Открытый урок по казахской музыкальной литературе

«ЖітіKара ауданы ‰кімдігініS білім б™лімі»
ММ«Балалар ™нер мектебі» МКJК
ГККП «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»










«Великие кюйши
и сыновья степей»
(конспект открытого урока
по музыкальной литературе
для учащихся 5 класса ДШИ)





Учитель:
Суходольская О.А.












2016-2017 учебный год
Тема урока: Великие кюйши и сыновья степей
Цель:обобщение знаний о выдающихся композиторах Курмангазы и
Даулеткерее, формирование интереса к инструментальной музыке
Казахстана.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания о представителях инструментальной
музыки Курмангазы и Даулеткерее;
- Развивать кругозор, чувство восприятие музыки, творческую
активность учащихся, образно- ассоциативное мышление,
музыкальный слух;
- Воспитать нравственные качества учащихсяч, чувство казахстанского
патриотизма и интерес к инструментальной музыке Казахстана.
Тип урока:
- обобщение темы,
- урок-соревнование
Методы:
- стратегия RWST;
- игровые технологии
- ИКТ
Оборудование:
- интерактивная доска


Ход урока:

Организационный момент
Вступительное слово учителя:
- Музыка в Казахстане появилась еще в древности. Казахская народная пословица гласит «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». На протяжении всей истории Казахстана музыка всегда находилась рядом с человеком с момента рождения и до самой смерти. И каждая эпоха дарила родной земле своих знаменитых «хранителей степи», выдающихся акынов и кюйши. 19 век в Казахстане ознаменован расцветом инструментальной музыки, это время появление новой плеяды великих кюйши и сыновей степи, таких как Курмангазы и Даулеткерей

(учащиеся читают стих)
1 уч-ся:
Век 19 в культуре
Домбровой музыки расцвет,
И в это время жили и творили
Певцы народа, знатоки сердец,
Великие кюйши и сыновья степей
Курмангазы и Даулеткерей.
2 уч-ся:
Курмангазы – великий был кюйши.
Свою домбру он посвятил народу.
В напевах кюя пульс, дыхание слышны,
Дыхание казахского простора.
О, степь! Твои бескрайние просторы,
Твой вольный ветер нам донес
Все образы, историю родной земли,
Что в музыке Курмангазы слышны.
3 уч-ся:
Великий сын народа – Даулеткерей
Был выходцем султанских кровей.
Он был духовным человеком
И путешествовать любил,
С искусством очень он дружил,
И своему народу много
Прекрасных кюев подарил.
В тех кюях жизнь, история народа,
И время лирики слышны,
Вся философия природы, вся жизнь,
И мысли, и мечты.
Вместе:
Певцы народа, знатоки сердец,
Великие кюйши и сыновья степей
Курмангазы и Даулеткерей.

Учитель:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок-соревнование. Как вы думаете, о чем гласит тема урока «Великие кюйши и сыновья степей»?
(ответы детей)
Учитель:
- Правильно, сегодняшний урок- конкурс посвящен творчеству Курмангазы и Даулеткерея. Мы попробуем выяснить, насколько хорошо вы знакомы с творчеством великих кюйши.
В игре участвуют 2 команды. В каждом раунде команды будут получать баллы за правильные ответы. Основная задача – быть внимательными и показать свои знания. Итак, вы готовы? Мы начяинаем!

1 раунд: «Заморочки из мешочка» - блиц-тур.

( учащиеся достают из мешочка бочонок с номером вопроса, угадывают вопрос и сверяются с правильным ответом, который спрятан за цифрой на экране. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла)

Вопросы:
1. Казахская инструментальная пьеса – жанр казахской инструментальной музыки (кюй)
2. Исполнитель кюя ( кюйши)
3. Западный стиль исполнения, который отображает яркие драматические события, характеризует волевые, стильные образы (токпе)
4. Восточно-центральный и южный стиль исполнения, характеризующийся мягким щипковым звукоизвлечением пальца ( шертпе)
5. Главный раздел кюя, который звучит ярко ( бас буын)
6. Кульминационный раздел кюя, который означает место соединения грифа домбры с ее корпусом ( сага)
7. Средний раздел формы кюя (орта буын)
8. Какая музыка составляет важную часть инструментальной культуры казахского народа 19 века ( домбровая музыка)
9. Поэт, певец и композитор в одном лице. О таких личностях в народе говорят «Сегіз Kырлы, бір сырлы»
10. Певец, поэт – импровизатор, основной деятельностью которого является участие в айтысе (акын)

2 раунд «Певец степи, властитель струн»
Конкурс видеовопросов
( на экране 6 разноцветных звездочек, учащиеся выбирают любую звездочку, нажимают на орнамент внутри звезды, открывается видеовопрос от учителей ДШИ)
Зеленая звезда
( вопрос от учителя фортепиано Аверьяновой Светланы владимировны)
- Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению своего народа этот кюйши участвовал лично. Назовите имя кюйши, и почему вы так думаете?

Желтая звезда
( вопрос от учителя фортепиано Хайнце Татьяны Ивановны)
- Чем отличаются произведения Курмангазы от произведений Даулеткерея?

Розовая звезда
( вопрос от учителя сольного пения Новопашиной Ирины Брониславовны)
- Писатель и этнограф Николай Савичев однажды сказал «Это редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины». Как вы думаете, о каком кюйши идет речь и почему?

Красная звезда
( вопрос от учителя домбры Распаевой Зарины Тургумбековны)
- Он выходец из султанской среды, сторонник духовного развития человека. Его произведения демонстрируют философию жизни. О ком речь?

Синяя звезда
( вопрос от директора ДШИ Огородниковой Светланы Григорьевны)
- известно, что в 60-х годах 19 века произошла встреча Даулеткерея и Курмангазы. Внимание, вопрос! Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов Ахмет Куанович Жубанов образно назвал «ярмаркой кюев» Почему?

Фиолетовая звезда
( вопрос от учителя сольного пения Бондаренко Светланы Игоревны)
- Этот кюйши – он чародей
С аула Алтынжар.
Оставил жар души своей
Тепло и кюя дар.
И кюи те нашли приют
В святых людских сердцах,
Их ныне слушают всегда
И русский, и казах.
Внимание, вопрос! О каком кюйши идет речь?

3 раунд «Музыкальные портреты»
Задание:
Ребята, перед вами на экране синий шар с вопросительным знаком. В этом шаре находятся картины, которые вы должны достать и соотнести к названиям кюя и музыкальным нотным примерам. Как вы видите, названия кюев и музыкальные нотные примеры находятся внизу экрана. За каждый правильный ответ команда получает 20 баллов. Итак, приступаем к выполнению задания.

4 раунд «Музыкальный сундучок»
Задание:
В музыкальном сундучке спрятаны музыкальные произведения кюйши Курмангазы и Даулеткерея. Ваша задача достать из сундучка ноту, прослушать ее и дать правильный ответ.

Список произведений:
- Курмангазы «Балбрауын»
- Курмангазы « Сары- арKа»
- Курмангазы «Адай»
- Курмангазы «Алатау»
- Даулеткерей «Jос алKа»
- Даулеткерей «Jaдаша»
- Даулеткерей «АKжелен»
- Даулеткерей «Кер ™Cлы»

5 раунд «Домашнее задание»

Каждой команде было заранее дано домашнее задание оформить стенгазету на тему «Курмангазы – душа народа» и «Даулеткерей – певец степи» . Итак, я приглашаю команды для защиты своих работ.

Подведение итогов конкурса.

Пока жюри подводят иоги конкурса я предлагаю вам послушать кюй Курмангазы «Адай» в исполнении учащегося класса домбры Жанибекова Жанболата.
Курмангазы «Адай»

Этап рефлексии.

«Пять строчек» Синквейн.

Домашнее задание

составить кроссворд по теме Курмангазы и Даулеткерей.




15