Итоговый контроль по бурятскому языку 6 класс
Пояснительная записка
Данные контрольные срезы разработаны учителем бурятского языка МАОУ СОШ №19 г.Улан-Удэ Жергаловой О.Д. и предназначены для 6 класса. Объектами контроля являются элементы языка (лексика, грамматика) и речевая деятельность (чтение, аудирование, письмо). Каждая работа оценивается отдельно, имеет свои критерии оценивания и ключи.
Спецификация итогового контроля знаний по бурятскому языку для 6 класса
Цель теста: проверить уровень сформированности речевых и языковых умений за курс 6 класса.
Содержание итоговой работы определяется на основе следующих документов:
1. Стандарта основного общего образования по бурятскому языку/ 2-11классы
2.Примерных программ по бурятскому языку .При разработке КИМ также учитываются:
Общие компетенции владения бурятским языком.
Условия тестирования: при проведении тестирования используется раздаточный материал, ТСО
Задачи: проверить уровень усвоения языкового материала, уровень сформированности умений учащихся в практическом использовании знаний в коммуникативно-ориентированном контексте.
Характеристика пользователя: данный контроль предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных школ, изучающих бурятский язык со 2 класса.
Характеристика содержательного блока контроля: проверочный тест представляет собой стандартизированный тест, состоящий из четырех разделов: чтение, аудирование, письмо, лексико-грамматический тест. С общим охватом содержания (задание на установление соответствия, задание на установление структурно-смысловых связей) чтение, с полным охватом содержания (задание на полное понимание с множественным выбором ответа), практическое использование языкового материала (задание на умение понимать незнакомые лексические единицы с помощью слов или словосочетаний синонимичного характера), соотнесенных с требованиями образования по бурятскому языку. Содержательный компонент каждого из разделов включает в себя задания базового и повышенного уровня.
Технология оценивания: Общее количество баллов - 62б.
Система оценок: «5» - 58-62 баллов
«4» - 57-50баллов
«3» - 49-34 баллов
«2» - 33 баллов и менее
Инструкции: Инструкции при проведении тестирования даются на русском языке.
Кодификатор
Кодификатор итогового контроля в 6 классах представляет собой двухпозиционный документ, где в разделе 1 приводятся проверяемые элементы содержания, а в разделе 2 дается перечень требований к уровню подготовки учащихся 6 классов достижение, которого проверяется на контрольно – измерительных материалах по бурятскому языку.
Описание элементов содержания, проверяемых в ходе контроля по чтению.
Раздел11.Понимание основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры изучаемого языка ( ознакомительное чтение)
2.Выборочное понимание/ интересующей информации из текста( просмотровое/поисковое чтение).
3.Полное и точное понимание содержания несложных аутентичных адаптированных текстов
разных жанров (изучающее чтение).
Раздел 2.
Перечень требований к уровню подготовки по чтению.
1.Читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания.
2.Читать текст с выборочным пониманием нужной/ интересующей информации
( просмотровое/ поисковое чтение).
3.Читать несложные аутентичные адаптированные тексты разных жанров с полным и точным
пониманием содержания.
4.Определять тему, выделить основную мысль.
5.Выделять главные факты опуская второстепенные.
6.Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
7.Использовать различные приемы смысловой переработки текста: языковую догадку
анализ.
8.Оценивать полученную информацию, выражать свое мнение.
Контрольная работа по чтению состоит из трех разделов.
Часть первая. (Базовый уровень). Понимание общего содержания текстов. Тип первого задания - установление соответствия; каждый заголовок соответствует только одному тексту, при этом один заголовок лишний; второе задание - закончить предложения, используя информацию текста.
Часть вторая. (Повышенный уровень). Умение находить запрашиваемую информацию. Тип задания – установление соответствия между утверждениями и содержанием текста, а также необходимо расположить тексты в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Часть третья. (Высокий уровень). Полное понимание текста. Тип задания
Ключи:
18б
часть1 (6б.)
минии γдэр
сагаалганхγсэтэй арьяатанбагшын γдэрэй журамзунай амаралтачасть 2 (7б)
Отметь буквой З (зγб) информацию, соответствующую тексту, и буквой Б ( буруу) – не соответствующую тексту.
