Обобщение опыта по теме«Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г. ЗЕРНОГРАДА
(МБОУ ООШ Г.ЗЕРНОГРАДА)
Обобщение опыта по теме:
«Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПУСТОВЕТОВОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
2014 год
Оглавление :Введение.____________________________________________ 1
Визитная карточка.
Актуальность опыта.
Цель работы.
Гипотеза.
Длительность работы над опытом.
Технология опыта.___________________________________ 7
Теоретическая база опыта.
Коллективное творчество учащихся как средство
эстетического воспитания.
Формы коллективного творчества учащихся и их классификация.
Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Посильность и доступность заданий для коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства.
Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность.
Результативность опыта.________________________ 19
Заключение._____________________________________ 21
Библиографический список. ________________________ 22
Приложения. __________________________________ 23
1. ВВЕДЕНИЕ.
Я, Пустоветова Галина Николаевна, окончила Каменское педагогическое училище в 1988 году по специальности учитель изобразительного искусства и черчения, воспитатель ГПД. (Диплом №480347) Квалификационная категория-первая. Работаю в МБОУ ООШ города Зернограда учителем изобразительного искусства уже 26 лет. В настоящее время веду уроки изобразительного искусства по программе под редакцией Б.М.Неменского.
Актуальность опыта: В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного и нравственного мира человека третьего тысячелетия, а отсюда, как следствие, возникает острая необходимость в качественном эстетическом образовании и воспитании. Одна из актуальных задач эстетического воспитания - развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Решить эту задачу возможно средствами искусства.
Именно искусство развивает у школьника художественно-творческие способности, помогает приобрести опыт творческой деятельности, формирует систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, гармонизирует его отношения с миром. А коллективная деятельность ещё и способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками и умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.
В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Коллективные композиции украшают интерьеры школ и привлекают внимание посетителей выставок детского художественного творчества. Но, несмотря на разнообразие форм организации коллективной изобразительной работы учащихся, на уроках чаще всего используется совместно-индивидуальная форма, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не представляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной художественно-творческой деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективной композицией и роль коллективной деятельности в развитии творческой активности учащихся. Возможно, причина сложившегося положения объясняется тем, что недостаточно разработаны теория и практика коллективного художественного творчества учащихся. Вместе с тем, всё - таки, существуют некоторые разработки по данному вопросу.
Перечисленные выше причины явились побудительным мотивом для выбора методической темы моей работы «Организация уроков коллективного творчества как средство формирования художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства». Актуальность работы заключается в том, что коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира.
Поэтому цель моей работы:
1. Показать значимость коллективного творчества в эстетическом воспитании учащихся.
2. Помочь учителям и педагогам дополнительного образования организовать коллективную деятельность учащихся на уроках и дополнительных занятиях.
Объект исследования - уроки изобразительного искусства в школе.
Предмет исследования - влияние уроков коллективного творчества на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи во время работ коллективного творчества;
2.Формирование основ эстетического восприятия;
3.Развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы;
4.Развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире;
5. Развитие познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизация самостоятельного творческого поиска в решении художественных задач.
Гипотеза – правильно организованное коллективное творчество является средством, активизирующим развитие творческого потенциала ребенка, формирующим и совершенствующим навыки совместной работы, развивающим потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.
Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходиться задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда:
1. для чего учить? – цели и задачи;
2. чему учить? – содержание учебного процесса;
3. как учить? – формы, методы, технологии;
4. чем учить? – оснащение учебного процесса;
5. как учатся дети? – исследование процесса обучения.
Я задалась целью создать такую образовательную среду, где в определённой системе выстраивались бы позитивные, комфортные отношения педагога и школьника, максимально реализовался их ресурсный потенциал. Такую среду обучения, которая давала бы возможность каждому ученику, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры, субъективный опыт и материальные возможности реализовать себя в познавательной и практической деятельности, среду где формировалась бы культура общения и социальная активность учащихся.
Длительность работы над опытом: четыре года.
1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок интереса к изобразительному искусству через коллективное творчество (тесты-опросники, творческие задания).
2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития у учащихся начальных классов интереса к изобразительному искусству через коллективное творчество. Проведение диагностики учащихся интереса к коллективному творчеству на уроках изобразительного искусства (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование).
3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов.
