Конспект занятия «Луна – далекая и близкая»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Самарский Областной детский эколого-биологический центр»
(ГБОУ ДОД СОДЭБЦ)
КОНСПЕКТ
занятия «Луна – далекая и близкая».
Для учащихся младшего школьного возраста
Автор:
Заусаева О.Г.,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД СДЭБЦ
Самара, 2014
Цель занятия:
- познакомить детей со спутником Земли – Луной, узнать, какая она, Луна, издалека и вблизи.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- познакомиться с физическими условиями на Луне, ближайшей к Земле планете;
- попытаться выяснить, почему большинство гор на Луне – круглые (провести эксперимент), а «моря» - темные;
- получить представление об исследованиях Луны;
- узнать, какие трудности ждут космонавтов и первых поселенцев на Луне;
- совершить мысленное путешествие к Заливу Радуги.
Материалы и оборудование:
Телевизор, компьютер.
Карты Луны.
Виртуальный планетарий «Redshift-3. Фотогалерея». Фотографии поверхности Луны, ее гор, кратеров и морей.
Видеофрагменты посещения Луны «Луноходами» и экспедициями «Аполлонов».
Презентация к занятию.
Ход занятия:
Первая часть занятия – Рассказ с элементами беседы.
Вторая часть занятия – просмотр видеороликов с комментариями, обсуждение деталей путешествия к Заливу Радуги.
Экспериментальная часть – как получаются кратеры на Луне?
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя» - так когда-то написал о Луне Александр Сергеевич Пушкин.
Представьте себе, что вы сидите на берегу реки. С темного неба молчаливо смотрит на нас Луна. Природа спит. Тихо. И красиво. При Луне удивительно хорошо мечтать!
Хорошо, что есть Луна! Но она всегда была недосягаема для человека. Тысячи лет человек мог касаться Луны только в сказках. И Луна – серебряный ломтик, плывущий среди звезд, становился то Месяцем Месяцовичем, то загадочным островом.
Но мы живем в другое время! И «недостижимая» Луна стала первой другой планетой, на которой побывал человек.
- А зачем люди летают в космос? Кто может ответить на этот вопрос?
- Может быть, на Земле стало тесно или люди летят туда за какими-нибудь сокровищами?
– Нет.
- Тогда чего же не хватает человеку?
– Человеку не хватает знаний! Это только кажется, что мы всезнайки. На самом деле даже о Земле мы многого не знаем. Как она образовалась, как появилась на ней жизнь? Чтобы по-настоящему узнать Землю, надо сравнивать ее с другими «землями», с другими планетами. Все планеты – родные сестры, так как их греет одно и то же Солнце. Но хоть они и сестры, но живут по-разному. И каждая планета может «рассказать» человеку свое. Побывав на других планетах, человеку станет понятным: как устроена Земля и что станет с ней потом.
И, конечно, первой станцией в походе к другим мирам будет спутник Земли – Луна.
1. Луна – издалека.
Что мы видим на Луне ясной ночью простым глазом и в небольшой телескоп?
Если посмотреть на Луну в ясную темную ночь, можно различить на ней светлые и темные пятна. (Посмотрим на карту Луны). Некоторым даже виделось на Луне лицо.
Но вот 400 лет назад в Италии, ученый Галилео Галилей смастерил первый в мире маленький телескоп. И навел его на Луну. Галилей был поражен. Он увидел страну, покрытую горами, а гладкие темные места ему показались похожими на моря. И астрономы потом всем темным местам на Луне дали красивые названия: Океан Бурь, Море Дождей, Море Паров, Озеро Сновидений, Залив Радуги.
Что же такое эти лунные моря?
- Могут ли быть они морями из воды? Могут ли на Луне шелестеть леса?
– Конечно, нет. Ничего этого там не может быть, т.к. на Луне нет ни воды, ни воздуха. Это видно даже с Земли. Если бы темные пятна были водой, они бы блестели на солнце. А лунные моря никогда не блестят. Это – сухие равнины.
И воздух тоже был бы виден с Земли. Планеты с воздухом выглядят туманными, лунная же «рожица» всегда видна четко. Кроме того, если бы на Луне был воздух и хоть чуточку воды, то появились бы облака. Ничего этого на Луне мы не видим. Поэтому можно не сомневаться: нет там ни воды, ни воздуха.
Но почему так? Почему Луна такая обездоленная, сухая и голая? Чем она хуже Земли?
Луна «хуже» Земли только тем, что меньше ее. Из-за этого она слабее притягивает к себе окружающие предметы и воздух. Если даже воздух был на Луне, то давно улетучился от Луны во все стороны. А вместе с воздухом ушла и вода. Она ведь всегда старается испариться на солнце. Так постепенно Луна растеряла и воздух, и воду. И горы, и моря превратились в голые пустыни. Итальянский писатель Джанни Родари так написал про лунное море:
У лунного моря особый секрет –
На море оно не похоже.
Воды в этом море ни капельки нет.
И рыба не водится тоже.
В волны его невозможно нырнуть,
Нельзя в нем плескаться, нельзя утонуть.