Дугар хоёр γхибγγтэй.-Б
Сэсэг зурзгаадахи класста hурана.-ЗДугарай бγлэ Улаан-Yдэдэ байдаг.-БОдхон хγбγγниинь гоёор дууладаг.-ЗЭржэн дуушан.-Б Дугар нагаса зохёолшон.-ЗСэсэг миисгэйдэ дуратай.-Зчасть 3
Школа - ЭрдэниШкола - БаярмыМестоположение Улаан-УдэИволга
Число учащихся 1300 1000
Время начало и окончания учебы с 8.00-14.00 с 14.00-19.00 С 8.00-14.00
Кружки, секции волейбол Аман зохёолМнение Аудирование.
Проверяются умения понимать речь на слух с целью извлечения конкретной информации и полного понимания прослушанного текста.
Базовый уровень. Прослушать информацию и определить какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию услышанного текста(зуб),какие не соответствуют (буруу).(З/Б).
Повышенный уровень. Полное понимание прослушанного текста. Тип задания - выбрать правильный ответ из трех предложенных.
Ключи к заданиям:12б.
1часть
ЗБ
ЗБ
ЗЗЗЗ2часть
1.13
2.Монгол шуудан3.Монголдо
4.Зун
Лексико- грамматический тест - 24б
№1 ответы:1-в, 2-в,3-в,4-б,5-а,6-б. / 6б.
№2 ответы: 1-в,2-а,3-в,4-б./4б
№3ответы: А-хан, В-хан, С-хэн, Д-хан, Е-хан /2б
№4 8б.
1 2 3 4 5 6 7 8
г дб е ж ё в а
№5ответы: 1-в, 2-с, 3-с, 4-в /4б
Письмо -8б
Заполнить формуляр письма и написать правильно адрес на конверте.
1 задание -4б
2 задание- 4б
на "уд"- 4б (без ошибок написать адрес,выполнив др.задание).
на "хор"- 5-6б( выполнить 1и 2 задание с незнач.ошибками в написании слов).
на "отл"- 7-8б( без ошибок, информативно, полно).
Продолжительность: 45 минут
Чтение
Часть 1
Прочитай.
a) Подбери к текстам заголовки. Один заголовок лишний.
1)Энэ манай зундаа амардаг газар. Эндэ бидэ олон майхануудые табидагбди. Yдэр бγри тγγдэг дээрээ γглөөнэй ,γдэрэй, γдэшын хоол шанадагбди. Волейбол, футбол наададагбди, орой тээшээ тγγдэгээ тойроод дуунуудые дууладагбди., ёохор хатардагбди.
2) Би 7 сагта бододогби. 7.40 сагта hургуулидаа ошодогби. 8. -hаа 2 саг болотор hурадагби. Хэшэээлэй hγγлдэ ерээд эжыдээ туhалдагби, hγлээрнь номоо γзэдэгби. Yдэшэндөө сэнхир экран харанаб, компьютераар нааданаб. Унтаридаа 10 сагта ородогби.
3)Баабгай тайгын зэрлиг амтан болоно. Тэрэ хадаа элдэб юумээр хоолллодог.Баабгай тγргөөр гγйдэг, холо hγрэдэг, модон өөдэ гаража шададаг, уhанда тамрдаг амитан. Баабгай ехэ хγсэтэй амитан.
4)Буряад зон шэнэ жэлээ сагаан hарада тэмдэглэдэг. «Сагаан» гэжэ γгэбуряад хэлэндэ тон гγнзэгы удхатай. Сагаан hарадаа бэе бэеэ амршалдаг, сагаан эдеэгээр бэе бэеээ хγндэлдэг. Мэндэеэ хэлсэжэ бэлэг барилсадаг.
минии γдэр
сагаалганхγсэтэй арьяатанбагшын γдэрэй журамзунай амаралтаb). Закончи предложения, используя информацию текста.
1). Зундаа бидэ ой соо__________________________________________________.
2). Минии нγхэр γдэшэндөө____________________________________________.
3). Баабгай ойн _______________________________________________________.
4). Буряад зоной hайндэр ______________________________________________.
5). Манай хэшээл γглөөнэй ___________________________________________.
6). Минии аха футбол ____________________________________________.
7). Буряадууд сагаа hарада __________________________________________.
Часть 2
Прочитай три отрывка о семье Дугара.
а) Расположи отрывки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
1)Дугар Эржэн хоёр гурбан γхибγγтэй: хоёр басаган, нэгэ хγбγγн.Басагадай нэгэниинь зургаадахи класста hурана. Сэсэг гэжэ нэрэтэй. Тэрэ амитадта ехэ дуратай. Бадмаахай гэжэ миисгэйтэй.
