Презентация по разработке уроков с применением практической математики


Практическая математика Тема «Цилиндр» Изучение темы «Цилиндр»План урока:Орг. МоментСообщение темы урока и целевая установкаПовторение технических сведений – лабораторная работаОриентировка в заданииОрганизация рабочего местаПрактическая работаСловесный отчет о проделанной работеОценка качества работыПодведение итогов работы1. Орг. Момент2. Сообщение темы урока- загадка: Транспорт, на котором передвигались маленький князь Гвидон и его мама. (Ответ бочка)В. Как вы думаете, какие тела похожи на бочку? Ответ (труба, стакан)Сегодня мы рассмотрим некоторые свойства таких тел. 3. Повторение технических сведенийВ. Из каких материалов можно сделать бочку? Ответ( из бумаги, из пластилина) Какие свойства имеют эти материалы мы посмотрим при проведении лабораторной работы. Для этого на рабочем столе находим бумагу, пластилин. Проверяем, мнется ли бумага? А пластилин? Намокает ли бумага? А пластилин? Раскатаем из пластилина прямоугольник, используя трафарет. Сравните толщину прямоугольника соседа со своей. Одинаковы ли они? Ответ (нет). Вырежем из листа бумаги прямоугольник. Сравните толщину прямоугольника соседа со своей. Одинаковы ли они? Ответ (да).А теперь сравним толщину листов нашей бумаги. Ответ (одинаковые).Вывод: если бумага одна и та же, то толщина фигур составленных из нее одинакова. А толщина фигур из пластилина зависит от того, насколько мы его раскатали. 4. Ориентировка в заданииДавайте вернемся к нашей бочке и попытаемся выполнить ее из бумаги и пластилина. Тела, которые имеют похожую форму, называются цилиндрами. У цилиндра должна быть боковая поверхность и основания – дно и крышка нашей бочки. Как вы думаете, из каких фигур состоит цилиндр? (При этом учитель берет готовый цилиндр, но не склеенный и при детях разворачивает его). Получились прямоугольник и 2 круга. 5. Подготовка рабочего местаПосмотрите, что есть на ваших столах. Палетка для измерения площадей. Бумага, трафареты прямоугольников и кругов одинакового размера и разного размера, ножницы, подкладная доска, клей. На столе учителя есть вода, песок, мензурки, готовая бочка – цилиндр в собранном и разобранном виде.(Примечание: размеры прямоугольников и кругов должны быть соизмеримы, чтобы получился цилиндр) 6. Практическая работа Сейчас по трафарету, который у вас есть на партах, чертим прямоугольник, 2 круга и вырезаем их, оставляя у кругов зубчики по краям для склеивания. Измеряем площадь прямоугольника с помощью палетки, накладывая ее и посчитаем количество единичных квадратов. Собираем цилиндр из наших фигур, склеиваем 2 противоположных конца прямоугольника, но пока не приклеиваем покрышку, а дно приклеиваем. Как вы думаете, чему равна площадь боковой поверхности, то есть боковых стенок нашего цилиндра? Ответ (площади прямоугольника, если дети не отвечают снова разобрать цилиндр демонстрационный).От чего зависит площадь боковой поверхности? Ответ (от длины и ширины прямоугольника) Это дети устанавливают опытным путем, сравнивая исходные прямоугольники по трафаретам (которые должны быть разными по размерам). А теперь вылепим цилиндр из пластилина. У вас на столах одинаковые по массе куски пластилина. Обратите внимание, что мы взяли трафареты разного размера. Раскатаем по трафарету прямоугольник и 2 круга. Соберем из фигур цилиндр, соединения замазываем, но крышку, т.е. верхнее основание пока не закрепляем. Получили второй цилиндр, но из пластилина. Как можно измерить объемы наших цилиндров? Ответ (надо посмотреть сколько помещается в цилиндрах какого то вещества). Проще всего измерять объем воды. Можно ли налить воду в бумажный цилиндр? Ответ (нет, он намокнет).Можно ли налить воду в пластилиновый цилиндр? Ответ (да, пластилин не намокает и не пропускает воду). Выполняем эту операцию практически с помощью мензурки измеряем объем воды. 7. Словесный отчет о проделанной работеОт чего зависит объем воды?Сравним объемы в зависимости от высоты цилиндра, то есть от ширины исходного прямоугольника, от размера круга, то есть от диаметра исходной окружности, для исходного прямоугольника это ширина.Ответ: широкий, но низкий цилиндр имеет больший объем, чем узкий и высокий. Но вместительность нашего цилиндра зависит еще и от толщины стенок. Кто-то раскатал пластилин тоньше и у него получились фигуры большей площади.Вывод: объем цилиндра зависит от размеров кругов( то есть их диаметров) и от размеров прямоугольника (то есть его длины и ширины). А как можно измерить объем нашего цилиндра из бумаги?Ответ: насыпать в него, например песок.Выполняется практическая работа аналогичная предыдущей, но с песком. 8. Оценка качестваОценивается работа каждого учащегося: его аккуратность, четкость выполнения инструкций, результаты работы. 9. Итог урокаИтак, повторим еще раз, что мы получили. Площадь боковой поверхности и объем цилиндра зависят от размеров оснований, а точнее от их диаметров (или радиусов), от высоты цилиндра, то есть от ширины исходного прямоугольника. Темы на которых можно еще применять ручной труд для изучения математики.1. Неравенство треугольника.Детям даются веточки разных размеров и форм. Сначала нужно обсудить какая из них является отрезком (кривая не является). Затем дать ножницы и попросить нарезать 3 отрезка и собрать из них треугольник. Опытным путем выясняется, что треугольник составить можно не всегда: сумма двух сторон должна быть больше третьей стороны. Тема «Длина окружности и сечения сферы»При изготовлении на уроках труда объемного шара из ниток, обращаем внимание, что при каждом витке нитки получаем окружность, можно измерить ее длину, измерив длину нити. Причем, получаем при каждом витке окружность сечения сферы какой-то плоскостью. Есть зависимость площади и объема сферы от диаметра. Тема «Многоугольники»Попросить сложить треугольник и прямоугольник из проволоки.Обратить внимание, что треугольник жесткая фигура, его стороны жестко закреплены, не двигаются. А прямоугольник не жесткая фигура, можно подвигать его стороны, смещая вправо или влево. Тема «Многогранники и тела вращения»Можно попросить практически выполнить эти тела из бумаги, из проволоки, из пластилина и рассмотреть их свойства наглядным путем. Используем построения разверток по образцу или трафарету. Тема «Положительные и отрицательные числа»Изготовить термометр и на нем посмотреть изменение температур.