Рабочая программа по бурятскому языку, 2 класс 
                                     Пояснительная записка
 
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», «О языках народов РФ», «О языках народов РБ»(принятого в июле 1992г) на основе начального и основного общего образования(от 09.06.2008г.№830), а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08.2010№889. 
Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку во 2 классе. 
Программа по бурятскому языку общим объёмом 68 часов изучается в течение учебного года, согласно учебному плану МБОУ Шибертуйская СОШ на 2014-2015 учебный год.
Предмет «Бурятский язык как государственный» занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих языковое образование. Изменился социальный контекст изучения бурятского языка, приведший к пересмотру содержания и задач языкового образования. 
Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые предоставляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственному. Основной целью обучения бурятскому языку является формирование у школьников коммуникативных умений, поэтому в качестве минимальных требований в программе указываются требования к овладению коммуникативными умениями (говорением, аудированием, чтением и письмом) 
Особенности программного материала 
Основным приоритетом при обучении бурятскому как государственному является гуманитаризация образования, когда стратегией обучения провозглашается личностно-ориентированный подход. Центром образовательного процесса становится личность школьника, учёт его образовательных потребностей, возможностей, склонностей, способностей. Это предполагается реализовать на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования соответствующих технологий. Младший школьный возраст отличается общительностью и эмоциональностью. У них интенсивно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению. У детей этого возраста велик интерес к чтению, рассказов с острой и занимательной фабулой, к сказкам, научно-познавательной литературе. Им интересны знания об окружающем мире, поэтому важно пробудить в них любознательность, познавательную активность. 
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия. 
Национально-региональный компонент образовательного стандарта обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны и включает в себя ту часть 
содержания образования, в которой отражено региональное и национальное своеобразие культуры. Внедрение национально-регионального компонента содержания образования позволяет решать следующие проблемы: 
• социализации молодого поколения республики по месту рождения и проживания; 
• возрождению национального самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности; 
• развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада народов Бурятии в историю российской цивилизации; 
Цели регионального компонента: 
Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по бурятскому языку; 
Способствовать формированию личности как достойного представителя нового поколения. 
Задачи регионального компонента: 
Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион. 
Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой работы на уроках бурятского языка. 
Предлагаемая программа построена на основе УМК. С методических позиций основной характеристикой УМК является коммуникативная направленность. При отборе и организации учебного материала автором учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся младшего возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики. 
Базой данного курса является учебник (Нанзатова Э.П. «Эрдэни 1 год обучения»), который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя, а также на реализацию ФГОС НОО нового поколения. 
Целевая установка 
Основная цель курса «Бурятский язык как государственный»-это комплексное решение задач, стоящих перед предметом, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся ,понимаемой как их способность и готовность общаться на бурятском языке в пределах тем, определённых региональным стандартом по бурятскому языку как государственному и программам по бурятскому языку как государственному. 
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 
1.Формирование умений общаться на бурятском языке с учётом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, внимания ,мышления ,памяти и воображения; мотивации к дальнейшему аудировании, чтении и письме. 
2.Развитие личности ребёнка, его речевых способностей изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования. 
3.Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения. 
4.Освоение элементарных лингвистических представлений ,доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке :формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.) наблюдаемых в русском и бурятском языках. 
5.Знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклора, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке. 
6.Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений. 
Формы организации учебного процесса. 
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, экскурсий. 
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых. 
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. Освоение курса согласно требованиям ФГОС НОО предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем. 
Структура программы 
Программа по бурятскому языку для 2 класса включает следующие разделы (темы): 
1.Бурятский язык- государственный язык 
2.Звуки и буквы 
3.Дифтонги 
4.Заимствованные слова 
5.Русские народные сказки 
6.Праздник букваря 
Итоговый контроль 
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (техники чтения, диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса. 
Предполагаемый результат-повышение практической грамотности, развитие речеведческих, коммуникативных и культуроведческих коммуникаций, воспитание любви к бурятскому языку. 
Учебно-тематический план 
2 класс №  Наименование 
разделов и тем  Всего 
час  В том числе:  Дата 
планируемая  Дата 
фактическая 
контрольные работы  развитие речи  лабор.и практические работы 
Бурятский язык-государственный язык  2 
1  Здравствуйте, дети!  1 
2  Знакомство. 
Приветствие  1 
Знакомство с Эрдэни  7 
3  Учебные принадлежности  1 
4  Мои волшебные друзья  1 
5  Дом, в котором я живу  1 
6  Моя детская комната  1 
7  Моя семья  1 
8  Мои друзья  1 
9  Цвета  1 
Путешествие в мир знаний  9 
10  Буквы:Аа,Оо,Бб,Шш,Хх  1 
11  Буквы:Аа,Оо,Бб,Шш,Хх  1 
12  Буквы:Лл,Мм,Нн,Ии,Ээ  1 
13  Буквы:Лл,Мм,Нн,Ии,Ээ  1 
14  Буквы:Лл,Мм,Нн,Ии,Ээ  1 
15  Песня «Чебурашка и его друзья»  1 
16  Народная сказка «Три медведя»  1 
17  Контрольная работа  1  1 
18  Работа над ошибками  1 
Звуки и буквы  27 
19  Буквы: ҺҺ,Yγ,Рр  1 
20  Буквы: ҺҺ,Yγ,Рр  1 
21  Буквы: ҺҺ,Yγ,Рр  1