Купаться в том море удобно лишь тем,
Кто плавать еще не умеет совсем!
Но не огорчайтесь, что на Луне нельзя купаться. Все равно там очень-очень интересно!
Если посмотреть на Луну в телескоп, мы увидим горы, много гор. Одни горы похожи на земные, а другие колечками, круглые. Они похожи на кратеры земных вулканов. Их так и называют – кратерами. И называются они именами ученых: кратер Коперник, кратер Циолковский. А имена гор, похожих на земные, - называются как на Земле – Аппенины, Кавказ, Карпаты.
Если вглядеться в лунные горы, можно различить, что одни – старые, а другие – молодые. Например, кратер Тихо – молодой, и борта его целые и острые. А кратер Магин – старый. Борта его разрушены как стены древней крепости.
А вот Залив Радуги: горы наполовину залиты, чем? Ведь воды на Луне нет. Может быть, это лава. Но почему так много лавы? Чтобы выпустить много лавы, надо Луну разломать или бить по ней чем-нибудь. Таким великаном, разбившим Луну, могут быть большие метеориты. Это камни, летающие в космосе. Иногда они падают и на Землю. Такой метеорит, врезавшись в Луну, расколол ее и ушел под поверхность. Лава вылилась из недр и затопила место падения. Получилось «море» или «залив».
Вы на прогулке можете провести эксперимент. Если в песок кидать камушки под углом, то получатся ямки, похожие на кратеры, почти как на Луне.
2. Луна – вблизи.
Наблюдая за Луной, мы всегда видим одну и ту же «рожицу». Луна повернута к Земле одной стороной. Давайте это продемонстрируем. (Два ученика выходят к доске. Один стоит, изображая Землю и медленно поворачиваясь. Другой вращается вокруг него так, чтобы быть повернутым к нему все время лицом.)
Интересно, что же там, на другой стороне, которую никто не видел? Первый раз сфотографировал обратную сторону Луны 50 лет назад советский корабль «Луна-3». Она оказалась вот такой: (слайд с обратной стороной Луны).
На ней почти нет морей!
На Луне побывало много кораблей. Первые корабли просто врезались в Луну. Потом научились совершать мягкую посадку. По Луне путешествовали советские «Луноходы». Один из кораблей привез с Луны горстку лунного грунта. И, наконец, в 1969 году на Луну ступила нога человека, Нейла Армстронга! И еще 6 раз садились на Луну корабли и ходили по Луне люди.
Астрономы говорят, что Луна – суровая хозяйка. День и ночь на нашем спутнике длятся по две недели. Днем очень жарко, почти +100 градусов жары, а ночью столько же холода! Нет воздуха, и без скафандра не погуляешь. Быть на Луне очень опасно! Но зато можно высоко прыгать, так как человек там весит в 6 раз меньше!
Давайте мысленно слетаем на Луну. Экипаж – 3 человека: командир, и 2 космонавта. Мы с тобой – космонавты, а Коля Б. – командир. До Луны ракета летит всего три дня. Коля останется на орбите, а мы в посадочном модуле приземлимся в Море Дождей. Надеваем скафандры и выходим на поверхность.
Как вы думаете, что мы можем увидеть? Над головой черное небо и очень тихо (ведь воздуха нет). А это что? – Смотри: Земля на небе Луны! Какая она голубая и огромная!
Куда мы направимся? - Давайте посетим Залив Радуги в Море Дождей. Где он у нас на карте?
В пустоте нет звуков, поэтому так тихо. Разговаривать между собой можно только по радио, даже если мы стоим рядом. Луна – мир полной тишины. Возьмем маячок, который укажет путь к кораблю. Ведь на Луне легко заблудиться (она маленькая и корабль быстро скроется за горизонтом).
– Но мы можем вернуться по своим следам, их здесь никто не засыплет. А вот и Залив Радуги! Это старый кратер, залитый лавой. Похоже на залив, только он сухой.
Ну, что же, надо возвращаться, ведь воздух мы несем в ранце за спиной, а он может кончиться. Вот как все сложно на Луне!
Когда и кто будет путешествовать по Луне? Наверное, это будут ваши сверстники. Может быть, там построят лунный город?
Может быть, в отдаленном будущем человек начнет менять и самую природу Луны. Начнет делать из Луны вторую Землю. Создаст атмосферу, и люди снимут скафандры! И суровая Луна превратится в цветущий сад, полный красок и звуков.
Будущее Луны в наших руках!
Литература:
Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. М: Наука, 1976;
Клушанцев П. Станция Луна. Рассказы об астрономии.
Л: Детская литература, 1974;
Компьютерный планетарий «RedShift-3»;
Левитан Е.П. Твоя Вселенная. Книга для любителей необычных путешествий. М: Просвещение, 2007;
Миттон С. и Ж. Астрономия. Оксфордская библиотека. М: Росмэн, 1998;
Уллерих К. Ночи у телескопа. М: Мир, 1966.
http://www.astronet.ru/
http://selena-luna.ru/
13PAGE 15
13PAGE 14715
оготип5 copy15