Статья. Проектная деятельность как способ становления личности обучающегося 
                                                                                                                      В.Е.Шитова 
                                                                                                                      МБОУ «Лицей №3»                                             
                                                                                                                      г. Братск    
              Проектная деятельность как способ становления личности обучающегося.
Основная задача деятельности педагога образовательного учреждения- формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, знающей и умеющей отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально- значимой общественной деятельности. Одним из видов которой является проектная деятельность. 
Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда,  изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
     Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. 
     Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку  стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор   компетенций  Выполняя проект учащийся  достигает поставленной цели используя знания из различных предметных областей. 
    Успешное введение метода проекта в образовательную практику непосредственно связано с формированием  определённой среды и подготовленности педагога.  Поскольку использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя,  который теперь должен стать организатором проектной деятельности , руководителем  проекта, консультантом  деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.,
Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие достаточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении. Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). Работа над проектом может стать   способом  организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием проектной деятельности становится организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
  Реализация метода проектов на второй и третей  ступени общего образования является наиболее эффективной поскольку в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчётливость,  умение оперативно решать поставленные задачи) , приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащихся в будущем. 
Объем освоенных знаний, умений и навыков и позволяет  осваивать основные технологии деятельности, а опыт познавательной деятельности и  достаточны для  увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта. 
Поэтому  помимо «академического настоящего» у обучающегося  должен появиться опыт реальной деятельности в плане наиболее общих профессиональных направлений для того, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. В связи с этим  проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальную практику. 
     Цели проектного обучения:
1.Способствовать повышению личной уверенности, самореализации и рефлексии у каждого участника проектного обучения  через проживание «ситуации успеха»  почувствовать себя значимым,  успешным, способным преодолевать различные проблемные   ситуации. Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. 
2.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. 
 3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию,  осуществлять отбор  информации , проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). 
      Для каждого участника образовательного процесса необходимо расставить свои акценты при планировании и организации проектно- исследовательской деятельности . 
Учителю необходимо:
-         уметь отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
-         владеть исследовательскими, поисковыми методами, умением организовать самостоятельную работу учащихся;
-         владеть коммуникационными способностями, которые предусматривают умение организовать и  вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
-          направлять учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
-         уметь устанавливать и поддерживать в группе   положительный эмоциональный настрой;
-         владеть компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
-         уметь интегрировать знания из различных областей для решения  проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
 -         знание и владение основными исследовательскими методами(анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их  решения);
-         владение компьютерной грамотностью,  пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
-         владение коммуникативными навыками;
-         умение самостоятельно применять  ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в   проекте.
   Несомненно самое решающее звено в данной новации – учитель. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить  образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. 
  Для организации успешной проектной деятельности необходимо соблюдать определённые правила. К ним можно отнести :1. В команде нет лидеров, все члены команды равны. 
2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения  друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе. 
3.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад  в общее дело. 
4. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. 
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы , требующей  исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.  
Использование исследовательских методов  предполагает: 
-         определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
-         выдвижение гипотезы их решения;
-         обсуждение методов исследования;
-         оформление конечных результатов;
-         анализ полученных данных;
-         подведение итогов;
-         корректировка;
-         получение выводов ( через использование в ходе совместного исследования метода 
       «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.).  
 Одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым  способом деятельности. Но процесс этот нужно организовать так, чтобы учащиеся научились:
-         ставить ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
-         искать пути их решения;
-         осуществлять и аргументировать выбор;
-         предусматривать  последствия выбора;
-         действовать самостоятельно;
-         корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
-         объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Особенного внимания требует оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. 
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание самостоятельности (успешности) . Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающихся. 
Можно выделить следующие критерии оценки:
-     степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-     степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-     практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений и навыков;
-     количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
-     степень осмысления использованной информации;
-     уровень сложности и и степень владения использованными методами;
-     оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-     осмысление проблемы проекта и формулирование цели;
-     уровень организации и проведения презентации;
-     владение рефлексией4-     творческий подход к подготовке проекта;
-     практическая и социальная значимость полученных результатов. 
По мнению ряда исследователей,  что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь, это относится  к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. 
Список литературы:
1. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельность классного руководителя: Методическое пособие.- Иркутск, 2003.
2. Мудрик А.В. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель.- 2002г., №5
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
4.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.