По курсу «Истоки» Тема: «Доброта. Жизнь дана на добрые дела»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодского муниципального района «Спасская средняя школа»
Урок
по курсу «Истоки»
Тема: «Доброта. Жизнь дана на добрые дела»
Соколова Софья Степановна
Должность: учитель начальных классов
2017г.
Технологическая карта урока.
Предмет: Истоки 3 класс
Базовый учебник: « Истоки» 3 класс А. В.Камкин. Издательский дом «Истоки» Москва. 2013 г.
Тема урока: « Доброта . Жизнь дана на добрые дела».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся.
Задачи:
формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формировать умение совместно работать в группе;
способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Необходимое оборудование: мультимедиапроектор , ноутбук, рабочая карта урока, учебник «Истоки» , рабочая тетрадь Н.В. Котельникова, карточки, ручки, конверты.
Критерии достижения цели урока : понимание ценности доброты и доброжелательности, эмоционально – нравственное понимание и сопереживание чувствам других людей.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование
УУД
1. Организационный
момент
(присоединение) Доброго утра ,Доброго дня,
Доброго урока желаю вам я.
Чтоб всё получилось сегодня у нас
Добрым пусть будет общенье у вас.
Посмотрите друг на друга , улыбнитесь соседу по парте и тихо сядьте.
.
Слушают речь учителя, настраиваются эмоционально на урок
Личностные УУД
(создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в УУД)
2. Актуализация знаний Послушайте песню «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка А. Савельева
Кому понравилась песня?
О чём она ?Что вы чувствовали , когда слушали песню?
Вспомните, тему предыдущего урока .
Слайд 1 – ДОБРОТА(прил.)
Что такое доброта?
В чём различие доброты истинной и ложной?
Что помогает различить доброту истинную от ложной ?-Слова.

Слайд 2-Доброе утро
Спасибо
Извини …
А разве нельзя быть добрым без слов?
- Можно.
Как это можно показать без слов?
- Добрыми делами. Слушают песню.
Формулируют ответы на вопрос учителя (фронтальная работа)
Коммуникативные
УУД
( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
3. ЦелеполаганиеРабота в паре.(Карточки с афоризмом.
Добро не наука- оно действие .)
Задания. 1. Прочитайте афоризм . 2.. Объясните , как вы понимаете его значение?
Что правильно – наживать добро или творить добро?
Объясните выбор своего ответа.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 3 –ДОБРЫЕ ДЕЛА
Какие дела называют добрыми?
А что бы вам хотелось еще узнать о добрых делах ?Ответы детей
Слайд 4.
План урока
- Все ли дела и поступки добрые?
-Надо ли ждать или просить вознаграждения
за доброе дело?
-Как часто надо совершать добрые дела?
- Для чего нам дана жизнь?
Итак, работаем по плану урока. Работают в парах.
Обсуждают , приходят к общему мнению.
Выступают.
Отвечают на вопросы, формулируют совместно с учителем тему урока.
Составляют план урока.
Выбирают те вопросы к данной теме.
К каждому пункту плана урока формулируют личные задачи урока. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
(определять цели деятельности;
проговаривать
последовательность
действий на уроке)
4. Основная часть урока.
Изучение нового материала. Подготовительный этап.
а) Давайте выясним , всели дела и поступки , сделанные человеком - добрые?
Разобраться в этом нам поможет учебник на с.88. Чтение по цепочке с 1 – 4 абзац.
Ответы детей на первый вопрос с выборочным чтением.
- Почему так происходит в жизни?
- Отчего это зависит?
- Может ли человек прошедший мимо того, кому нужна помощь .сам оказаться в трудной ситуации?
Вывод . Да, не все поступки и дела , которые делает человек, добрые.
б)Давайте найдём ответ на второй пункт плана.
Прочитаем с. у. 89,шестой и седьмой абзац.
-Надо ли просить и ждать похвалы и вознаграждения за добрые дела?
Вывод. Твори добро ничего не требуя взамен.
в) На третий пункт плана найдите ответ , прочитав последний абзац текста.(с. у.89)
-Зачитайте ответ вслух.
Вывод. Творить добро надо всегда, независимо от времени и места.
А на последний пункт плана мы ответим после работы в тетради.
Физ. мин. Игра « Доброе – злое»
Если звучит имя доброго сказочного героя – хлопаем в ладоши, а если злого – закрываем
глаза.
Работа в тетради на странице 13.
Активное занятие «Добрые дела»
Индивидуальная работа.
АФО. Работа в четвертках. «Добрые дела».
ЗАДАНИЕ: Учащимся предлагается выбрать и подчеркнуть 5 добрых дел:
Думать о родителях;
Утешить плачущую сестренку;
Радоваться неудаче ближнего ; Подать милостыню;
Стремиться быть богатым человеком;
Помогать ближним;
Завидовать;

3.Обсуждение в классе.
4.Экспертная оценка.
5.Рефлексия.
( Можно предложить ученикам оценить уровень общения в группе с помощью методики неоконченного предложения:Общение в группе было______________________________
Я чувствовал себя___________________________________
Мне понравилось общаться с_________________________
Кого бы я хотел поблагодарить
и за что в своей группе , в классе?
- Четвёртый вопрос нашего плана.
Для чего нам дана жизнь?
Прочитайте слова внизу страницы 89,которые послужат итогом урока .Слайд 5
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА
Читают.
Участвуют в беседе.
Ученики выполняют задание самостоятельно.
Затем в четвёрке.
.
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Читают статью в учебнике,.Выполняют активное
Занятие, работа в четвёрках. Участвуют в обсуждении задания.

Читают, обсуждают, договариваются между собой ,приходят к единому мнению. Формулируют ответы на вопросы учителя.

Индивидуальная работа.
Участвуют в обсуждении результатов работы.
Коммуникативные УУД
(умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнера)
Познавательные УУД(умение находить в тексте ответы на вопросы учителя)
Коммуникативные УУД
(умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнера, умение учиться работать в паре, слушать друг друга)
Регулятивные УУД
(умение аргументировать свой выбор)
5. Рефлексия
Ресурсный круг
Легко ли быть добрым человеком?
Чтобы заслужить репутацию доброго человека, я должен…
Ученики, находясь в ресурсном круге, высказывают свои мысли, чувства. Коммуникативные УУД
(умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнера)
6. Итог урока Вернемся к плану урока.
Определите с помощью знаков +,- степень своего продвижения в знаниях по данной теме.
О чем пришлось задуматься на уроке?
На все ли вопросы мы нашли ответ?
Чтение стихотворения учителем (прил.)
Домашнее задание:
Сегодня вы получаете волшебный конверт, что в нём, вы узнаете дома . На следующем уроке расскажете , что в конверте.( стихи о доброте , благодарность за работу на уроке ,оценка за урок…) Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Записывают свой ответ на вопрос. Регулятивные УУД
(умение осуществлять контроль своих действий, умение следовать плану)
,
Приложение
План урока.
№ Название пункта плана В начале урока (+ знаю; - не знаю) В конце урока (+ знаю; - не знаю)
1. 2. 3. Благодарю за активную и творческую работу на уроке!
(М. Пляцковский)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту ,всегда!
И если кому-то , кому-то поможет
Твоя доброта , улыбка твоя,
Ты счастлив , что день
Не напрасно был прожит,
Что в мире живёшь ты не зря!
Доброта –ж. р., отзывчивость , душевное расположение к людям стремление делать добро другим.
Доброта – это собственная энергия направленная на благо других. Действовать добровольно , бескорыстно в интересах
другого человека.
Литература :
Толковый словарь С. И. Ожегова, Н.Ю. Щведова.
Стихи М. Пляцковский « Если добрый ты», «Не стой в стороне равнодушно».