Урок 2. ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ КРУГ


Урок 2Полный цветовой круг
Цели и задачи: развивать графические умения и навыки; изучать свойства цветов и приемы поиска новых цветов; расширять знания о возможностях художественных материалов.
Оборудование: акварель, гуашь (лучше), бумага, кисти, палитра, циркуль, линейка.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных).
Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные и сближенные цвета», «Подбор оттенков разных сочетаний цвета».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
1. Работа с методическими таблицами.
Учитель. Сколько цветов вы знаете? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас может получиться очень много, но не меньше, чем 6 цветов. Именно столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. Смешивая эти цвета, можно получить намного больше, чем 6.
– А где мы их смешиваем? Что может служить палитрой?
В природе множество оттенков и цветов, гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. Чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов и науку, которую изучают художники, – цветоведение.
– Рассмотрите методические таблицы.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. «Хрома, хроматос» – в переводе с греческого «цвет», ахроматические – не цветные, это белый, черный, все серые. В этой группе «цвета» отличаются только по светлоте, тону, они не имеют цвета как такового.
Хроматические – все остальные цвета, цвета спектра. Они различаются по светлоте (оттенки, насыщенность) и цветовому тону. В свою очередь они делятся на основные и составные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов. А вот все остальные цвета можно получить смешением этих цветов. Поэтому и называются эти группы цветов основными и составными.
Попарное смешивание двух основных цветов дает нам составной.
– Назовите, какой новый составной цвет получим от смешения пар:
красный + желтый = (оранжевый);
красный + синий = (фиолетовый);
желтый + синий = (зеленый).
Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов – это цвета радуги.
– Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?
каждый
охотник
желает
знать,
где
сидит
фазан красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубойсиний
фиолетовый
Но голубой цвет не является ни основным, ни составным, так как получается смешиванием не основных цветов, а основного какого? (синего) с ахроматическим – белым. В этом ряду цветов составные цвета чередуются с основными.
– А какой составной цвет находится между двумя основными? (Тот, который они дают при смешивании.)
Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца. Получается простой цветовой круг.
В рисовании используются обе группы цветов.
Цвета ахроматические чаще всего используются в рисунке, графике.
– Продолжим анализ таблицы. Вспомните краски вечернего неба в холодный зимний день и пламя горячего костра. Найдите их в цветовом круге.
Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Эти цвета напоминают солнце, огонь, жару. В цветовом круге они держатся вместе.
Холодные цвета – цвета зимы, луны, сумерек, мороза.
– Какие это цвета? (Синий, фиолетовый, их смеси.)
А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, – он теплый, если синего, – холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они. Красный и синий цвета – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.
Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают.
Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, а также их смеси и оттенки.
– Назовите пары контрастных цветов. (Красный – зеленый. Желтый – фиолетовый. Синий – оранжевый.)2. Художественное слово о живописности осени.
Учитель. У каждого вида искусства есть свои выразительные средства, помогающие изобразить окружающий мир.
– Отгадайте загадку о цветах.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно ль их нарисовать?
(Радуга.)
– Слушая следующее стихотворение, запомните и назовите цвета, которые упоминаются в нем:
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого?
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темно-синей чаще,
Филин желтые глаза На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозерова
– Названий каких цветов вы услышали больше – теплых или холодных? (Из 9 цветов – 5 теплых.) Перечислите те и другие. (Теплые – бежевые, алый, желтый, розовый, вишневый.)
III. Практическая работа под руководством учителя.
Учитель. Сегодня мы рисуем полный цветовой круг, используя обе группы цветов: хроматические, ахроматические.
Последовательность выполнения работы.
1. Возьмем циркуль и начертим на месте бумаги большой круг (во весь лист). Лист лежит вертикально. Делим его пополам. Отмечаем центр.

2. Делим его на 6 равных частей (геометрическим способом, с помощью транспортира).

3. Внутри и снаружи рисуем малый и большой круги.

4. Теперь возьмем 3 основных цвета (по очереди) и ровно закроем ими части круга (средние дольки) через одну в следующем порядке: красный, желтый, синий.
Закрашиваем средний ряд долей, не трогая соседние, внутренний и внешний круги.
5. Оставшиеся просветы закрашиваем составными цветами, смешивая 2 соседних основных цвета (не путать!). Работаем только с основными цветами и палитрой (а не готовой краской!).
6. Теперь к каждому цвету среднего круга поочередно добавляем поочередно добавляем по чуть-чуть черной краски (ахроматическая) и закрашиваем соответствующие им участки внешнего круга. Получится цвет более темный, глухой.
7. Затем к каждому цвету среднего круга поочередно добавим по чуть-чуть белой краски (также ахроматической) и также закроем соответствующие участки внутреннего круга.

– У нас получился полный цветовой круг, в котором использованы хроматические (основные и составные) и ахроматические цвета.

– Теперь нарисуем 3 пары квадратов – по 2 рядом. Раскрасьте квадраты контрастными цветами, взятыми из цветового круга.
Во время выполнения заданий учитель напоминает детям правила работы на уроке:
– аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу, держать долго в воде (искривится и испортится волос);
– смачивать (слегка) краски водой перед работой, аккуратно набирать краску на кисть, каждый раз промывая ее от предыдущей краски;
– нельзя пачкать краски грязной (непромытой) кистью, для получения другого оттенка или цвета используем палитру;
– карандаши должны быть хорошо заточены (показать), линия должна быть легкой и без сильного нажима;
– не берем краску слишком густо или слишком бледно! Краска должна ложиться ровно, мазками слева направо, горизонтальными линиями, лучше кистью № 5–8, с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она вся высыхала, но и не слишком много, иначе она потечет вниз;
– лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно ее отжав;
– работа считается законченной, если завершена в цвете, оценена учителем;
– можно говорить шепотом с соседом (по теме урока), обратиться к учителю с вопросом, подняв руку, но нельзя шуметь, спрашивать и отвечать сразу всем, очень громко смеяться, то есть нарушать рабочую обстановку на уроке.
IV. Итог урока.
На классной доске закрепляются законченные (лучшие) работы.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что интереснее: пользоваться готовыми «составными» цветами из набора или найти желаемый цвет самому?