В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет изобразительное искусство был назван в ряду интересных предметов. Увеличилось количество учащихся занимающихся в художественной школе на 3%. Работы стали интересней, оригинальней.
Диапазон опыта: Система уроков.
2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
2.1 Теоретическая база опыта:
Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно, но метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше.
В 20-е годы одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.
Даже название методов организации коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод»
В 30-е годы произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами предмета «рисование» было обучение детей основам изобразительной грамоты, развитие умения и навыков рисования различных предметов с натуры и по памяти. Рисование с натуры стало основным методом обучения.
Коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий.
Лишь в начале 60-х гг. Были предприняты попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации изобразительного творчества на уроке рисования в начальных классах.
В 70-е годы было определено значение коллективной деятельности в художественном образовании, дан наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной деятельности и их классификация.
В работе И.Н. Турро подчёркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становиться источником знаний для других участников.
В конце 70-х гг. и начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного воспитания, Союза художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.
В конце 90-х гг. вышло учебное пособие Т.С.Комаровой и А.И. Савенкова «Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
Таким образом, на протяжении нескольких столетий высказывались взгляды о методах обучению, о развитии детского творчества, способностей имеющие очень много общего.
Главная цель:
-формирование способностей к коллективному творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи, способствующие достижению цели:
-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
-формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
-стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
-воспитание нравственных качеств личности учащихся.
2.2 Коллективное творчество учащихся как средство эстетического воспитания.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать понимать и ценить художественное творчество других.
Еще в 70- х годах в рамках диссертации И. Н. Турро было определено значение коллективной деятельности в художественной деятельности младших школьников. Автором отмечалось, что сам процесс коллективного творчества и его последующий результат вызывает у учащихся чувство удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. В работе подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятный фон для общения детей друг с другом. Результат коллективного творчества, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.
В конце 80-х Б.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В настоящее время, коллективное творчество рассматривается как равноправное взаимодействие учащихся, направленное на реализацию творческого потенциала.
В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:
1.Информационная – обмен познавательной информацией.
2.Контактная – готовность к приему и передаче информации.
3.Координационная - согласование действий и взаимодействие.
4.Перцептивная – восприятие и понимание друг друга.
5.Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом человеке. В качестве критериев способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
-общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
- наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
- составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;
- доверие и взаимопомощь, между членами группы;
- сочетание ролевого и личностного взаимодействия.
Коллективная деятельность для ребят не нова, как игровой прием она применялась ранее на занятиях рисованием в детском саду.
Сегодня коллективное творчество наиболее часто применяется во внеклассных и внешкольных мероприятиях по изобразительному искусству, при выполнении общественных работ, связанных с оформлением школы для проведения общешкольных и городских мероприятий.
2.3 Формы коллективного творчества учащихся и их классификация.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставит, и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
На уроках изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.
Автор первой классификации – М.Н. Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных классах. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.
Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную деталь.
В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского учителями-экспериментаторами были систематизированы виды коллективной деятельности по признаку количества участников процесса совместного труда: парного, группового, коллективного. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.
Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.
На уроках изобразительного искусства мной наиболее чаще используется совместно – индивидуальная форма работы, поэтому наиболее полно в своей работе я раскрою именно эту форму коллективного творчества.
2.4 Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Почему я выбрала именно совместно – индивидуальную форму работы на уроках в школе?
Потому, что это одна из наиболее простых форм организации работы над коллективной композицией, которая доступна даже ученикам начальной школы.
Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке сюжета совместной композиции, при планировании дальнейшей работы и в конце урока на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.
Несмотря на кажущуюся простоту организации, совместно – индивидуальной деятельности, мне на уроке необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы и ее эстетическое качество.
В начале, когда мною стал применяться данный метод работы, композиция составлялась следующим образом: ученики самостоятельно выполняли, какой либо рисунок, затем им предлагалось вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон, но некоторые ученики изображали предмет в «среде», из которой «вырвать» его было очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала знают о назначении своего рисунка – стать частью коллективной композиции.
Мои приемы организации совместной – индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить ряд общих положений:
- продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости – фона;
- выбрать единый изобразительный материал;
- определить соразмерность в общей композиции;
- определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединиться или крепиться отдельные детали к общему фону;
- продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции.
Использую следующие принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией.
Самый простой - принцип свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне.
