Методика оценки физического развития и функционального состояния школьников.

Методика оценки физического развития и функционального состояния школьников.
В настоящее время, когда остро стоит вопрос о применении в школах большого количества здоровьесберегающих технологий, наблюдение за физическим развитием и функциональным состоянием детей является обязательным компонентом контроля над здоровьем детей и результативностью уроков физкультуры. Разработанные на данный момент технологии для оценки физического развития и функционального состояния организма учащихся, позволяют, с высокой точностью, производить отбор в спортивные секции, корректировать характер физических упражнений на уроках физической культуры и правильно подбирать нагрузку на занятиях в специальной медицинской группе. Также, регулярно проводимое тестирование, позволяет проводить долгосрочный мониторинг физического развития учащихся и вносить изменения в разработанный календарно – тематический план уроков физического воспитания, давать рекомендации по проведению других уроков входящих в школьную программу (время проведения физ.минуток, преобладание тех или иных упражнений в физ.минутке, моторная плотность урока и т.д.). Проводимый контроль, в тоже время способствует выявлению отклонений и патологических изменений функционального состояния детей, что, при своевременном обращении к медицинским работникам, способствует предотвращению развития заболеваний и переходу их в стадию хронических. Появляется возможность более точно подбирать индивидуальные упражнения и физическую нагрузку для детей, отнесённых по медицинским показателям к подготовительной группе. При этом следует учитывать, что, контроль должен проводиться в тесном сотрудничестве с фельдшером школы.
Между тем, в школах, нередко отсутствуют приборы для проведения такого рода наблюдений (спирометры, тонометры, динамометры и т.п.), поэтому рекомендуется проводить тесты, позволяющие оценивать физическое развитие и функциональное состояние учащихся, не требующих специального оборудования.
Используя эти тесты, следует иметь в виду, что отклонения от возрастных нормативов могут быть связаны с неучтёнными факторами (наследственность, бытовые условия, национальные особенности, перенесённые заболевания и т.д.). Поэтому очень важно вести наблюдения за школьниками и фиксировать результаты в динамике, из года в год. Таким образом, важны не только текущие результаты, но и изменение показателей, особенно у детей занимающихся каким либо видом спорта. Это даст возможность преподавателю проследить за качеством функциональных изменений организма, ростом или снижением физических показателей и сделать соответствующие выводы о целесообразности занятий выбранным видом спорта, разработать рекомендации по выбору другого вида спорта или
спланировать оптимальный режим занятий. При этом, преподаватель должен работать в сотрудничестве с тренерами спортивных секций, инструкторами по спорту и спортивным врачом. Также следует рекомендовать детям вести развёрнутый дневник самоконтроля, куда они будут заносить не только результаты выполнения контрольных упражнений но и результаты функциональных проб.
При выполнении оценивания функционального состояния и физической подготовленности организма можно использовать метод соматометрии:
- Для оценки соответствия веса возрастной норме рекомендуется использовать формулу А.Ф. Синякова, веса-росту – индекс Кетле, качество телосложения определяется индексом развития грудной клетки (по Бругшу), индексом худощавости (по Эрисману), индексом крепости телосложения (по Пинье), а также индексом пропорциональности (по Мануврие).
- Оценка функционального состояния сердечно – сосудистой системы проводится с помощью шести - моментной функциональной пробы и индекса Руфье.
- Для оценки функционального состояния дыхательной системы используются проба Генчи и проба Штанге.
- Тесты для оценки функционального состояния нервно – мышечного аппарата: скорость реакции мышц на нервные импульсы изучаются по частоте движений кисти; способность определять положение частей тела в пространстве исследуется с помощью проприоцептивной пробы; способность удерживать равновесие определяется с помощью усложнённой пробы Ромберга и пробы Яроцкого; исследование дермографизма.
- Оценка физической работоспособности измеряется посредством Гарвардского степ-теста.
- Оценивание физической подготовленности производится посредством выполнения определённых контрольных упражнений, направленных на определение развития основных физических качеств человека: быстрота- бег 60,100 метров; силовая выносливость- подтягивания на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; общая выносливость- бег 1000,2000,3000 метров; гибкость- наклон вперёд сидя на полу; ловкость- смена положений упор присев на упор лёжа.
Также можно использовать методы физиометрии (измерение частоты дыхания, пульса, жизненной ёмкости лёгких, мышечной силы кисти и становой силы) и методы соматоскопии (описательные данные осмотра опорно-двигательного аппарата, позвоночника, осанки, формы грудной клетки, рельефа и упругости мускулатуры, формы стопы и эластичности кожи).
Данные тесты равно применимы для школьников младшего, среднего и старшего возрастов. Использование предлагаемых тестов будет способствовать индивидуализации и преемственности физического воспитания учащихся. Рекомендуемые тесты могут быть использованы и с целью систематического самоконтроля, привлекает простота их использования и точность вычислений.
15