2) Манай нагаса Дугар Захааминда байдаг. Наhанайнь нγхэр Эржэн гэжэ нэрэтэй. Дугар нагаса зохёолшон, тэрэнэй нγхэр Эржэн- зураашан.
3)Одхон хγбγγниинь сэсэрлигтэ ябадаг . Тэрэ дуу дуулаха дуратай. Минии hанахада, тэрэ артист болохо. Иимэл даа , минии нагасын бγлэ!
4) Сэсэгэй эгэшэ арбан нэгэдэхи класста hурадаг. Мγнөө жэл hургуулияа дγγргээд, Улаан –Yдэ hурахаяа ерэхэ. Тэрэ хатаршан болохо hанаатай.
b) Отметь буквой З (зγб) информацию, соответствующую тексту, и буквой Б ( буруу) – не соответствующую тексту.
Дугар хоёр γхибγγтэй
Сэсэг зурзгаадахи класста hурана.
Дугарай бγлэ Улаан-Yдэдэ байдаг.
Одхон хγбγγниинь гоёор дууладаг.
Эржэн дуушан.
Дугар нагаса зохёолшон.
Сэсэг миисгэйдэ дуратай.
Часть 3
Прочитайте два текста о разных школах и заполните таблицу.
Школа - ЭрдэниШкола - БаярмыМестоположение Число учащихся Время начало и окончания учебы Кружки, секции Би Эрдэни гэжэ нэрэтэйб. Би Улаан-Yдын hургуулида hурадагби. Манай hургуулида мянга гурбан зуугаад hурагшад. Манай hургуули γглөөнэй найман сагhаа hуралсалаа эхилдэг. Yдэшын долоон сагта хоёрдохи сменын hуралсал дγγрэдэг. Би хоёрдохи сменэдэ hурадагби. Орой гэртээ ерэнэб.
hургуулидамнай олон кружогууд ба секцинуууд бии. Би волейболой секцидэ ябадагби. Мγрысөөндэ хабаададагбди. hаяхана Красноярск мγрысөөндэ ошожо хоёрдохи hуури эзэлээбди.
Би Ивалгын дунда hургуулида hурадагби. Баярма гэжэ нэрэтэйб. hургуулимнай нэгэ сменэдэ hурадаг. Бидэ найман сагhаа хоёр саг болотор hурадагбди. Манай hургуулида мянгаад γхибγγд. Манай класс соо хорин табан hурагшад. Бидэ булта классаараа аман зохёолой кружогто ябадагбди. Элдэб зужэгуудые табидагбди, ёохор болон урданай дуунуудые дууладагбди. Кружогой hγγлээр гурбан сагта гэртээ ерэнэб.
Аудирование.
1).Прослушайте текст hэеы гэр и выполните задания. Базовый уровень.
hэеы гэр Буряадуудай заншалта байра hэеы гэр гэжэ нэрэтэй юм. hэеы гэрнγγд зургаан, долоон, найман ханатай бадаг юм.
hэеы гэр дурбэн талатай.: урда, хойто, баруун, зγγн. Гэрэй уудэн заатагуй урда талада байдаг. Гэрэй хойто тала хоймор гэжэ нэрэтэй. Хойморто гэрэй эзэн hуудаг. Гэрэй баруун талада айлшадаа hуулгадаг. Баруун хойто талада бурханай шэрээ.Хойто талада айлай ханза, хайрсаг,орон. Баруун талада хубсаhанай ехэ ханза. hэеы гэрэй баруун тала эрэ хунэй гэжэ тоотой, эхэнэр хунэй зуун тала болоно.Тэндэ амhарта, эдеэ хэдэг. Гэрэй дунда-гуламта.Тэрэнэй дээрэ – гэрэй тооно. Тооноор буряадууд саг хэды болжо байнаб гэжэ элируулдэг.
Определите, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию (З- Зуб),какие не соответствуют (Б-буруу).
hэеы гэр найман ханатайhэеы гэр гурбан талатайгэрэй баруун тала айлшадайгэрэй уудэн хойто таладагэрэй хойто тала эрэшуулэйгэрэй дунда –гуламтатооноор саг мэдэнээхэнэрэй тала зγγн
2)Прослушайте письмо монгольского мальчика Баатора и выполните задание, выбрав правильный вариант ответа. Повышенный уровень.
