Социометрия на сплочение классного коллектива


Социометрия “Дружба”
Игра на сплочение классного коллектива
Подготовила: Кузнецова С.А.,
Воспитатьель
школы-интерната № 18
ОАО «РЖД»
Название игры: Социометрия “Дружба” (для детей от 8 до 15 лет).
Длительность игры: рассчитана на 1 час.
Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе и выявление авторитета членов группы по признакам симпатии –антипатии, (“лидер” и “отвергнутый”).
Задачи:
1. Сплотить коллектив;
2. Создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;
3. Развивать навыки эффективного общения.
4. Воспитыватьтолерантное отношение друг к другу.
Оборудование:
заранее заготовленный ватман;
цветы – ромашки. Размер лепестков ромашек – 10 см.
Два комплекта фотографий детей, размер фотографий диаметром – 3 см.
Количество фотографий и ромашек зависит от количества детей. Ромашки клеят на ватман так, чтобы они поместились на ватмане. Один комплект фотографий вклеивают в каждую ромашку, а второй отдают детям. Дети должны получить только свои фотографии.
В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.
Примечание для ведущего:
Обозначить правило для детей не бить друг друга и не выражаться нецензурно.
Демонстрировать положительное отношение к детям.
Проводить игру в сформированном классе, группе.
Данная игра имеет два направления:
– Диагностическое направление предполагает наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его личностных проблем, характера межличностных отношений, социального статуса в группе.
Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность, высказывать свое отношение к негативному поведению.
Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции конфликтности в общении, сплочение коллектива. Развитие толерантного отношения в группе.
Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.
Предполагаемый психологический результат:
В результате игры дети перестают проявлять негативное поведение друг к другу (физическая и вербальная агрессия) налаживает взаимоотношение между одноклассниками. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь. Улучшается успеваемость.
Ход игры:
Воспитатель предлагает разделиться детям на две команды и придумать название своей страны.
– Ребята, представите, что вы иностранцы, вы приехали в другую страну, и никто из вас не знает иностранного языка. Ваша задача подружиться с иностранцами. Психолог, предлагает детям приклеить фотографии на лепестки. Фотографии нужно клеить на тот цветок, в центре которого есть фотография с кем вы хотели бы познакомиться. Дети приклеивают свои фотографии по очереди.
А теперь давайте посмотрим, кто больше всего из ребят познакомился с иностранцами, а кто меньше.
Воспитатель смотрит, на каком цветке больше всего фотографий. Где больше всего фотографий – там лидер. Где одна, две, три психолог спрашивает у детей, почему у этого иностранца мало друзей. Дети дают ответы.
Воспитатель предлагает помочь этому иностранцу приобрести друзей. Решить проблему в общении с другими иностранцами.
Вопросы для обсуждения:
– Почему у этого иностранца нет друзей, почему?
– Что необходимо сделать этому иностранцу для того чтобы приобрести друзей?
Задать ребенку который имеет меньше всего фотографий в чем он видит свою проблему, какой выход он видит в сложившейся ситуации.
При необходимости ребенок может попросить помощи в решении проблемы.
В конце недели можно провести социометрическое исследование и занятие направленное на сплочение коллектива.
Вопросы для поиска решений выхода из конфликтной ситуации.
Как бы ты решил эту ситуацию?
Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?
Из ходя из ситуации, вопросы могут быть разные.В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться. Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Проявляется толерантное отношение друг к другу. Научатся выходить из негативной ситуации без конфликта.
Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.
Создать традицию в классе, по окончании учебной недели дети организовывают круглый стол с чаепитием, где обсуждают свои достижении и ставят новые цели и пути их достижений. В конце каждого месяца, ребята дарят открытки с пожеланиями. Открытки дети делают сами.
Список литературы.
Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001.
2. © PsyLab.info 2009–2012 Подбор, оформление, расположение материалов.
3. Интернет-портал ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru/user/agafonova2010/file/356604/