«У человека можно отнять все права, нельзя отнять лишь смерть». Ф. Ницше (интегрированный урок литературы, обществознания по произведению Е. Трусевич «Перекати-поле»),
Разработка урока обществознания по теме "Экономика и ее роль в жизни общества". 8-й класс
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этот урок открывает тему III курса – «Экономика». Данная тема опирается на полученные из курса 7 класса знания учащихся об основных участниках экономики и о производстве, экономические знания из курса истории, географии и технологии. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия школьников в экономических отношениях, трудовой деятельности. Ее усвоение имеет ключевое значение для изучения темы о главных вопросах экономики, предпринимательской деятельности и производстве.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с таблицей, тестовые задания.Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения самостоятельного мини-исследования.
Цели:
Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
План изучения нового материала:
Потребности и ресурсы.
Свободные и экономические блага.
Вариант организации учебной работы.
Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методическое обеспечение:
Обществознание. Человек, право, экономика. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы урока. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: связать новый материал с уже знакомым.
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
В чем состоят потребности человека?
Каковы основные участники экономики?
Из чего складываются ресурсы семьи?
Что такое семейный бюджет?
Задание для учащихся. Кому из вас постоянно не хватает времени, чтобы сделать все дела?
Теперь представьте, что по каким-либо причинам сегодня вечером у вас неожиданно появилось несколько часов свободного времени.
- Что бы вы предпочли сделать?
- Почему вы не сможете сделать все дела, записанные на доске? (Ограниченность времени, ограниченность денежных средств.)
Формулирование целей урока. (Слайд 2)
III. Изучение основных идей и понятий темы.
Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом.
1. Приступая к изучению первого пункта плана, учитель во вводном слове кратко характеризует понятие «потребности» и предлагает учащимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека. (Слайды 3-4)
Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 1 на стр. 36. Распредели по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности. (Слайд 5)
Далее в целях повышения познавательной активности учащихся ставится проблемный вопрос:
- Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом?
Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». Результативность усвоения учебного материала учитель выявляет в процессе организации беседы по следующим вопросам:
1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей? 2 группа. Как изменяются потребности? 3 группа. Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей?
Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить?
4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? (Слайд 4)
В завершение беседы можно предложить учащимся проанализировать кажущийся простым вопрос: кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? С точки зрения количества удовлетворенных потребностей – современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т. к. система его потребностей куда шире!
2. В результате изучения второго пункта плана учащиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (Слайд 5)
Организуя самостоятельное изучение учащимися текста раздела, учитель предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий.
Работа в парах. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Блага». Задание 4 на стр. 37 в печатных тетрадях. (Слайд 6)
Учитель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.
В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики учитель предлагает рассмотреть и обсудить следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему.
Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?
При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами.
Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.)
Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики.
Перед учащимися ставится следующий вопрос: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
Возможные ответы:
Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов.
Внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.
Видеосюжет «Использование солнечной энергии в Китае».
Вопрос после просмотра.
- Какие меры принимает китайское правительство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
- Какие меры принимает Россия для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
IV. Закрепление изученного на уроке.
Тест «Экономика и ее роль в жизни общества». ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Индивидуальная работа. Самопроверка, выставление оценок. Критерии. (Слайд 7)
V. Подведение итогов.
Что является основной проблемой экономики?
Как человек пытается решить проблему ограниченности?
Какие ресурсы на земле практически безграничны?
Какие трудности возникли при изучении нового материала? Что было самым сложным?
Домашнее задание. (Слайд 8)
§11, выполнить задания после параграфа.
Подобрать материалы о деятельности правительства РФ в сферах, связанных с ограниченными ресурсами