Исследовательский проект по литературе Значение цвета в поэзии Блока как отражение психологического состояния поэта
ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж» структурное подразделение «Лицей государственной службы и правоохранительных органов»
Разработка проекта
«Значение цвета в поэтической системе А. А Блока как отражение психологического состояния поэта»
Разработала учитель русского языка и литературы Непряхина Ольга Александровна
Г. Самара. 2015
Тип проекта: лингвистическое исследование.
Профиль знаний: литература
Класс: 11
Форма организации образовательного процесса: урочный
Продолжительность : 8 уроков
Краткая характеристика проекта:
Цель проекта: изучение и анализ цветописи в поэзии А.А. Блока как отражение его внутреннего состояния.
Гипотеза проекта: цветообразующая лексика произведений Блока отражает внутренний мир поэта и его душевное состояние , мировоззрение.
Задачи проекта:
Выявить , как цветовой выбор человека зависит от его характера и настроения, его психологического состояния.
Изучить, какие цвета преобладают в поэзии Блока в разные периоды его жизни и творчества.
Проанализировать раннюю лирику Блока (цикл стихов «Стихи о Прекрасной Даме») и выявить цветовую палитру, используемую в данный период жизни поэта. Сравнить с цветами , которые он использует в поэме «Двенадцать». Связать содержательное настроение произведений с использованной цветовой палитрой. Сделать это с помощью теста М. Люшера.
Сравнить результаты тестирования с основными фактами биографии поэта. Сделать выводы о психологическом состоянии Блока на основе цветовой палитры разных периодов творчества, содержания выбранных произведений для анализа.
Методы работы:
Сбор и анализ информации (изучение тематической литературы ( список в приложении)
Лингвистический анализ художественного текста.
Обработка полученного материала (составление таблиц)
Ход проекта:
1 урок:
35966408502653 группа : Значение цветов в искусстве
003 группа : Значение цветов в искусстве
15868648216902 группа: Значение цвета в психологии. Тест Люшера002 группа: Значение цвета в психологии. Тест Люшера-4610108121651 группа : Значение цветовых эпитетов в фольклоре
001 группа : Значение цветовых эпитетов в фольклоре
Исследование теории вопроса. Предварительное изучение тематической литературы по группам. Знакомство с тестом М. Люшера. Учащиеся должны представить на уроке доклады групп с презентациями.
На уроке происходит обмен информацией, добытой дома из различных источников, Задания распределяются в группе самостоятельно.
2-3 уроки: Анализ цикла стихов Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Основной вопрос уроков: «Какие цвета использует поэт и в чем их символическое значение?» Основной вопрос: «Какие цвета использует Блок и как это связано с его душевным состоянием
38157143073403гр . Характеризуют лирического героя
003гр . Характеризуют лирического героя
28479742216152 гр. Представляют образ Прекрасной Дамы и цвета
002 гр. Представляют образ Прекрасной Дамы и цвета
left2019301 гр. Биографы
001 гр. Биографы
4-5 уроки: Анализ поэмы «Двенадцать».
Основной вопрос: «Какие цвета использует поэт в поэме и как это связано с его жизнью и состоянием души ?»
Задания группам:
37871401390653 гр. Художественные особенности поэмы
003 гр. Художественные особенности поэмы
342901581141 гр. Антитеза в поэме «Двенадцать»
001 гр. Антитеза в поэме «Двенадцать»
30289501104902 гр. Цвета в поэме и их значение
002 гр. Цвета в поэме и их значение
6 урок: Основные выводы по темам, подведение итогов работы.
7-8 уроки: представление продуктов проекта ( доклады , презентации, творческие работы).
Приложение.
Список литературы:
Соловьев Б. Писатель и его подвиг. М., 1968.
Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова “алый” в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. Уфа, 1986.
Книпович Е.Ф. Об А.Блоке. М., 1987.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru
2 .Материалы:
В поэзии А. А. Блока очень большое значение имеет цветовая символика. Главные цвета для Блока — белый и красный. Они и их оттенки появились уже в первой книге, в «Стихах о Прекрасной Даме». Рассмотрим же традиционные значения этих цветов и то, какой смысл они обретают в творчестве поэта. Белый цвет относится к ахроматическим (неокрашенный) и нейтральным, это традиционный символ чистоты, невинности, святости. Белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален. Уже в древности белый цвет выделяли особо — вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Древние толковали белый цвет как символ всяческого блага, радости, чистоты, здоровья, приумножения потомства, мира, согласия. Это самый светлый цвет — цвет одежд небесных богов, святых, праведников, знак очищения и приобщения к добру. В древности воду называли белой, потому что белый цвет связывался с теми благами, что дает вода. Это символ безгреховности, безмятежности. Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Теперь это символ божества во всех религиях мира. Белый означает радость, веселье духа, традиционно противопоставляется черному как цвету злых сил.
В поэзии начала XX века белый — самый употребляемый цвет. В нем поэты видят мистическую неопределенность, полную возможностей, которым не суждено сбыться. Считается, что белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. «Белый свет» обычно противопоставлен «тому свету».
У А. А. Блока белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, — означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белизна становится ключевым понятием в его стихах, также как и у других символистов. Белый снег — это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у Блока всегда сопутствует красный.