Следующий принцип организации коллективной композиции - принцип фриза, мозаики и аппликации - предполагает знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые способствовали бы получению композиционной целостности.
И ещё один принцип - принцип макета так же предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция, причём выполняется в объёме.
Во время урока роль организатора коллективной деятельности ложится на меня. Во фронтальной работе с классом я ставлю учебную задачу или занимательную проблему, руковожу поискам путей ее решения, формулирую и определяю индивидуальные задания.
На заключительном этапе, когда создается композиция, мне помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все учащиеся, работающие над созданием композиции, принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.
К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что,
чем лучше он сделает задание, тем лучше будет коллективу. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности ученика.
2.5. Посильность и доступность заданий для коллективного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства.
Коллективная изобразительная деятельность для учащихся начальной школы должна иметь яркий эмоциональный окрас и черты схожие с игрой, а для старших учащихся – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.
Посильность изобразительной деятельности должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Это основа получения качественного результата совместной работы. Доступность задания во многом зависит от уровня готовности учащихся к изобразительной деятельности, так учащиеся которые ранее занимались изобразительной деятельностью при посещении детских садов, наиболее развита фантазия, моторика руки, объем умений и навыков в отличие от детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у учеников отрицательное отношение к совместной деятельности.
Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые отразятся на качестве результата, могут быть:
- трудоемкость задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как младшие школьники могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;
- сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
- отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции.
Чтобы процесс коллективной деятельности был посилен и результат отвечал эстетическим требованиям, я придерживаюсь следующего:
- использую заранее приготовленный в единой цветовой гамме лист, при работе над реалистической композицией, например, многоплановое изображение пейзажа города, села.
Окрашенная бумага позволяет дорисовать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью.
2.6.Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность.
При выборе формы и методики организации совместной работы, учащихся важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем ранее приобретенного опыта общения учеников.
К основным возрастным особенностям школьника, влияющим на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности, следует отнести: высокую эмоциональность, развитое воображение, высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе, увлеченность процессом деятельности, низкая направленность на качество результата, легкое переключение с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость от однообразной работы.
В связи с этим можно возрастные особенности разделить на две группы:
Параметры, затрудняющие
совместную деятельность. Параметры, положительно влияющие на
совместную деятельность
-высокий уровень самостоятельности,
-низкая направленность интереса на результат,
-быстрая утомляемость от однообразной деятельности. - высокая эмоциональность,
- целостность восприятия,
- развитое воображение,
-переключение с одного вида деятельности на другой,
-увлеченность процессом работы.
Для того чтобы потребность в общении у младшего школьника происходила активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности тоже способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов драматизации (сказки) входе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая интерес к коллективной деятельности.
Рассмотрев возрастные особенности школьников можно сделать вывод, что совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов. Она наиболее проста по организации. В процессе совместно-индивидуальной деятельности легче отследить работу каждого ученика, к тому же эта форма позволяет постепенно обогащать опыт общения детей, ведя их от совместно-индивидуальной деятельности через работу, в малой группе и далее к совместно-взаимодействующей деятельности.
Знания возрастных особенностей учащихся дают возможность подобрать форму организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делает художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.
Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности были доступны каждому учащемуся, необходимо:
1. Правильно распределить индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, даю с учетом возможностей каждого ученика;
2. Правильное распределение роли в группах с учетом интересов всех участников.
Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно без подготовки учащихся к активному творческому созиданию. Поэтому на уроках изобразительного искусства коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием музыки и литературы, проигрыванием учащимися сценок и игровых ситуаций.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В результате работы по данной теме мне удалось достичь следующих показателей.
Мониторинг качества знаний
Год Успеваемость % Качество знаний %
2010-2011 100 86
2011-2012 100 86
2012-2013 100 88,5
2013-2014 100 90,3
В 2013-14 учебном году учащаяся 9 класса Попова Анжелика стала призёром муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству.
Растет количество учащихся принимающих участие в различных конкурсах. Я со своими учениками стараюсь принимать участие в различных творческих конкурсах. Конечно, не всегда мы занимаем призовые места, но в детях всегда есть дух соперничества. Чем больше становится победителей различных конкурсов, тем больше желающих принять участие, лучше и интереснее работы учащихся. Детские рисунки - это творчество юных художников.
Целью конкурса детских рисунков является поиск и поддержка талантливых детей. Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению.
