Конспект занятия Откроем тайны весенней природы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Сказка» города Шумерля Чувашской Республики














Тема: «Весеннее пробуждение природы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе












Старший воспитатель Лушина Г.С.


















Цель:
Учить замечать изменения в природе и передавать ее колорит в рисунке.
Развивать воображение, творчество, умение строить композицию рисунка.
Воспитывать интерес к явлениям природы, их отражению в искусстве.


Зрительный ряд: репродукции картин художников-пейзажистов: «Голубая весна» Бакшеев Н.В., «Розовая весна» Ромадин Н.М., «Весна в Волхове» Тутунов А.А., «Березовая аллея» Гробарь И.Э., «Зацвела калужница» Бялыницкий-Бирюля В.К., «Весна. Верхушки берез» Грицай А.М.

Музыкальный ряд: Л. Бетховен «Аллегро»

Материал: акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, кисти, тонированные листы бумаги

Предшествующая работа: чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре времени года», Г. Скребицкий «Четыре художника», С. Маршак «Времена года», Н. Шанина «Я люблю родную землю» рассматривание иллюстраций: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Леветан «Март», «Весна. Большая вода», И.С. Остроухов «Первая зелень», В.Г. Перов «Яблоня в цвету», заучивание стихов, беседа, экскурсии в лес, наблюдения на прогулке

Ход:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птицам, которые прилетели с юга.
Ребята, а вы рады приходу весны?

Дети:
Светлеет небо, тает снег
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.

Где ты, солнышко? Проснись!
Где ты, скворушка? Вернись!
Сыпать снег зима устала
Кап-кап-кап Весна настала.

Воспитатель:
Ребята, отгадайте о каком времени года идет речь?
1. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
(И. Суриков)
Ответ детей.

2. Стали дни холоднее,
Поспевает брусника,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
(А. Плещеев)
Ответ детей.

3. Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже (Лето)
(Е. Трутнева)
Ответ детей.

4. На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дороге лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
(С. Маршак)

Ответ детей.

Воспитатель:
Да, правильно. Это время года – весна. Ребята, скажите, какой бывает весна?
Ответы детей.

Давайте отправимся в весенний лес. (Звучит музыка Л. Бетховена «Аллегро»)
Что вы почувствовали, что вы увидели, услышали в весеннем лесу?
Ответы детей.
В весенний день тишину нарушают звуки пробуждающейся природы: мы слышим, как поют птицы, ветер качает веточки, журчание весенних ручейков, и, наконец, хлынули потоки солнечного света – всеми красками и переливами засверкал пробуждающийся мир.

Воспитатель:
Что происходит со снегом весной? Как он меняется?
Какого цвета весной бывает небо?
Изменились ли деревья в марте?
А какие будут деревья в апреле, мае?
Что происходит с птицами?
Какое настроение вызывает у вас пробуждающаяся весна?
Как мы узнаем о приходе весны?

Да, весна уже чувствуется во всем: по шуму весенних ручейков, гомону перелетных птиц, и в особенном только весне присущем запахе. Ребята, посмотрите, как красиво пробуждение весны в картинах художников.
К какому жанру относятся эти картины (портрет, пейзаж или натюрморт)?
Каков колорит картины (холодный или теплый)? Почему?
Как можно определить по картине наступление весны?
Вы заметили, что стволы деревьев весной по- особенному нежны, они меняют цвет, приобретая неожиданные оттенки. Деревья разные по «возрасту», характеру, пробуждаются, тянут веточки к теплому солнцу.

Игра «Лучики»
А сейчас я предлагаю вам поиграть и превратиться в помощников весны, в маленьких весенних лучиков. Сейчас я прикоснусь ладошкой к каждому из вас, и на ваших лицах зажжется улыбка, а ваши руки станут теплыми солнечными лучиками. Вообразите себе, что вы лучики присели на верхушки голых деревьев и согреваете их. Покажите мне тоненькие березки, высокий дуб, которых вы оживляете своим теплом. Да, вы оказывается настоящие волшебные лучики. Смотрите, деревья, отогреваются, начинают пить живую воду и оживаю. Стволы их словно растут у нас на глазах, все выше и выше. Покажите, как лучики обгоняют их рост и мягко растворяются в нежных легких облачках. А теперь, Лучики, я прикоснусь к вам, и вы станете детьми.

Давайте мы с вами нарисуем пробуждающуюся природу весной, так как вы сами ее представляете. Постарайтесь, показать в рисунке, что деревья «проснулись», приобретают новые неожиданные оттенки, по - особенному нежны. Цвет изображения лучше набирать разноцветными мазками. Можно изобразить небо, которое меняется в цвете, постепенно светлеет и бледнеет к горизонту. При изображении неба не обязательно, чтобы его цвет сводился к голубой краске, можно использовать различные тона.

Дети рисуют самостоятельно. (Героями их работ могут стать птицы, цветы, насекомые – по замыслу). Звучит музыка.
Входит Весна.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Весне, что нового мы сегодня узнали о весеннем пробуждении природы?
Дети рассказывают ей впечатления, о своих рисунках.

Воспитатель:
Как замечательно в ваших работах пробуждается весна. Веточки деревьев тянутся к солнцу, яркое прозрачное весеннее небо, весело щебечут птицы. А из ваших рисунков у нас получились странички – иллюстрации к книге «Весеннее пробуждение природы», созданной вами, художниками. А следующими страничками этой книги будут ваши рассказы о том, как пришла весна.





15