Можно ли считать урок-лекцию активной формой обучения?
Яковлева Ирина Викторовна, преподаватель математики.
ОГБОУ СПО Ульяновский Авиационный колледж, Россия
МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ УРОК-ЛЕКЦИЮ АКТИВНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ?
Очень часто можно услышать, что современным детям ничего не интересно, они ни к чему не стремятся, не хотят учиться и т.д. постоянно сидят в компьютере, который фактически их «затягивает». Но если хорошенько подумать, то мы, взрослые, ни чем от них не отличаемся, мы тоже стали зависимы от окружающего нас многообразия техники, вошедшей в нашу жизнь. Многие не согласятся и скажут: «Нет, ничего подобного!». А вот и ДА! Кто-нибудь готов сейчас отказаться от стиральной машинки, кухонного комбайна, миксера и т.п.? Так же и дети не желают отказываться от компьютера, выполняющего кучу функций, и ходить по библиотекам собирать информацию. Единственно компьютер несёт в себе как обучающие функции, так и игровые, на которые тратится современной молодёжью большее количество времени. Значит, задача педагога направить деятельность студента, связанную с компьютером, в образовательное русло, следовательно, давать больше заданий по изучаемым дисциплинам, выполнение которых связано непосредственно с компьютером, но при этом это будет не пустая трата времени.
Например, одна из проблем: лекционный материал учат плохо или вообще конспекты даже не открывают перед тем как идти на занятие. Что делать? Можно попробовать дать творческое задание: набрать конспект лекций на компьютере, причём оговорить определённые условия: шрифт, поля, межстрочный интервал и т.д. (причём для каждой части конспекта условия набора могут быть разными). При наборе конспекта активно работает зрительная память и часть информации автоматически запомниться. После этого на занятии попросить ответить на вопросы по конспекту, при этом можно разрешить ответы зачитывать (одни и те же вопросы можно задавать многократно и тоже срабатывает процесс запоминания). Каждый хочет получить больший результат, приложив при этом минимальное количество усилий. Так и студенты, хотят хороших оценок, но чтоб при этом ничего не надо было делать. Но пока учащиеся набирают конспект, пока они три раза зачитывают ответ на вопрос и пять раз слушают ответы других, они как раз всё и запомнят (получится как в сказке про «Кашу из топора»).
Мы зря обвиняем студентов в нежелании, учиться. Они хотят узнавать новое, открывать неизвестное, находить ответы на необъяснимые явления, но всё это они хотят осваивать по-новому, по-современному. Сейчас мало кому интересно в мир знаний идти тем путём, по которому прошли уже несколько поколений до них ( читая книги, составляя рефераты от руки…)
Время не стоит на месте и в современном мире появляются новые технологии, за которыми мы еле успеваем следить и осваивать их. Значит и обучение не должно стоять на месте, мы должны стремится к созданию новых форм, методов, принципов в обучения , которые были бы неразделимо связаны с современными технологиями.
Обучение – это движение вперёд. Чтобы начать движение нужно запустить моторчик, который будет обеспечивать это движение, т.е. нужно заинтересовать, увлечь. Затем постепенно набирая скорость, учить при движении, следить за препятствиями на дороге - решать нестандартные задачи, ставить самоцели, анализировать, выдвигать гипотезы и т.д.
Очень часто студенты подменяют слово «не хочу» на «не могу», а это значит им нужно давать задания, которые им хотелось бы выполнить и внутри у них звучало бы: я хочу это сделать, я смогу это сделать.
Задача преподавателя приложить все усилия и средства, формы, методы обучения, чтобы студент сам захотел приобретать знания.
При обучении в старших классах и СПО резко возрастает объём учебного материала, который необходимо освоить, значительно удлиняются цепочки логических рассуждений, что ведёт к изложению нового материала крупными блоками. На данном этапе образовательного процесса возникает необходимость формирования у учащихся компетенций по способности к самостоятельному получению знаний, к работе с различными источниками информации (справочниками, пособиями, в том числе и интернетом). Справиться со всем этим педагогу позволяет урок-лекция.
Усвоение взаимосвязанного материала более эффективно при его изложении крупными блоками, дающими возможность выстроить цепочку отношения нового понятия с известными. При этом автоматически происходит выделение основного и второстепенного в изучаемом материале. Увеличивается объём материала, который необходимо изучить, следовательно, возрастает время на решение задач по новому материалу. Освоение новых понятий и фактов происходит вполне сознательно, активно и эффективно.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и определённо разноуровневый состав всей группы, различные способности к усвоению новой информации. По этой причине лекцию преподаватель должен строить таким образом, чтобы она сопровождалась повторением ключевых моментов рассуждения, была более короткой и чередовалась в отдельных моментах с другими формами деятельности. Объяснение должно опираться на известные учащимся факты (изучение нового в форме повторения и развития или уточнения известного); на аналогию; на моделирование новых понятий и отношений; на чёткую постановку проблемы и «прозрачную» идею её решения. Объяснение преподавателя должно сопровождаться контрольными вопросами к группе, но в минимально необходимом объёме, не нарушающем логику рассуждений. Контроль над усвоением знаний должен быть более частым, но разнообразным по форме, опираться на индивидуальные и коллективные формы деятельности учащихся.
В ходе лекции достаточно удобно и эффективно использовать проблемное изложение материала, естественно данный метод удобен и при решении задач. Его можно применять в различных вариациях: группу заранее предупреждают о возможной ошибке, и они внимательно следят за излагаемым материалом, либо об ошибке не говорится и, проверяется, кто наиболее внимателен. Возможна ситуация, что допущенную ошибку никто не обнаружит, в этом случае на данном блоке лекции следует заострить внимание слушателей и задать ряд вопросов, ответы на которые позволят в ходе логических рассуждений обнаружить ошибку и исправить её. Какую именно ошибку, и в какой части лекции можно допустить решает сам преподаватель, опираясь на свой опыт и индивидуальные особенности и способности группы. Это может быть ошибка в расчётах или рассуждения, либо устное изложение материала, может не совпадать с записями на доске.
Например, постройте правильную четырёхугольную пирамиду и проведите в ней диагональное сечение. Преподаватель намеренно может начать строить вместо четырёхугольной пирамиды треугольную или вместо пирамиды построить призму. Естественно данную ошибку не заметить не возможно, но если это вдруг произойдёт, можно попросить кого-либо из группы ещё раз прочитать условие задачи.
Современные технологии в обучении так же позволяют сделать лекцию более интересной и насыщенной. Ярким примером этого является интерактивная доска, которая является незаменимым помощником преподавателя на уроке-лекции. Она позволяет при изложении нового материала задействовать одновременно несколько путей восприятия информации, так как кроме текста, там присутствует звук, видео, анимация, графика и т.д. происходит повышение интереса и мотивации, возможность более эффективной подачи материала. Благодаря интерактивной доске преподаватель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски, благодаря этому появляется возможность увеличить плотность и содержание изучаемого материала.
Задача преподавателя заключается не только в передаче информации, но и в том, чтобы увлечь обучаемого в мир знаний, заинтересовать и мотивировать в получении новой информации. Мы должны стремиться не к дрессировке по решению задач, а к логическому мышлению, умению анализировать поставленную задачу, выдвигать гипотезы по планированию и осуществлению решения. Урок-лекция позволяет все эти действия активизировать одновременно.
Библиографический список:
Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной(коррекционной) школе 8 вида - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.- 408 с.
Рогановский Н. М. Методика преподавания математики в средней школе. Часть 1. – Могилёв, 2010.- 312 с.
Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики. - Саранск, 1999. – 208 с.
Шмигирилова И. Б. Теория и методика обучения математике в понятиях, схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие. - Петропавловск, 2007.-161 с.