Выступление из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования»
Татьяна Анатольевна Колпакова
воспитатель первой квалификационной категории
группы компенсирующей направленности
«Непоседы» (группа для детей с ЗПР)
Выступление из опыта работы:
«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
средствами нетрадиционных техник рисования»
Во ФГОС ДО представлено пять направлений развития и образования детей (образовательными областями) через которые должно обеспечиваться развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одна из образовательных областей («Художественно-эстетическое развитие»), предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности и включает в себя изобразительную деятельность.
Изобразительная деятельность, в свою очередь, имеет немаловажное значение для всестороннего развития дошкольников, принося положительные эмоции детям. Рисование позволяет развивать их творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. Копируя окружающий мир, дети изучают и познают его. В рисунках дошколята изображают своё отношение к действительности. На современном этапе формирование творческой личности – важная задача, стоящая перед всеми взрослыми - участниками образовательного процесса.
За непродолжительный период моей работы с детьми, имеющими диагноз ЗПР, я отметила, что изобразительная деятельность для них – деятельность проблемная. Многие не проявляют интерес к рисованию, особенно рисованию красками, карандашом, ведь нужна усидчивость, волевые усилия. У большинства детей рассеянное внимание, наблюдается плохая координация, а у некоторых слабо развита мелкая моторика, движения рук несогласованные, часто не выделяется ведущая рука. Очень часто такие дошколята выполняют изображение импульсивно и небрежно.
Особенно я хочу отметить, что в наборе группы 2015 года, у многих ребят нет уверенности в своих возможностях. Они бояться взять в руку карандаш или кисточку, потому что, как им кажется, они не умеют рисовать и у них ничего не получится. И уже традиционным стало, в практике моей работы, что многие дети рисуют, не всегда то, что видят, а чаще всего копируя образец.
Работая с детьми своей группы, я убедилась, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес к изо-занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. Это огромная возможность для детей с ОВЗ думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Стандарт дошкольного образования выделяет, что непосредственно образовательная деятельность должна приносить положительные эмоции, нести познавательный эффект, включая самостоятельность и поиск путей решения проблем. Именно нетрадиционные техники рисования позволяют создавать очень выразительные художественные образы, даже тем ребятам, кому трудно выразить себя в линии. Каждый может выбрать наиболее близкий ему способ рисования. У детей поддерживается положительное отношение к изобразительной деятельности и удовлетворению потребности в художественном выражении.
Я чаще всего использую следующие техники:
1. Рисование ватными палочками
Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников (например, ватными палочками создавать снег или дождь).
2. Тычёк жёсткой полусухой кистью - метод «тычка» и оттиск поролоном.
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Еще один способ для передачи объемности поверхности - оттиск поролоном.
Для этого поролон прижимаем к штемпельной подушечке с краской, либо обмакиваем в краску и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие цвета и поролон.
3. Восковые мелки + акварель
Восковые мелки – один из лучших материалов для рисования, который отличается не только широким спектром творческих возможностей, но безопасностью их использования детьми.
Техника работы восковыми мелками и акварелью не только очень проста, но и эффектна. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны.
Особых секретов в этой технике нет: сначала нужно нарисовать «восковую» картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Акварель скатывается с жирного мазка пастели и остаётся только на чистом листе. Проявляющийся рисунок очень яркий, видны все штрихи и линии.
4. Монотипия.
В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д.
5. Кляксография
Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также, воспитывает сопереживание.
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Можно пятно краски раздуть с помощью трубочки. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
6. Отпечатки листьев
Лист является частью любого растения. В привычном понимании - листья могут быть использованы для составления гербариев, флористических композиций, картинных коллажей или в лекарственном плане.
Оказывается, что обычный, казалось бы, лист (клена, тополя, дуба или березы) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка.
Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом.
7. Каракулеграфия
Такая техника рисования очень понравится маленьким художникам. Всего лишь нужно нарисовать каракули или недорисованный контур любого предмета. Затем, если добавить недостающие детали - дополнить образ, и получим достаточно целостный и узнаваемый объект.
Каракулеграфия направлена на развитие представления, зрительной памяти и требует уже сформированного определенного уровня наблюдений и опыта. Для начала лучше предложить ребенку распознать в незаконченных контурах объектов упомянутый образ. Если возникнут затруднения, можно задавать наводящие вопросы. Например, попросить определить, каких именно деталей не хватает, и дорисовать их. Также можно предложить ребенку раскрасить изображение и дополнить рисунок тематическими элементами.
Комплексно-тематическое планирование (по темам) позволяет использовать в деятельности с детьми эти техники. Например,
1.Монотипия:
Тема «Насекомые» - рисование бабочки, стрекозы,
Тема «Осень» - «Грустная осень», «Осень на опушке краски развела».
2.Кляксография:
Тема «Перелетные птицы» - «Улетаем на юг».
3.Отпечатки листьев:
Тема «Осень» - «Осеннее дерево», «Осенний лес».
4.Восковые мелки и акварель:
Тема «Водный транспорт» - «Пароход»,
Тема «Рыбы» - «Рыбы в аквариуме».
Также можно использовать и другие техники рисования: рисование солью, граттаж, ниткография, пластилинография, рисование мыльными пузырями и т.д. (предлагаю буклет).
Ребятам эти техники рисования очень нравятся. Они становятся увереннее в своих возможностях, развиваются их творческие способности.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.
На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Результатами данной работы в сотрудничестве с семьей можно считать:
- на уровне детского сада - постоянное участие в выставках и конкурсах творческих работ. Только за один 2015-2016 уч.год - призеры конкурсов «Осенние фантазии», «Зимние чудеса», «Зеленая красавица»;
- на уровне района: призеры 2015-2016 уч.года в конкурсе творческих работ «Зеленая красавица»;
- на областном уровне: в 2012-2013 уч. году участие в конкурсе детского рисунка «Лес - наша жизнь»; 2014-2015 уч.году участие в конкурсе рисунков «Права для всех».
В своей работе, я использую следующую, как новинки сети интернет, так и методическую литературу, пособия:
- Г.Н. Давыдова. 22 занятия по рисованию для дошкольников.
- Т.А. Цквитария. Нетрадиционные техники рисования.
- А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.