В 2011 году Данильченко Максим учащийся 8 класса получил диплом 2 степени Девятого областного конкурса творческих работ им. святителя Димитрия Ростовского.
Победителями и призёрами муниципальных этапов конкурсов стали:
Копман Дарья ученица 1 класса – 2 место в муниципальном этапе конкурса «Зелёная планета глазами детей 2011»;
Быкадорова Юлия ученица 4 класса – 2 место в номинации «Красная книга» в муниципальном этапе конкурса «Я живу в глобализованном мире» 2011год;
Демьяненко Маргарита ученица 3 класса - 2 место «Плакат по защите прав потребителей»2011 год;
Шевченко Татьяна ученица 7 класса - 2 место в номинации «Географическая карта» в муниципальном этапе конкурса «Я живу в глобализованном мире » 2011год;
Гончарова Анжела ученица 6 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Я рисую книгу», по произведению «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.2011год;
Демьяненко Маргарита ученица 4 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков "Географическая карта мира"2012год;
Неделчева Ангелина ученица 8 класса -3 место в муниципальном этапе конкурса рисунков "Географическая карта мира"2012 год;
Демьяненко Маргарита ученица 4 класса - 2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Кулакова Елизавета ученица 2 класса – 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Данильченко Максим ученик 8 класс - 2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Копман Дарья ученица 2 класса – 2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Мир заповедной природы донского края»2012год;
Данильченко Максим ученик 9 класса — 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков имени святителя Димитрия Ростовского2012год;
Данильченко Максим ученик 9 класса –3 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей»2013год;
Демьяненко Маргарита ученица 5класса -2 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей»2013год;
Кулакова Елизавета ученица 3 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «Зелёная планета глазами детей»2013год;
Шестакова Александра ученица 4 класса — 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Скидело Алиса ученица 1 класса - 1 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Гаевская Олеся ученица 3 класса -3место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Чалая Юлия ученица 4класса -3 место в муниципальном этапе конкурса рисунков «20 лет Конституции» 2013год;
Копман Дарья ученица 4 класса – 1 место в муниципальном этапе конкурса «Зелёная планета глазами детей 2014»;
Барчишина Виктория ученица 2 класса – 3 место в муниципальном этапе конкурса «Зелёная планета глазами детей 2014».
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод: Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательной процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.
Опыт моей работы показал, что мои уроки формируют эмоциональную культуру школьников, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую самостоятельность даже у детей с недостаточно развитыми навыками изобразительной деятельности. Задача каждого моего урока коллективного творчества – научить каждого ребенка работающего в группе видеть своего товарища и совместно с ним развивать творческий сюжет.
Коллективное творчество пробуждает в детях отзывчивость и внимание, умение понимать друг друга. Значит, выдвинутая нами гипотеза оказалась верной.
Библиографический список:
1. Неменский Б.М. « Приоритеты на путях очеловечивания образования».
«Искусство в школе», №3, 1995г.
2. Неменская Н.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград: Учитель, 2010
3.Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах»- Волгоград: Учитель, 2010г.
4. В.И. Колякина « Методика организации уроков коллективного творчества»
М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002
5. А.Ф.Конев, И.Б.Борисович «Учимся рисовать. Материалы, композиция, техника»- Харвест, 2012
6. Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе»: Учебник.3-е изд., дополненное и переработанное – М.: АГАР, 2010
7. В.Н. Петрова «Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учить»
библиотека журнала «Директор школы» выпуск №4, 1999 г. Москва
«Сентябрь».
Приложения:
Класс: 8
Тема урока: «Архитектура - композиционная организация пространства».
Цели урока:
создание условий для:
Совершенствования навыков прочтения чертежей, обучения приемам изготовления макета;
развития творческого воображения и умения переводить чертёж в макет и обратно;
самовоспитания внимательности и аккуратности на уроке;
привития интереса к архитектуре.
Вид урока: урок-мастерская
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ножницы, клей, линейка, карандаш, бумага А4.
Зрительный ряд: фотофильм «Архитектура», презентация по теме урока.
Музыкальный ряд: А.Варум «Городок», И.Корнелюк «Город, которого нет»
Ход урока:
Организационный момент.
«Гость мало гостит, да много видит»
Вхождение в тему урока. Эмоциональный настрой.
Прежде чем объявить тему урока предлагаю посмотреть небольшую видео зарисовку и попытаться самим сформулировать тему урока.
