Доклад по теме Конструирование технологической карты урока иностранного языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Лениногорска» РТ
Конструирование технологической карты урока
иностранного языка
Учитель: Васильева В.А.
Конструирование технологической карты урока
иностранного языка
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Интерес и внимание к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и обучающегося на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования в свете ФГОС.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, что определяет структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных универсальных учебных действий.
Цель данной работы – обобщить методологические данные по конструированию технологической карты урока.
Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностноориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.
Понятие «Технологическая карта урока»
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
Конструируя технологическую карту урока, можно мысленно пройти все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.
Само понятие «деятельность» заведомо закладывает особые критерии в структуру технологической карты урока:
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой оставляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).
Структура технологической карты
В структуре технологической карты урока предлагается выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І.Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);ІІ.Инструментальный блок (какими средствами это достижимо);ІІІ. Организационно-деятельностный блок (структуризация на действия и операции).
І. Блок целеполагания
1. Тема урока
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания обучающегося, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучащегося, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).
В данном случае цель урока определяется:
планируемым результатом урока;
путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу
Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении понятия «цель» как пути реализации.
Также вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности. Отсюда следует ещё один компонент целеполагающего блока – планируемый результат
3. Планируемые результаты:
Планируемые результаты определяются в соответствии с ФГОС НОО и ООО: предметные, личностные, метапредметные (в свою очередь подразумевающие (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
ІІ. Инструментальный блок
1. Задачи урока
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует педагог. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность обучащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает их самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?".
Таким образом, формулируются образовательная, развивающая, воспитательная задачи. Задачи урока являются основой, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
2. Тип урока
Перечнем задач (действий) будет обусловлена структура урока, т.к. на фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
Тип урока определяется его целями и задачами.
Типология уроков дидактической системы в рамках системно-деятельностного подхода следующая:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок общеметодологической направленности
- урок развивающего контроля.
3. Учебно-методический комплекс
Следующий аспект инструментального блока - учебно-методический комплекс. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами.
Примерная структура этого раздела технологической карты урока:
Источники информации
Оборудование.
Дидактическое сопровождение.
Материалы для познавательной деятельности ученика.
Перечислим примерный перечень комплектующих каждого раздела в рамках преподавания предмета «Иностранный язык»:
Источники информации:
программа дисциплины;
план урока;
литература для учителя;
литература для учеников;
учебники;
интернет-сайты;
видеозаписи;
аудиозаписи;
научная периодическая печать;
массовая периодическая печать;
учебные телефильмы и т.п.
Оборудование:
технические средства обучения (аудио, видео, DVD, CD);
электронные средства обучения;
технические средства обучения аудио;
мультимедийный проектор
компьютеры;
интерактивная доска;
демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
Дидактическое сопровождение:
логические схемы (например, логические таблицы);
таблицы (например, грамматические)
рисунки;
видеозаписи;
аудиозаписи;
фильмы;
компьютерные материалы и т.п.
Материалы для познавательной деятельности учеников:
карточки для самостоятельной работы;
тексты контрольных самостоятельных работ;
технологические карты лабораторных работ;
задания для выполнения на уроке;
задания для самопроверки;
другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.
В учебно-методический комплекс включены учебники, рабочие тетради, книга для учителя, материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем.
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
Данный блок подразумевает непосредственно план. Таблица-схема урока, предлагаемая как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и обучащихся на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и обучающихся. Например, для такого типа урока, как урок открытия нового знания можно выделить следующие этапы:
мотивация к учебной деятельности
актуализация и пробное учебное действие
постановка учебной задачи
открытие нового знания
первичное закрепление
рефлексия и домашнее задание
Структура таблицы плана урока детализирована до действий учителя и обучащихся. В каком виде и каким образом представлена новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с обучающимся, чтобы тот обрёл знание, какие действия нужно выполнить обучающемуся, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись, они стали навыками. Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы.
Действия учителя могут быть выражены следующим образом:
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель сранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Дает:
- комментарий к домашнему заданию;
- задание на поиск в тексте информации;
Организует:
- взаимопроверку;
- коллективную проверку;
- проверку выполнения упражнения;
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
- оценочные высказывания обучающихся;
- обсуждение способов решения проблемы;
- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
- самостоятельную работу с учебником;
- беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Действия обучающихся могут быть выражены следующими формулировками:
Записывают слова, предложения.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) информацию.
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
- самооценку;
- самопроверку;
- взаимопроверку;
- предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Таким образом, можно сделать вывод, что технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а так же оценить, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Необходимость реализации в образовательном процессе системнодеятельностного и личностноориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
Можно сделать следующие выводы о тенденции в планировании учителями урочной деятельности:
• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // И.М Логвинова, Г.Л Копотева., Управление начальной школой - 2011г. - №12 - С 12-18.
Электронные ресурсы:
http://www.menobr.ru/materials/370/5411/http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lessonhttp://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/tekhnologicheskaya-karta-uroka-angliyskogo-yazy-2