По курсу «Истоки» Тема: «Доброта. Жизнь дана на добрые дела» 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района «Спасская средняя школа»
Урок
по курсу  «Истоки»  
Тема: «Доброта. Жизнь дана на добрые дела»
 Соколова  Софья  Степановна
Должность: учитель  начальных классов
2017г.
Технологическая карта урока.
Предмет: Истоки 3 класс
Базовый учебник: « Истоки» 3  класс А. В.Камкин. Издательский дом «Истоки» Москва. 2013 г.
Тема урока: « Доброта . Жизнь дана на  добрые дела».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся.
Задачи:
формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; 
развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формировать умение совместно работать в группе;
способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.
Необходимое оборудование:  мультимедиапроектор , ноутбук, рабочая  карта урока, учебник «Истоки» , рабочая тетрадь Н.В. Котельникова, карточки,  ручки, конверты.
Критерии достижения цели урока  : понимание ценности доброты и доброжелательности, эмоционально – нравственное понимание и сопереживание чувствам других людей.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование
УУД
1. Организационный
момент
(присоединение) Доброго утра ,Доброго дня,
Доброго урока желаю вам я.
Чтоб всё получилось сегодня у нас
Добрым пусть  будет общенье у вас.
Посмотрите друг на друга , улыбнитесь соседу по парте и тихо  сядьте.
.
Слушают речь учителя, настраиваются эмоционально на урок
Личностные УУД
(создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в УУД)
2. Актуализация знаний  Послушайте песню «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка А. Савельева
Кому понравилась песня?
О чём она ?Что вы чувствовали , когда слушали  песню?
Вспомните,  тему  предыдущего урока . 
Слайд 1 – ДОБРОТА(прил.)
Что такое доброта? 
В чём различие доброты истинной и ложной?
Что помогает различить доброту истинную от ложной  ?-Слова.
 
Слайд 2-Доброе утро
Спасибо
Извини …
А разве нельзя быть добрым без слов?
- Можно.
Как это можно показать без слов?
- Добрыми делами. Слушают песню. 
Формулируют  ответы на вопрос учителя (фронтальная работа)
Коммуникативные
УУД
( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
3. ЦелеполаганиеРабота в паре.(Карточки с афоризмом. 
Добро не наука- оно действие .)
Задания. 1. Прочитайте афоризм . 2.. Объясните  , как вы понимаете его значение?
Что правильно – наживать добро или творить добро?
Объясните выбор своего ответа.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 3 –ДОБРЫЕ ДЕЛА
Какие дела называют добрыми?
А что бы вам хотелось еще узнать о добрых делах ?Ответы детей
Слайд 4.
План урока
- Все ли дела и  поступки  добрые?
-Надо ли ждать или просить  вознаграждения 
за доброе дело? 
-Как часто  надо совершать добрые  дела?
- Для чего нам дана жизнь?
Итак, работаем по плану урока. Работают в парах.
Обсуждают , приходят к общему мнению.
Выступают.
Отвечают на вопросы, формулируют совместно с учителем тему урока.
Составляют план урока.
Выбирают те вопросы к данной теме.
К каждому пункту плана урока формулируют личные задачи урока. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
(определять цели деятельности;
проговаривать
последовательность
действий на уроке)
4. Основная часть урока.
Изучение нового материала. Подготовительный этап.
а) Давайте выясним , всели дела и поступки , сделанные человеком  - добрые?
Разобраться в этом нам поможет учебник на с.88. Чтение по цепочке с 1 – 4 абзац.
Ответы детей на первый вопрос  с выборочным чтением.
- Почему так происходит в жизни?
- Отчего это зависит?
- Может ли человек прошедший мимо того, кому нужна помощь .сам оказаться в трудной ситуации?
Вывод . Да, не все поступки и дела , которые делает человек, добрые. 
б)Давайте найдём ответ на второй пункт плана.
Прочитаем с. у. 89,шестой и седьмой абзац.
-Надо ли просить и ждать похвалы и  вознаграждения за добрые дела?
Вывод.  Твори  добро ничего не требуя взамен.
в) На третий пункт плана  найдите ответ , прочитав последний абзац текста.(с. у.89)
-Зачитайте ответ вслух.
Вывод. Творить добро надо всегда, независимо от времени и места.
А на последний пункт плана мы ответим  после  работы в тетради.
Физ. мин.  Игра « Доброе  – злое»
Если звучит имя доброго сказочного героя – хлопаем в ладоши, а если злого – закрываем 
глаза.
Работа в тетради  на странице 13.
Активное занятие «Добрые дела»
Индивидуальная работа.
 АФО. Работа в четвертках. «Добрые дела». 
ЗАДАНИЕ: Учащимся предлагается выбрать и подчеркнуть 5 добрых дел:
                                         Думать о родителях;
                                         Утешить плачущую сестренку;
                                         Радоваться неудаче ближнего ;                                         Подать милостыню;
                                         Стремиться быть богатым человеком;
                                         Помогать ближним;
                                         Завидовать;
                                         
3.Обсуждение в классе.
4.Экспертная оценка.
5.Рефлексия.
( Можно предложить ученикам оценить уровень общения в группе с помощью методики неоконченного предложения:Общение в группе было______________________________
Я чувствовал себя___________________________________
Мне понравилось общаться с_________________________ 
Кого бы я хотел поблагодарить 
и за что в своей группе , в классе?
- Четвёртый вопрос  нашего плана.
Для чего нам дана жизнь?
Прочитайте слова внизу страницы 89,которые послужат итогом урока .Слайд 5
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА
Читают.
Участвуют в беседе.
Ученики выполняют задание самостоятельно.
Затем в четвёрке.
.
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Читают статью в учебнике,.Выполняют активное
Занятие,  работа в  четвёрках. Участвуют в обсуждении задания.
 
Читают, обсуждают, договариваются между собой ,приходят к единому мнению. Формулируют ответы на вопросы учителя.
 
 Индивидуальная работа.
Участвуют в обсуждении результатов  работы.
Коммуникативные УУД
(умение приходить к общему решению,  учитывая позицию партнера)
Познавательные УУД(умение  находить  в тексте ответы на вопросы учителя)
Коммуникативные УУД
(умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнера, умение учиться работать в паре, слушать друг друга)
Регулятивные УУД
(умение  аргументировать свой выбор)
5. Рефлексия
Ресурсный круг
Легко ли быть добрым человеком?
Чтобы заслужить репутацию доброго человека, я должен…
Ученики, находясь в ресурсном круге, высказывают свои мысли, чувства. Коммуникативные УУД
(умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнера)
6. Итог урока Вернемся к плану урока.
Определите с помощью знаков +,- степень своего продвижения в знаниях по данной теме.
О чем пришлось задуматься на уроке?
На все ли вопросы мы нашли ответ?
Чтение стихотворения учителем (прил.)
Домашнее задание:
Сегодня вы получаете волшебный конверт, что в нём, вы узнаете дома . На следующем  уроке расскажете , что в конверте.( стихи о доброте , благодарность за работу на уроке ,оценка за урок…) Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Записывают свой ответ на вопрос. Регулятивные УУД
(умение осуществлять контроль своих действий, умение следовать плану)
,
Приложение 
 План урока.
№ Название пункта плана В начале урока (+ знаю; - не знаю) В конце урока (+ знаю; - не знаю)
1. 2. 3. Благодарю за активную и творческую работу на уроке!
(М. Пляцковский)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту ,всегда!
И если кому-то , кому-то поможет
Твоя доброта , улыбка твоя,
Ты счастлив  , что день
Не напрасно был прожит,
Что в мире живёшь ты не зря!
Доброта –ж. р., отзывчивость  , душевное расположение к людям стремление делать добро  другим.
Доброта – это собственная энергия направленная на благо других. Действовать добровольно , бескорыстно в интересах 
другого человека.
Литература : 
Толковый словарь С. И. Ожегова, Н.Ю. Щведова.
Стихи  М. Пляцковский « Если добрый ты», «Не стой в стороне равнодушно».