Зрительный ряд: фотофильм «Архитектура»
Сообщение темы и целей урока.
Дети предлагают тему урока.
Сообщение темы учителем.
«Архитектура - композиционная организация пространства».Активизация ЗУНов.
Работа над понятиями:
Архитектура- искусство проектировать и строить.
Композиция – составление, сочетание отдельных частей (объектов) в единое целое.
Организация – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.
Пространство – место.
- попытайтесь ответить на вопрос: Что значит композиционно организовать пространство?
V.Изучение нового. 1. Вводная беседа.
- С чего начинается работа архитектора по организации пространства?
Эскиз чертеж макет постройка объектов
- Найдите на слайде чертеж, макет и готовый объект.
- Вспомним, что называется чертежом.
Чертёж - проекционное изображение предметов в масштабе на определённом носителе информации (бумаге, кальке, плёнке, фанере и т.п.) с помощью графических образов — точек, отрезков прямых и кривых линий, символов, условных обозначений и т.п. ( интернет-словарь)
Чертеж – это проекционный рисунок , выполненный с помощью чертежных инструментов в масштабе.
2.Творческие упражнения
А) - Что могут обозначать линии на чертеже? (дорогу, реку, стены и пр.)
– Итак, линии – чертежи будущих объектов.
- Прочитайте чертежи на слайде.
Слайд 4. Варианты прочтения линий на макете.
Б)Перевести макет в чертеж. Сначала все в тетради, затем один на доске.
- Макет, макет… А что называют макетом?
Архитекту́рный маке́т — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, а также целого архитектурного ансамбля. Выполняется в различных масштабах из гипса, дерева, картона, пенокартона, папье-маше, пластмасс и других материалов.
- Перед вами макеты организации городской среды (пространства). Я утверждаю , что они все имеют динамическую композицию. Согласны ли вы со мной? Докажите.
VI. Практическая работа.
- Прежде, чем мы научимся выполнять подобные макеты, мы должны овладеть основами макетирования. Сегодня мы научимся превращать обычные полоски бумаги в макеты разных объектов.
Задание:
1."Преврати" полоски бумаги в макет дома, забора, кустарников, и что-то своё.
Показ учителя, как из полоски бумаги сделать макет дома, кустарника и пр.
2. Организуй пространство (площадь, улицу, парк,бульвар и пр.) с помощью полученых макетов.
Самостоятельное выполнение задания.
VII. Итог урока.
Выставка работ.
Фоторепортаж.
Класс:4
Тема урока:"Города земли русской"
Цели:
Обучающая: учить работать с бумагой, формировать навык вырезания по заданному шаблону и без него способом складывания,
Развивающая: развивать творческие способности учащихся: пространственное мышление; чувство прекрасного; интеллектуальные способности на уровне анализа и синтеза основных понятий; воображение, любознательность, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательная: воспитывать уважение к памятникам архитектуры, воспитывать коммуникативные качества: умение слушать и прислушиваться к мнению других, воспитывать художественный вкус.
Задачи: уметь сравнивать и находить различия в архитектурных ансамблях русских городов, развивать навык конструирования из бумаги плоскостных композиций, формировать культуру общения.
Литературный ряд: цитаты об архитектуре, стихотворение о Московском Кремле М. Ю. Лермонтова, стихотворные строчки о самой Москве.
Музыкальный ряд: фрагмент видеофильма с колокольными перезвонами, В.А.Моцарт "Из вечери для торжественной церковной церемонии", А.Бородин Хор "Слава" из оперы "Князь Игорь".
Для учащихся: белая бумага, ножницы, клей, картон, заранее приготовленные на листах ватмана пейзажи.
Задание: вырезание из бумаги геометрических элементов архитектурных сооружений Москвы, Ростова, Новгорода с учётом данного композиционного решения и монтирование их на общее коллективное панно.
Чем дольше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим ШефнерХод урока
1. Орг. момент.
На фоне показа видеофильма с изображение куполов храма, звучит колокольный перезвон.
-Церковный перезвон пахнет стариной нашей, русской древностью. Голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека, он неотделим от городов русских.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня на уроке нам подобно великим путешественникам, предстоит большое увлекательное путешествие по городам русской земли. Оно поможет нам встретиться с древними памятниками зодчества - настоящими музеями архитектуры Москвы, Новгорода, Ростова Великого.
