в подготовке и проведении урока. Помимо положительных сторон есть и отрицательные: огромное количество информации в интернете делает поиск
необходимых материалов затруднительным, создание презентаций требует определённого уровня владения компьютером.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне сделать урок высокопродуктивным, современным и эмоциональным. Однако важно не перегружать занятие «эффектами» и исходить из целесообразности применения ИКТ на конкретном уроке. Используя компьютерные технологии в процессе обучения, учитель должен непрерывно повышать свою профессиональную компетентность, что положительно
сказывается на процессе обучения и на качестве образования.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно коммуникативных технологий позволяет: эффективно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного).