Статья Эмоциональные разрядки на уроках русского языка и литературы

Тема: Эмоциональные разрядки на уроках русского языка

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Проблема сохранения и укрепления здоровья детей всегда была актуальна в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что «единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества» (ФГОС, М.2008). Поэтому одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся.
Современные уроки характеризуются интенсивностью и требуют от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Возьмем, к примеру, урок русского языка. Многие считают данный предмет одним из самых сложных учебных предметов. Специфика предмета русского языка такова, что ребятам на уроках приходится много работать: писать, читать, думать, рассуждать, мыслить. Хотя на уроках происходит переключение из одного вида деятельности на другой, многолетние наблюдения за детьми показывают, что учебная нагрузка приводит их к переутомлению. И первыми признаками проявления утомления являются зевота, частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, закрывание глаз, подпирание головы, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах. Следовательно, чтобы учащиеся не уставали во время уроков, а уроки были плодотворными необходимо применять на уроках образовательные и здоровьесберегающие технологии, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье школьников. Для повышения умственной работоспособности детей, для снятия умственного напряжения и утомления возможно применений на уроках эмоциональных разрядок. Эмоциональная разрядка-это необходимый механизм «перезагрузки» нашего организма.
С целью изучения мнения школьников о необходимости применения эмоциональных разрядок на уроке в 5 классе провели анкетирование. Анализ результатов анкетирования помог определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся 5 класса на уроке (позитивные или негативные), как воспринимается учениками учитель, что они чувствуют при проведении на уроках эмоциональных разрядок.
Изучив мнение школьников, проводя наблюдение на уроках, можно с полной уверенностью сказать, что использование положительно переживаемых эмоций на уроке имеет важное значение, т.к. положительное эмоциональное состояние обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков по предмету.
Таким образом, создание положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. С целью устранения утомляемости, снятия умственной напряженности и восстановления работоспособности, можно использовать различные приемы: шутку, юмор, занимательные упражнения, загадки - вопросы, поговорки, небольшие стихотворения, анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы, рисунки, музыкальную минутку и.т.д. Эти приемы помогут решить одновременно несколько различных задач: во-первых, обеспечить психологическую разгрузку обучающихся; во-вторых, дать им сведения развивающего и воспитательного характера; в- третьих, помогут изменить отношение ребенка к учебной деятельности и.т.д.
Учитывая возрастные особенности детей, предложенные варианты эмоциональных разрядок можно использовать на уроках русского языка и литературы.
1.Шутки: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны.
Ответы: Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка. Сыроежка.
2.Шарады:
Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово «парус»:
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет «В тумане моря голубом».

Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
Ответ: Бук-вы.

Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
Ответ: «А-том».

Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
Ответ: «За-дача».

Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
Ответ: «Кар-тина».

3.Анаграммы
Найдите анаграммы слов: баня, брус, брак ( баян, сруб, краб).

Много слов такого сорта
Знает умная Тамара:
Есть артерия - АОРТА
И толпа овец -..ОТАРА.

Собирались мы с Андрюшкой
За грибами на ОПУШКУ,
Долго ждать пришлось Андрюшу
Неумёху и...КОПУШУ.

4.Метаграммы:
Я цвет одинаковый часто имею:
и с г зеленею, и с к зеленею.
Но с я: вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить.
Ответ:Лук – луг.
Мне недолго измениться: С С я рыба, с Ф я птица. (Сазан-Фазан).
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с П, на мне плывут.(Плод-Плот).
5.Логогрифы:
На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот Н прибавил мне-
И я уже река. (Ил-Нил).
Мы всех, и взрослых, и детей,
В часы досуга развлекаем.
Но если нам приставишь Т,
Мы их ужасно напугаем. ( Игры- тигры)

15