НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие к Скале знаний»


МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №64»





НОД в подготовительной группе
«Путешествие к Скале знаний»
























Воспитатель: Петрова
Наталья Викторовна









Цели: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Совершенствование грамматического строя речи
Закрепление навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов.
Совершенствование навыка составления и чтения слов.
Воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества. Формирование готовности к школе.
Развитие фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, нам пришло видеописьмо от Царицы Грамоты. Послушайте.
Воспитатель включает видеозапись.

- Здравствуйте, ребята. Я, Царица Грамота. Живу со своими друзьями на “Скале Знаний”. Я знаю, что скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. Мне хотелось бы узнать действительно ли вы готовы к школе. Для этого вам нужно подняться на “Скалу Знаний”. Но подниматься будет нелегко, вас будут ждать разные препятствия. До встречи.

- Ребята, но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем. Вы согласны подняться на “Скалу Знаний”?
- Да?
- Тогда вперед!
На доске изображена “Скала Знаний”, на уступах которой расположены разные задания.
2. Упражнение “Составь предложение” (составление предложений с предлогами).
Ребята, перед нами скала Знаний. У нее множество уступов, которые мы должны преодолеть. Посмотрите у подножия на тропе лежат необычные камни. Предлоги.
В, под, над, перед, за, из-за, из-под.
Ребята, мы преодолеем этот уступ скалы, если каждый из вас придумает предложение используя эти предлоги.

Дети выполняют задание.
Молодцы!

3. Упражнение “Разложи картинки и подбери им пару” (звуковой анализ слов).
Ребята, на этом уступе скалы живут Звуковички. Звуковички просят помочь разделить между ними игрушки. Красному Звуковичку игрушки, которые начинаются с гласных звуков, синему – с твердых согласных, а зеленому Звуковичку – с мягких согласных.
Воспитатель раздает детям картинки. Они проходят к доске и раскладывают в соответствующие замки.
Молодцы! Вы помогли Звуковичкам и преодолели еще один уступ.

4. Упражнение “Раздели на слоги” (слоговой анализ слов).
Продолжим наше путешествие. Ребята, нам дорогу преградил Слогоед. Он голоден и пропустит нас, если мы назовем слова, состоящие из двух и трех слогов.
Назовите ударный звук. В каком слоге он находится?
Дети выполняют задание.

5. Упражнение “Составьте и прочитайте” (составление и чтение слов).
Чтобы подняться на следующий уступ нам надо будет пройти через словомост. Но посмотрите, он сломан. Нам дальше не пройти. Что же делать?
Да, надо починить словомост, сложить разобранные слова.
Воспитатель раздает отдельные слоги: аз, бу, ка, пе, нал, лас, тик, ли, ней, ка, бук, варь, ра, нец. Дети складывают слова и читают их.
Молодцы! Вы справились и с этим препятствием.

6. Упражнение “Для чего они нужны?” (составление сложноподчиненных предложений).
Ребята, что обозначают сложенные вами слова?
Школьные принадлежности.
Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности, названия которых выложены у вас.
7. Физкультминуика «Азбука»

Что случилось? Что случилось? Привлечь детей – рука к уху.
С печки азбука свалилась! Хлопнуть по коленям,
Больно вывихнула ножку Попрыгать на одной ноге.
Прописная буква «М»,
«Г» ударилась немножко, Хлопнуть в ладоши,
«Ж» рассыпалась совсем! Руки в стороны, спиной идти назад.

Потеряла буква «Ю» Ладонь ко лбу, покрутиться.
Перекладинку свою!
Очутившись на полу, Наклон, рукой показать «хвостик».
Поломала хвостик «У».

«Ф», бедняжку, так раздуло - Показать большой «живот».
Не прочесть ее никак!
Букву «P» перевернуло - Прыжком отвернуться,
Превратило в мягкий знак! Прыжком повернуться.

Буква «С» совсем сомкнулась - Дети берутся за руки -
Превратилась в букву «О». Хоровод идёт по кругу
Буква «А», когда очнулась, (выхожу в центр круга)
Не узнала никого! Берёмся за голову, качаем головой


8. Упражнение “Разгадай” (печатание и чтение слов).
Продолжаем наш путь. Кто же здесь живет? Узнать мы сможем, если разгадаем кроссворд. Нужно вписать слова, из которых мы составили словомост в соответствующие строчки. Будьте внимательными, считайте клеточки в строчках и буквы в словах. Пишите слова правильно. Работайте дружно.
Дети выполняют задание.
Отлично. Вы работали дружно и справились с этим заданием. А теперь прочитайте слово, которое у вас получилось в выделенном столбике.
Знайка.
Замечательно. Вы разгадали кроссворд и прочитали имя жителя этого домика. Это Знайка, друг Царицы Грамоты.

9. Упражнение “Шифровки” (звуковой анализ и синтез слова).
Мы приближаемся к замку Царицы Грамоты. Чтобы мы смогли попасть в замок нужно расшифровать звуковые “замки”. У каждого из вас на столе лежат карточки. На них написаны слова. Вы должны фишками выложить звуковую модель данного слова, и тогда замок откроется.

10. Окончание занятия
Ребята, вот наше путешествие и подошло к концу. Царица Грамота хочет попрощаться с нами. Воспитатель включает видеозапись.
«Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Вы смогли преодолеть все трудности, препятствия, испытания, вы показали, что готовы к школе, готовы покорять новые вершины, получать новые знания, умения, навыки. До встречи в школе».