Доклад Формирование этнотолерантности у учащихся на уроках географии и внеурочное время


Л. М. Картаева
Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе (на примере предмета «География»).
Россия – многонациональная страна, в ней проживают люди различных национальностей. Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие ее от других. Но именно это отличие и вызывает чаще всего в настоящее время у других людей неприязнь. Во времена СССР существовала общность, имя которой - «советский народ». Чувствовалась сплоченность наций, интернационализм был ярко выражен. При распаде Советского Союза взаимоотношения между народами усложнились. Появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию. Это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность межнациональных отношений в России, появились всякого рода конфликты, стычки, и даже войны.
Поэтому особое место имеет воспитание у молодых людей этнической толерантности. Именно в молодом возрасте закладываются основы отношения к ней как важнейшей жизненной ценности, которая во многом определяет их дальнейшую жизненную позицию. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать  многие проблемы, в частности и этнические. И школа должна решать эту проблему, учитель является носителем информации.
География самый надежный помощник в воспитании этнической толерантности. Данный учебный предмет представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. География в настоящее время поставлена в России на самую высокую планку, ее значимость отмечена президентом нашей страны В. В. Путиным. Именно география дает прекрасную возможность ненавязчиво и органично ввести в мировоззрение учащихся толерантность. Например, она способна развить уважение к правам людей различных рас и национальностей при изучении темы «Население» в 7 классе, или воспитать терпимость к людям иной национальности, культуры, религии при изучении темы «Этнический состав населения Республики Мордовия» в 8 классе. Данный предмет позволяет обратить внимание на опасность проявления расизма и национализма в разных странах мира. И от того, как подан материал, во многом формируется отношение учащихся к жизни, их оценка происходящих событий в странах и мире.
На своих уроках я стремлюсь использовать различные педагогические технологии для развития толерантности, особенно интерактивные. Они не только повышают активность учащихся, но и предают уроку иное эмоциональное содержание, которое, надеюсь, останется в памяти и во взрослой жизни нынешних учеников.
Очень интересна и продуктивна такая форма проведения урока при изучении темы «Население Мордовии». Класс делится на группы, каждая из которых представляет одну из наций, проживающих на территории республики. Ученики рассказывают о традициях народа, о месте проживания и т.д. Друг другу задаются интересующиеся их вопросы. К данному уроку, конечно, нужна серьезная подготовка. Можно провести внеклассное занятие по данной теме, где ученики представляют стихи национальных поэтов, исполняют песни на различных языках. Зал оформляется в национальных колоритах.
Очень интересно проходит «Телемост» между людьми разных национальностей в 8-9 классах при изучении курса «География России». Ученики заранее получают задание изучить традиции народов разных национальностей России, например, бурятов, татар, ненцев и т.д. Они делятся материалом о национальных праздниках, обычаях, готовя презентации. Интересно узнать о празднике «Медвежьи пляски», который проводится ежегодно в Ханты - Мансийском автономном округе, или празднике якутов Ысыахе, где большие почести отдают коням, о русской масленице, о мордовских обычаях и т.д. [3]. В 9 классе можно подключить и доклады о народных промыслах народов, о становлении региона, о размещении на его территории предприятий, которые играют значимую роль в хозяйстве всей страны.
7 класс – это кладезь для понимания традиций разных народов. Конференции, «путешествия», «встречи» отвечают на удивительные вопросы: «А почему японцы едят рыбу фугу?», «А змеиное мясо действительно вкусное?», «Почему в Индии корова является «священным животным»? и др.
Большое значение может иметь и организация проблемных дискуссий на уроках. Здесь речь идет о межличностном общении по той или иной проблеме полиэтнического общества. Это общение позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами сверстников, часто способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников для подростков бывает очень весомым. Примерные темы для дискуссий могут быть такими: «Можно ли считать Мордовию толерантной республикой?» (при изучении темы «Этнический состав населения Республики Мордовия»); «Обречены ли страны Ближнего Востока на постоянные конфликты?» (при изучении темы «Этнический состав населения мира» в 10 классе или темы «Страны Азии» в 11 классе). Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты «Горячие точки планеты» и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы.
Очень интересна дискуссия на тему «Важным ли фактом является то, что в паспорте убрали графу «Национальность» (9 класс). Приходим к выводу, что такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.
Во время дискуссий формируется убеждение, что в современном мире есть все возможности и средства для урегулирования любых конфликтов мирным путем, что только толерантность в отношениях между народами может превратить современный мир в арену плодотворного взаимовлияния и взаимодействия различных культур.
Надежным инструментом является посещение музеев, где слиты воедино духовность, единство наций. Это и краеведческий музей, и музей Великой Отечественной войны в г. Саранске, музей в п. Ромоданово. Молодые ребята - и мордвин, и русский, и татарин, и украинец, отдавшие за нас свои жизни, смотрят на нас с фотографий с надеждой, что больше не будет войны, что люди будут жить счастливо, мирно. Так неужели мало их жизней? Ученики задумываются над этим. Детские сердца ранимы.
Помогает нам в работе и географический факультет МГУ им. Н. П. Огарева, ежегодно проводя различные конкурсы для учеников, включая и конкурсы на этнические темы. Мои ребята охотно участвуют в Интернет – олимпиадах, которые проводит факультет. Они собирают материал о нашей республике, решают довольно сложные вопросы. В результате ученики неоднократно занимали первые места. Многие из них обучались или обучаются в настоящее время на данном факультете. Надеюсь, что они и все мои выпускники являются достойными членами нашего общества.
Итак, задача формирования этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе является одной из ключевых, т.к. проблема межнациональных отношений в настоящее время очень сложна и серьезна. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Школа должна помочь детям разобраться в этом вопросе и ответить на него правильно.
Литература.
Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. - 2006. - №1. – с. 1 – 5.
Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004. – 142 с.
Миловский А.С. Песнь жар – птицы. – М.: Дет. лит., 1987.– 190 с.
Степанов П. Как воспитать толерантность?//Народное образование. - 2001. - №9. – с. 91 – 97.
Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы.- СПб: КАРО, 2007. – 128 с.