План – конспект совместной образовательной деятельности для детей с ЗПР (6-7 лет) на тему Состав числа 4
План - конспект совместной образовательной деятельности
«Состав числа 4»
Составила учитель-дефектлог ОГКУСО РЦ
Филатова Т.В.
Логика образовательной деятельности
№
п/п Действия учителя - дефектолога Действия детей Ожидаемые достижения детей
1 Учитель – дефектолог встречает детей, приглашает в комнату для занятий, здоровается с ними. Дети здороваются с педагогом. Формируется коммуникативный навык общения детей со взрослым.
2 Предлагает каждому ребенку назвать соседей любого предложенного числа от 1 до 5. Дети называют соседей предлагаемого им числа. Закрепляются умения находить соседей определенного числа от 1 до 5.
3 Предлагает вспомнить цифру 4, с которой познакомились на прошлом занятии. Просит назвать элементы цифры 4 и на что она похожа. Называют элементы, из которых состоит цифра 4 и на что она похожа. Закрепляются представления о цифре 4.
4 Просит детей рассказать как они получали число 4 с опорой на иллюстративный материал (грибочки). Дети выполняют работу по получению числа 4 при помощи грибочков. Закрепляется навык получения числа 4.
5 Предлагает детям задание на получение числа 4 разными способами при помощи модели «Состав числа из двух меньших» .Выполняют работу с моделью «Состав числа из двух меньших» Формируется умение получать число 4 тремя способами. Закрепляется навык работы по речевой инструкции.
6 Побуждает выполнять действия по образцу с опорой на словесную инструкцию. Выполняют движение за педагогом. Закрепляются умения координации речи с движениями.
7 Предлагает вспомнить и назвать части суток с опорой на карточки «Части суток» Называют части суток, при необходимости опираются на наглядность. Закрепление представлений о частях суток.
8 Предлагает детям по слову, которое произносит педагог, показывать карточку с изображением одной части суток и объяснить, почему он ее поднял. Показывают карточки с изображением нужной части суток и объясняют почему они ее выбрали. Формируются навыки фонематического восприятия и слуховой памяти. Закрепление умений в сопоставлении картинки с частями суток.
9 Педагог прощается с детьми. Дети прощаются с педагогом. Формируется коммуникативный навык общения детей со взрослым.
План – конспект занятия
для детей с ЗПР (6-7 лет)
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интегрированные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: учить детей раскладывать число 4 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно .Интеграция образовательных областей Задачи
«Познавательное развитие» Формировать представление о составе числа 4.
Закреплять навык работы по речевой инструкции.
Закреплять навыки выполнения заданий с учетом предъявленного образца.
Развивать логическое мышление, память, целостное восприятие и произвольное внимание.
Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки.
«Речевое развитие» Обогащать пассивный словарный запас по теме занятия.
Вызывать речевую активность у детей через игру, ответы на вопросы.
Развивать фонетическое восприятие и слуховую память.
Формировать умения вести диалог с педагогом, сверстниками.
«Социально – коммуникативное развитие»
Закрепить навыки здороваться при встрече и прощаться при расставании, при этом смотря на собеседника.
Формировать потребности осознанного выполнения правил поведения в социуме, позитивного отношения к себе и другим.
«Физическое развитие» Развивать подвижность мышц артикуляционного аппарата.
Развивать мускулатуру и общую и мелкую моторику, зрительно - моторную координацию.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки «Части суток», цифра 4;
Мягкий мяч для проведения игры «Когда это бывает?»
Кружочки двух цветов, полоска бумаги.
Ход образовательной деятельности
I часть. Приветствие.
Учитель – дефектолог встречает детей, приглашает их в комнату для занятий и здоровается с ними.
II часть. Основная.
Назови соседей числа (от 1 до 5Дефектолог: сядет тот, кто правильно назовет соседей числа. Дима назови соседей числа 2. Вика назови соседей числа 4. Костя назови соседей числа 1 и т.д.
Дефектолог: все молодцы, верно назвали соседей, только Квинтильян и Ваня будьте внимательны и не отвлекайтесь.
Актуализация знаний прошлого занятия на тему «Цифра и число 4».
Дефектолог: Ребята, а кто мне напомнит с какой цифрой мы познакомились вчера на занятии? Верно, вчера на занятии мы познакомились с цифрой 4 (на доску вывешивается картинка с изображением цифрой) и даже учились писать ее у себя в тетрадочках. Костя, выйди пожалуйста к доске, напомни и покажи нам из каких частей состоит цифра 4. (Острый локоток палочка). Юра, а на что похожа цифра 4? (на перевернутый стул, вывешивается картинка). Ребята, но вчера мы с вами еще узнали как можно получить число 4, надеюсь все помнят и сейчас расскажут. Посмотрите на доску, что вы видите? Верно, у меня на доске висят грибочки? А сколько их всего? (3) Посмотрите, я еще добавила один грибочек, сколько всего грибочков получилось? Верно, у нас было сначала 3 грибочка, добавили еще один и всего стало 4 грибочка. Вика повтори (выборочный опрос).
Модель «Состав числа из двух меньших»
Цель: учить детей с помощью модели составлять число из двух меньших.
Материал: цифры, кружки, полоска бумаги.
Описание работы с моделью.
Детям раздается кружки, окрашенные с одной стороны в красный цвет, а другой – в зеленый. Выложив 4 кружка красной стороны дефектолог просит сосчитать их количество и обращает внимание на то, что они все одного цвета. Но можно составить множество из четырех кружков с помощью кружков разного цвета.
Дефектолог предлагает повернуть четвертый круг другой стороной, и спрашивает:
- Изменилось ли число кружков? Какого цвета кружки? (красные и зеленый)
Дети устанавливают, что количество кружков не изменилось – их 4.
- Сколько кружков красного цвета? Сколько кружков зеленого цвета? Как получили число 4? 4 получилось из 3 красных и 1 зеленого кружка. Кружков всего 4. Число 4 составили из 3и 1.
Затем дети составляют число 4: из 2 и 2; 1 и 3.
.
Части суток.
Дефектолог: ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (картинки с частями суток) Давайте назовем какие части суток мы знаем (опора на картинки).
Игра «Когда это бывает?»
Цели: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.Игровое действие: поиск нужной картинки.На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.Педагог. Вечер.Дети поднимают соответствующие карточки.Почему ты показал эту карточку?Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.Педагог. Ночь.Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.
III часть. Прощание.