А отправимся в путешествие мы, как вы думаете на чём? Чтобы попасть в прошлое мы с вами должны придумать машину времени. Учитель на доске рисует машину времени. После этого идёт видео ролик с машиной времени, но звук вдруг резко обрывается.
-Какая беда! Машина не заводится, а заведётся в том случае, если мы с вами ответим правильно на вопросы.
2. Актуализация опорных знаний.
Идёт работа с интерактивной доской. Детям предлагается ответить на вопросы теста и найти правильный ответ:
Архитектура это:
1). Вид изобразительного искусства, произведения художников, которые создаются с помощью цвета.
2). Зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, создание для людей удобной и красивой среды обитания.
3). Вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного трёхмерного изображения.
Кремль - это:
1). Культовое здание, в котором происходят религиозные обряды.
2) . Крупный христианский храм, где богослужение совершает служитель высокого ранга.
3). Общественный и административный центр древнерусского города, обнесённый крепостной стеной.
После отгадывания теста снова идёт видео ролик с машиной времени.
3. Изучение нового материала.
Начинается показ слайдов о Москве. В это же время учитель зачитывает стихотворные строки о Москве:
Город чудный, город древний, ты вместил в свои концыИ посады и деревни, и палаты, и дворцы.Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах!Сколько храмов, сколько башен на святых твоих холмах!
- О каком городе идёт речь?
- Ученица читает стихотворение о Москве:
Нет тебе на свете равных стародавняя МоскваБлеском дней, во веки славных, Будешь ты всегда жива.Град, что строил Долгорукий посреди глухих лесовВознесли с любовью внуки выше прочих городов.
Идёт показ слайда с изображением Московского кремля.
Кто видел Кремль в час утра золотой,Когда летит над городом туман,Когда меж храмов с гордой простотой,Как царь белеет башня-великан.
-На какие геометрические фигуры похожи башня, стена кремля? Учитель работает на доске, обводя маркером архитектурные элементы.
При стихотворных строках и рассказе учителя идёт показ на проекторе фотографий и репродукций с видами Москвы.
Московский Кремль- символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, который складывался на протяжении многих столетий. Прежде всего, это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму Москвы.
Для русской каменной архитектуры типично было сочетание красного цвета с белым. Красный резной кирпич, белый резной камень, многоцветная поливная черепица, позолоченная медь сочетаются в башне удивительным образом.
На территории Кремля расположены златоверхие храмы, величественные дворцы и парадные административные здания.
-А какой собор поднялся у стен Кремля на Красной площади?
Он рвётся ввысь, торжественен и строен,Певучей силой камень окрылён,-Для бога он иль не для бога строен,Но человеком был, воздвигнут он.
- Правильно, это собор Василия Блаженного или Покровский собор.
- Каковы ваши впечатления? (ответы детей)
Построил собор талантливый русский зодчий из Пскова - Барма Постник.
Построен он был в1155-1561 г. В память покорения Казани.
Пёстрый и затейливый собор кажется волшебным и причудливым. Его купола прекрасны, как победоносная рать, и сияют, как слава. Храм построен больше для красоты, чем для молитвы. Островерхий шатёр, большие и маленькие храмы, сросшиеся в " куст", сравнивают с гигантским растением, группой скал. Храм Василия Блаженного - это единство красоты, силы и славы народа.
-На какие геометрические фигуры похожи купола собора?
После собора показывается слайд с изображением Московской церкви. Детям задаются вопросы о сравнении архитектурных элементов с геометрическими фигурами.
-А какие художники изображали виды нашей столицы? Детям заранее предлагалось это домашнее задание. Дети отвечают, произнося фамилии художников, это: Алексеев Ф.Я., Куинджи А. И., Васнецов А.М.Одновременно идёт показ на доске репродукций художников.
Затем проводится физкультминутка.
Подними ладони выше и сомкни над головой.
Что же вышло? Крыша вышла. А под крышей мы с тобой.
Подними ладони выше и сомкни над головой.
Что же вышло? Мостик вышел. Мостик ровный и прямой.
Подними ладони выше и сомкни над головой.
Что же вышло? Домик вышел. Домик сказочный такой.
-Заводим нашу машину времени. Идёт сюжет видеоролика.
Появляется на доске слайд с изображением города Новгорода.
Перед вами кремль древнего Новгорода. Каким он вам показался?
