Развитие языковых навыков школьников на уроках английского языка в процессе работы с литературной сказкой ( на примере творчества К.С. Льюиса «Хроники Нарнии»


Развитие языковых навыков школьников на уроках английского языка в процессе работы с литературной сказкой (на материале творчества К.С. Льюиса «Хроники Нарнии)
Иванова Ксения,
Ишим, 2013
Сказка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Именно она знакомит нас с будущей жизнью и опытом предыдущих поколений. Сказка не только преподает нам урок, но и помогает в обучении детей иностранному языку.
При помощи английской сказки учитель может развивать практически все навыки и умения школьников, заинтересовывать детей в изучении английского языка и познании культуры стран изучаемого языка. Прослушивание теоретических основ иностранного языка, частое выполнение однообразных заданий на тренировку и закрепление изученного материала наскучивают ребенку, и на помощь приходит английская литературная сказка. Таким образом, она создает огромный уровень мотивации к познанию смысла текста и изучению нового материала.
Литературная сказка – это произведение, имеющее сходство с фольклором, но имеющее определенного автора, усложненный сюжет и менее строгую композицию, сложный синтаксис, индивидуальные тропы, измененное пространство действий и индивидуализированный характер героев, которые передают морально-поэтические и эстетические проблемы через взаимодействие друг с другом. При помощи английской литературной сказки можно создать огромное количество творческих и интересных заданий для уроков иностранного языка, помогающих улучшить языковые навыки.
Навык – это автоматизированное умение, выработанное упражнениями на умение использовать ту или иную конструкцию высказывания и др. Он образуется лишь при осознанном овладении средствами общения и может использоваться в лексической, грамматической и фонетической сфере. Однако навык формируется до конца лишь тогда, когда ученик сможет варьировать им в зависимости от ситуации и условий общения с носителем языка.
Значение каждого из навыков особо велико: без них невозможен полноценный контакт и взаимопонимание между говорящими.
При работе со сказкой можно использовать большое количество уже готовых упражнений в обучении иностранному языку, но можно придумать и свои собственные, в зависимости от желания учащихся. Самые популярные – это краткий или с элементами анализа пересказ прочитанного, сравнение прочитанной сказки или иллюстраций с другими работами, драматизация сказки или отдельных эпизодов, особо полюбившихся детьми, изготовление статуэток из теста или пластилина, кукольный театр, конкурс иллюстраций, выразительное чтение или фонетический конкурс, сочинения на тему: «Мой любимый герой», тематический вечер в честь автора данной сказки и т.д.
Привести примеры использования английской литературной сказки на уроке иностранного языка легко. Например, можно составить вокабуляр незнакомых слов для проработки и попросить учащихся описать иллюстрацию с использованием новых слов, используя карту Нарнии, рассказать о самых запоминающихся моментах.
На вид скучное и простое задание становится интересным с использованием волшебных существ, взятых из любой сказки. Например, из «Хроник Нарнии»:

При помощи заданий тренируются лексические, фонетические и грамматические навыки. Учитель может придумать задания на закрепление лексических, фонетических или грамматических навыков по отдельности. Например, при отработке названий стран, имен и волшебных существ можно закреп фонетические навыки. Можно использовать в качестве аудирования одноименный художественный фильм на английском языке с субтитрами. После просмотра фильма упражнения могут включать, например, следующие задания: записать и затранскрибировать имена героев.

На закрепление грамматических навыков можно использовать задания, например, на отработку степеней сравнения прилагательных и на их соотнесение с рисунками.



Adj-s: kind, angry, good, bad, big, small, funny, powerful, beautiful, ugly, dangerous, nasty, arrogant, base, candid, civil, brave, crafty, cruel, cunning, loyal, shy, silly, wily.
Итак, с помощью английской литературной сказки можно не только мотивировать учащихся на изучение языка, но и готовить материал для уроков для учащихся всех уровней владения иностранного языка на закрепление лексических, грамматических и фонетических навыков. Помимо учебных целей использовать сказку можно для творческой самореализации учеников при организации следующих конкурсов: конкурс рисунков, поделок, организации спектаклей и драматических кружков, фонетических соревнований и вечеров поэзии.
Содержание:
Глава 1
1.1
1.2
1.3
Глава 2
2.1
2.2
Введение
область знаний, в которой выполняется работа, ее актуальность;
гипотеза
оценку современного состояния проблемы {степень разработанности в литературе);объект исследования с кратким описанием исходных данных к работе;
методы исследования
новизна темы;
цели и задачи исследования;
практическая значимость.