Программа школьного лагеря с дневным пребыванием Радуга


МБОУ-СОШ № 6
Образовательная программа
Летнего пришкольного
образовательно – оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием
«Радуга»
«Край детства»
для детей 7-13 лет
с 01 июня по 17 июня 2016 г.

Пояснительная записка
Летние каникулы – самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы – это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Великий российский историк В.О. Ключевский писал: "У каждого поколения могут быть свои идеалы и жалко то поколение, у которого нет никаких". Эти слова остаются актуальными и сегодня, когда в современном научном обществе идет поиск общенациональной идеи. Главным в ее содержании является обращение к духовно-нравственным основам нашего самосознания, которое определяет внутреннее единство российского общества.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Все это послужило выбором образовательной программы ЛООЛ «Радуга». Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому так важно создать адекватные педагогические условия формирования личности в летний период, продумать разнообразные формы деятельности. Отсюда и необходимость в программно – методическом обеспечении летней оздоровительной компании, т. е. в создании разработки образовательно – оздоровительной программы лагеря «Край детства».
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых     школьников во время летних каникул;
- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала обучающихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной многопрофильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Формируются разновозрастные отряды в основном для младшего школьного возраста.
Благодаря межведомственному характеру организации летнего отдыха, учреждения культуры города предоставляют детям возможность посещать библиотеку им. З. Космодемьянской, МАУК Театр драмы и комедии», кинотеатр «Марс», бассейн в СК «Аквамарин».
В лагерь планируется принять 80 воспитанников.Ребята будут организованны в 4 отряда. Эта программа комплексная, состоит из разных направлений отдыха, оздоровления и воспитания.
Программа краткосрочная, реализуется в течение одной лагерной смены.
Место реализации : летний пришкольный образовательно – оздоровительный лагерь МБОУ –СОШ № 6 «Радуга».
Цель программы: создание условий для полноценного отдыха, нравственного и физического воспитания, социального становления личности ребёнка, осознания себя как части общества и природы;
Задачи программы:
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Закаливание.
Воспитательные:
Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
Создать условия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием края;
Создать условия для воспитания культуры общения.
Развивающие:
Развивать способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
Создать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Содержание программы
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап:
подбор кадров;
комплектование отрядов;
разработка документации, регламентирующей работу ЛООЛ.
II. Организационный этап:
знакомство;
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовка к дальнейшей деятельности по реализации программы.
III. Основной этап: реализация программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки: с гербом и флагом отряда, с тематикой здорового образа жизни и направления профильной работы отряда, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
Периоды смены
Организационный период
Создание своей территории «Радуги» - формирование отрядов, знакомство – 1 день.
Обустройство своей территории – выработка законов, правил, определение ролей, атрибутики, планы – 1 день.
Задачи:
-познакомить ребят друг с другом;
-создать условия для раскрытия способностей у ребят;
-создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива;
-выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Содержание:игры на знакомство, спортивные дружеские встречи, КТД на раскрытие творческих интересов и способностей.
Основной период
Проживание на своей территории – реализация планов – 11 дней.
Задачи:
-обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества;
-научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить деятельность на принципах самоуправления;
-создавать и укреплять внутриотрядные традиции;
-заботиться о сплочении детского коллектива.
Содержание: работать по плану лагеря, отряда: игры, праздники, состязания. Тематические дни, походы, работа клубов.
Заключительный период
Презентация своих территорий – конкурсы, награждения, закрытие лагеря – 1 день.
Задачи:
-создать атмосферу дружеского прощания;
-найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда, лагеря;
-подвести итоги;
-подготовить прощальные сюрпризы друг другу, воспитателям, вожатым.
Содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования, выступления отрядов, клубов, прощание.
Ожидаемые результаты
Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность, проведение минуток здоровья должны способствовать укреплению здоровья и физической выносливости детей, а также формированию навыков здорового образа жизни;
Формы организации деятельности детей в лагере и методы воспитания создадут условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции детей, воспитания культуры общения, уважению к прошлому нашей Родины;
Творческая самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление создадут условия для развития коммуникативности детского коллектива.
Методы исследования результативности
-изучение активности и включенности детей в разные формы и виды деятельности при проведении мероприятий;
-опросы, анкетирование, визуальное наблюдение за деятельностью участников образовательного процесса;
-в начале и по окончанию работы смены осуществляется измерение оздоровительного эффекта согласно методическим рекомендациям утвержденным главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко.
Механизм оценки результатов
-отсутствие или наличие травм в отрядах;
-количество или отсутствие нарушений дисциплины;
-количество детей, принявших участие в мероприятиях;
-количество заметок в средствах массовой информации о работе лагеря;
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: сотрудники МБОУ-СОШ № 6 (начальник лагеря – учитель начальных классов, воспитатели – учителя начальных классов, а так же старшая вожатая, медицинский работник, работники библиотеки, работники столовой).
Условия приема обучающихся в ЛООЛ: для зачисления детей на пребывание в летний образовательно – оздоровительный лагерь при МБОУ –СОШ № 6 родителям (законным представителям) необходимо предоставить заявление на имя директора МБОУ –СОШ № 6 по образцу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
Ю. Н. Григоренко. Кипарис-2. Москва 2000 год;
С. Афанасьев. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома 1993 год;
И. Хуснутдинова. Кипарис – 7. Москва 2004 год.
В. Н. Торгашов. В эфире новости. Москва 2004год.
Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.
Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
С.В. Титов. Добро пожаловать, игра! Творческий Центр «Сфера» Москва 2004 год.
Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество».