«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых -  развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную  практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.
Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени. К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.
В настоящее время ученые, психологи, педагоги разработали программы, методические рекомендации по развитию детского творчества в изобразительной деятельности (Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е. И., Палагина Н. Н., Лилов А. Н., Романова Е. С., Потемкина О. Ф. и др.). Но не смотря на доступность в использовании этих рекомендаций, педагоги  затрудняются в установлении причин незаинтересованности детей в изобразительном творчестве, в использовании полученных познавательных навыков в изобразительной деятельности. Это затрудняет их выбор форм организации детей, методов и приемов, направленных на развитие детского творчества, на формирование у детей заинтересованности в качественных результатах своей творческой деятельности.
Изучая и анализируя программные и методические источники, а также наблюдая практическую деятельность воспитателей и детей в дошкольном образовательном учреждении, мной было отмечено, что уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности выше в тех группах, где педагог целенаправленно использует разнообразные методы и приемы обучения дошкольников рисованию.
В современных программах дошкольного образования недостаточно разработано применение нетрадиционных техник рисования. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей старшей группы в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей с низким уровнем развития творческих способностей:
Уровень развития интеллектуально-творческих способностей (воображение, вариативность мышления) – количество детей с высоким уровнем – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 25%; количество детей с низким уровнем развития – 50%.
Уровень развития творческой мотивации (разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, творческая активность) – количество детей с высоким уровнем развития – 20%; количество детей со средним уровнем развития – 40%; количество детей с низким уровнем развития – 40%.
Уровень развития эстетических творческих свойств (способность к ассоциированию, чувство формы, способность к импровизации) – количество детей с высоким уровнем развития – 15%; количество детей со средним уровнем развития – 30%; количество детей с низким уровнем развития – 55%.
Уровень развития эмоционально-творческих свойств (эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание) – количество детей с высоким уровнем развития – 30%; количество детей со средним уровнем развития – 30%; количество детей с низким уровнем развития – 40%.
Уровень развития способности к продуцированию образов, интеграции разрозненных элементов в единую систему –образ с использованием нетрадиционных техник рисования (монографии и кляксографии) – количество детей с высоким уровнем развития – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 35%; количество детей с низким уровнем развития –40%.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требует теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства недостаточно решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
При отсутствии полноценного педагогического руководства у большинства детей старшего дошкольного возраста будет слабо проявляться интерес к творческой изобразительной деятельности или этот интерес будет неустойчивым, будет слабо проявляться эмоциональный отклик на изобразительное искусство.
Учеными педагогами, социологами замечено, что большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к 9-10 годам своей жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему – то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно многие взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.
Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому не стоит удивляться, что взрослые не умеют рисовать, а ребенок, заканчивая  начальную школу, бросает заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывают исследования отечественных педагогов, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
По диагностическим данным социологических исследований, дети в 6-ти летнем возрасте могут представить до 90 % оригинальных изображений, в 8-летнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
Именно в  дошкольном детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.
Проблема развития творчества дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Публикуется много статей для родителей, педагогов о том, как развивать у детей творчество в изобразительной деятельности, повышать интерес к изобразительным видам искусства.
Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие  - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно – творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфической детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения между собой и взрослыми, и важно помочь детям осуществить такое общение. Работы зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляют собой творчество вообще и особенно детское творчество, знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
15