(ответы детей: архитектурные сооружения суровые, могучие, величественные).
Новгород возник как город - крепость и долгие века служил защитником земли русской. В Новгороде был возведён каменный кремль, выдающийся памятник отечественного искусства. Он был воздвигнут в 1221 году.
- Чем отличается Новгородский кремль от Московского кремля?
(Дети отвечают: формой, цветом, декором.)
В начале 13 века в кремле были возведены 2 белокаменных собора с богатым резным убранством. Один из них - Софийский собор (показ слайда на доске). Уже в 13 столетии сложилось особое отношение к храму, как символу города: " Где святая София, там и Новгород". В облике храма чувствуется некая сдержанность, граничащая с суровостью, масштабность помыслов и мощь, строгость форм и компактность объёмов.
- В чём отличие собора Василия Блаженного и Софийского собора?
Один из замечательных памятников древней Руси - церковь Спаса Нередицы. Обратите внимание на размеры церкви, на неровную поверхность стен, на скошенные углы, на форму расположения окон, на всю простоту архитектурного облика. При крайне скромных размерах она воспринимается как монументальное и внушительное сооружение. Нередица с её земной простотой кажется живой формой самой природы.
- В чём отличие Новгородской церкви от церкви Московской?
Детьми даются ответы.
-Какие художники изображали Новгородскую архитектуру?
Идёт показ слайдов с репродукциями художников.
Отправляемся на нашей машине времени дальше в другой город. Машина не заводится, нам нужно выполнить задание, чтобы машина завелась.
- Фрагмент, какого собора здесь представлен? (Софийского).
Дети называют правильный ответ. После этого идёт сюжет видеоролика с машиной времени.
Мы приземлились в Ростов Великий. Идёт показ слайдов.
Ростов когда-то был самым крупным городом на северо-востоке Руси. Вот перед вами Ростовский кремль. Чем он отличается от предыдущих кремлей?
(Ответы детей).
В 991 в Ростове был заложен кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор можно назвать ровесником Российского государства. Чем отличается Успенский собор от Софийского в Новгороде и Покровского в Москве?
Ответы детей.
Златоглавая церковь Спаса на Сенях - одно из интереснейших сооружений кремля. Она как бы устремляется ввысь, что подчёркнуто обработкой её фасадов треугольными щипцами и единственной главой.
-А вы заметили, какие разные у соборов и церквей купола? (по форме напоминающие луковицу, другие похожи на шлем, высокие остроконечные пирамиды, которые называются шатрами).Идёт показ слайда с изображением разных куполов, детям предлагается упражнение по определению формы куполов.
- Как называется в искусстве соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по обе стороны от середины?
-Да, это симметрия.
-Что ещё вы можете назвать симметричным? Какие архитектурные элементы вам известны? Ответы детей: арка, колонна, свод. Эти элементы дети могут изобразить на интерактивной доске.
-А скажите ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? Ответы детей: куб, цилиндр, шар, пирамида, параллелепипед. С ответами детей на доске появляются изображения этих фигур. Сейчас вам предстоит выполнить задание, из каких геометрических форм состоит это здание?
На интерактивной доске появляется изображение архитектурной постройки из геометрических фигур. Дети перечисляют, из каких форм состоит эта конструкция.
4. Закрепление
-А сейчас вам самим предстоит создать архитектурное сооружение: собор, церковь, кремль Москвы, Новгорода или Ростова, используя полученные знания.
5. Практическая работа
Дети работают по группам, создавая архитектурные ансамбли (для данного задания выдаются учителем некоторые шаблоны геометрических фигур, из которых надо составить архитектурное сооружение). После этого собор. Церковь или кремль необходимо поместить на заранее подготовленный пейзаж, в результате получатся три панно, с Московской, Новгородской и Ростовской архитектурой.
Перед работой даётся инструктаж по технике безопасности.
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение великих русских композиторов. После выполнения работы идёт защита данных композиций.
Итог урока:
- Вот и закончилось наше путешествие на сегодня, но нам ещё предстоит полетать на машине времени и побывать не только в городах нашей большой страны, но и окунуться в мир культуры и искусства других стран мира и помните: всю старину мы должны тщательно охранять не только как памятники искусства, но и как памятники быта и жизни древних времён.До скорого путешествия! До свидания!
Фоторепортаж:
Итоги коллективного творчества: