План урока Воля, эмоции, внимание. Темперамент


Биология
8 Класс
Тема урока «Воля, эмоции, внимание. Темперамент»
Задачи:
1. Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости.
2. Дать понятие об оценочной деятельности.
3. Показать значение эмоций.
4. Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства.
5. Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями.
I. Проверка знаний.1. Рассказать о базовых и вторичных потребностях.
2. Показать отличие речи человека от звуковых сигналов животного.
3. Проанализировать особенности развития высших психических функций человека, определить значение высшей и внутренней речи.
4. Рассказать о познавательных процессах человека.
II. Новый материал
Воля - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.
Функции:
побудительная (борьба с препятствиями)
тормозная (удержаться от нежелательных поступков)
Действие
Выбор средств для
достижения цели
Выбор цели



Мыслительный процесс

Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.
Эмоции


Отрицательные
(гнев, страх, ужас, отвращение)
Положительные
(радость, восторг, удовлетворение)

Регуляция эмоций


Нервная
(лобная доля КБП)
Гуморальная
(адреналин)

Эмоциональные реакции - проявление эмоций (плач, смех).
Эмоциональное состояние - настроение человека.
Эмоциональное отношение - чувства (любовь, дружба, вражда, ревность, зависть).
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте (ориентировочный рефлекс).

Внимание

Непроизвольное
(новый внешний раздражитель)
Произвольное
(сознательное)

Свойства внимания:
устойчивость
колебания
рассеянность (невнимательность)
из-за слабости произвольного внимания
из-за излишне концентрированного внимания
Темперамент - индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.
Типы темперамента


Меланхолик
(слабый)
Холерик
(сильный, неуравновешенный)
Флегматик
(сильный, уравновешенный, медленный)
Сангвиник
(сильный, уравновешенный, подвижный)

Впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, внешне слабо реагирует на окружающее.
Очень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, резкая смена настроения, страстно отдается делу.
Невозмутимый, с устойчивым настроением, постоянство и глубина чувств, равномерность действий и речи, слабое внешнее выражение чувств.
Быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений, легко переживает неудачи, подвижный, с выразительной мимикой.

Тест на определение типов темперамента у класса.
III. Д/з *57.