Сайн байна! Минии нэрэ Баатор.Би арбан гурбатайб. Би Монгол орондо Улаан-Баатар хотодо байдагби.Би буряад хэлэ hайн мэдэдэгби. Би спортоор бэеэ hоридогби. hур харбаанай мурысөөндэ хабаададагби. Ном уншаха дуратайб. «Монгол Шуудан» группын хугжэм шагнадагби. Чингис Раднаевай дуунуудта дуратайб. Манай Монголдо hая концерт харуулаа. Би Буряад орон энэ зундаа айлшалхаб. Буряад зоной соёлтой танилсаха hанаатайб. Дахин уулзатараа баяртай!
Выбери правильный вариант:
Баатор хэдытэйб!
12
15
13
Баатор хугжэм шагнана.
Хадхуур зууМонгол Шуудан«Байгал»
Баатар … байдаг.
Улаан-YдэдэПекиндэМонголдоБаатар ...ерэхэ.
ХабарНамарЗунЗадание №5 Лексико – грамматический тест.
Харша удхатай γгэнγγдые ологты. Найдите слова противоположные по значению.
1.Сэлмэг
А) халуун
Б) наратай
В) бурхэг 2. Томо А) ехэ
Б)мантагар
В) бишыхан
3. Yндэр А) томо Б) ехэ В) набтар 4.hайн
А) бэрхэ Б) муу В) залхуу 5. Ажалша А) залхуу Б) удаан В) тэнэг 6. Сэсэн А) жаахан Г) тэнэг В) ухаатайСинонимуудые ологты.
Гоё.
А) муухайБ) томоВ) hайхан 2. Сэсэн А)ухаатай Б)Зохидхон В)залуу 3. Жаахан А) хөөрхэн
Б)удаан В)бишыхан 4. Томо А) муу Б) ехэ В) халуун3.Придайте этим словам уменьшительно-ласкательный оттенок.
сагаанзалуушэнэаалиншара
4.Найди бурятско – русские соответствия:
1. хуһан а) молоко
2. тоһон б) ночь
3. һүни в) человек
4. үдэр г) берёза
5. һамар д) масло
6. һархяаг е ) день
7. хүн ё) гриб
8. һүн ж) орех
1 2 3 4 5 6 7 8
5. Отгадай загадки и выпиши верную отгадку:
1. Хон – хон дуутай хондолой дээрээ дэгээтэй.
миисгэй нохой хонин2. Газар доро гахай түрэбэ.
морхообһонгино
хартаабха3. Аяга соо алаг булаг
аманшэхэннюдэн4. Мүльһэн дээрэ мүнгэн шагта.
наранһара
һүни
Письмо
Как вы должны оформить конверт (не забудьте указать на конверте свой обратный адрес), если пишете письмо Дариме ,которая живет в Бурятии в городе Улан-Удэ, на улице Столичная, в доме №5, почтовый индекс 670009
________________________________________________________________
Даримын хаяг 0)орон1) гэрэй номер 2) хото 3) γйлсэ, 4) почтово индекс.
Жэшээ (0).
Буряад орон-0) страна Вы собираетесь провести летние каникулы в бурятской деревне в Кижинге. Вот письмо, которое вы должны написать им. Заполните его.
Ши Хэжэнгэдэ буряад хэлэтэй айлда айлшаар зунай амралтада ошохо болобош. Тγрγγн бэшэг бэшэхэ болонош.
Бэшэгты.
________________(hара γдэр)
Хγндэтэ,Баяр!
Намайе вокзал дээрэугтаха болоhондотнай, би баяртайб.
Би июниин ________ (дата) ______сагта (время вокзал дээрэ буухаб).
Би - _________________________ (опишите себя: рост, цвет волос...).
Намда ______________________.
Минии хубсаhан _________________________γнгэтэй. (опишите свою одежду).
Улзатараа баяртай!
Танай нγхэр,____________ (нэрэ) ___________________ (hара γдэр)
Использованная литература:
1.С.Ц.Содномов, А.А.Надагурова учебник «Алтаргана», Бэлиг-2011.
С.Ц.Содномов, А.А.Надагурова рабочая тетрадь «Алтаргана», Бэлиг-2011.
Э.П. Нанзатова, Методика обучения бурятскому языку как государственному,
Улан-Удэ, изд. БГУ-2008
3.Д.Ц.Будаева, Ю.Б.Мункуева Тесты по бурятскому языку, Бэлиг-2003.
4.С.Ж.Мархаева Буряад зэлэн Тестнууд 5-7классууд, Бэлиг-2008.
5.О.И.Богомолова, Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А.Дареева и др. «Мэндэ-э!», Бэлиг-2009.