Есть предположение, что красный цвет был первым, замеченным людьми. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. У русских крестьян XIX — начала XX веков свадебный наряд был красным. Традиционные значения красного цвета — это любовь, страсть, тепло, радость, мощь. Красное в народной культуре противопоставлено белому как не белое, окрашенное. Это цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и в то же время цвет потустороннего мира. Красный цвет использовался в древности как оберег, символ жизни, здоровья. Считалось, что он защитит от змеи, мышей, волка, отгонит злых духов и непогоду. Он связан с огнем и кровью, его значение проявляется в словах «красивый, ценный, прекрасный, парадный». «Женщины в красном» по народным поверьям — вестницы несчастья.
В противопоставлении сочетаний цветов красный с белым означает жизнь, свет, здоровье, а черный с желтым — смерть, тьму, болезнь. Красный цвет имеет и негативные значения — смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы.
В XX веке красный цвет стал цветом революции, обновления. Кубисты, супрематисты, футуристы выделяют его как цвет силы, энергии, мужества, ярости, воинственности. Писатели и поэты видят в красном пророческий символ. А. Белый видит в нем гиену огненную, Максим Горький — кровавую расправу. У А. А. Блока красный — цвет «горения», пожар революции.«Белое» и «красное» в поэме «Двенадцать» — это, по утверждению критиков, дуализм Космоса и Хаоса, Пути и Беспутства, Бога и Дьявола, Христа и Антихриста. Они уравновешены и воплощены в загадочной, призрачной фигуре, Исуса Христа в белом венчике из роз (белое, красное), идущего по кровавому снегу (красное, белое) впереди заснеженных красноармейцев (белое, красное). Поэма, долгое время воспринимавшаяся как революционная, имеет более глубокое значение. Мы видим Христа, который ведет за собой двенадцать апостолов под кровавым красным флагом. Но не значит же это, что он освящает террор? Но это поэма более религиозная, чем революционная, и символический «белый венчик из роз» — это мистическая белая роза, святая кровь. Блок соединяет в одно белое и красное, святость и кощунство. Неудержимая стихия, выразившаяся также и в карнавальной стилистике поэмы — вот что выражает в поэме красный цвет. Красный флаг — это символ победного конца и кровавого настоящего.Черный цвет воспринимается чаще всего негативно — это символ зла, в противоположность белому — цвету добра. Он символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость. Древние индусы связывали черный цвет с состоянием угнетенности. Это цвет темноты, печали, смерти, скорби, траур
Цвет Традиционный символ Символ А.БлокаБелый Чистота, ясность Смерть, пустота, изначальность
Синий Гармония, покой Непорочность, первозданность
Красный Опасность Тревога, трагедия
Черный Скорбь Тайна, страх, страдание
Серый Тоска Безысходность
Зеленый Весна Волшебство
Рассмотреть, как раскрывается семантика цвета в поэзии Блока.
Задачи:
1) проанализировать поэтические книги Блока с точки зрения употребления цветовой гаммы;
2) выделить преобладающие цветовые образы в его поэзии;
3) определить частотность употребления основных цветов;
4) рассмотреть их роль в системе поэтических обраОсновным методом работы является количественный и смысловой анализ цветовых образов Блоковских стихотворениКолористика поэзии Блока очень ярка и многообразна, семантика цвета в его стихах обусловлена, с одной стороны, реальным миром и, с другой - миром символов. Именно цветовая символика и зрительная образность — основная черта поэтической модели мира, созданной Блоком.
Известно, что эмоциональное воздействие цвета имеет двоякую природу. С одной стороны, цвет несет в себе определенную эмоциональную и культурную характеристику благодаря ассоциациям с явлениями окружающего мира (например, ассоциация красного цвета с огнем и кровью определяет восприятие его как устрашающего, тревожного). С другой стороны, эмоциональная окраска цвета обусловлена его непосредственным, физиологическим действием на человека. Тот же красный цвет возбуждает нервную систему и вызывает у человека ощущение тепла.
Универсальность психофизических законов воздействия цвета обусловливает единообразие, целостность и закономерность его восприятия.
Цвет – один из важнейших компонентов поэтики Блока. Поэт пользовался им для создания поэтического образа, а в конечном счете и символа.
Особая роль в поэтической палитре Блока принадлежит белому и красному цветам, традиционная оппозиция которых может быть соотнесена с «тезой» и «антитезой» блоковской «трилогии в очеловечивания».
Символическое употребление белого и красного имеет давнюю традицию. Ещё в ведийской литературе эти цвета фигурируют в связи с мифологизированными и натурфилософскими построениями, где соотносятся с водой и огнем.
Очевидно, противопоставление белого и красного не в последнюю очередь связано с психофизическим воздействием этих цветов: белый воспринимается как легкий, а красный как тяжелый. Вследствие этого белый определяет «небесное» начало (воздух – небо – духовное), а красный – начало земное.
В системе символов Блока красный и белый цвета тяготеют к символизации крайних точек гигантской амплитуды человеческого бытия.
В стихотворении «Царица смотрела заставки…» красный – средневековый символ царственности, величия и власти, расширяется до обозначения эмпирического пути познания «тайны»: Царица смотрела заставки –
Буквы из красной позолоты.
«Глубинной книге» царицы с её «золотыми да красными числами» противопоставляются «белые птицы» и «Голубиная книга» Царевны как символ того, что «истина возникает в душе от свободного откровения… от благодатного посещения души Духом Святым»
1 книга
(12 стих.) 2 книга
(12 стих.) 3 книга
(12 стих.) Всего %
Красный 22 14 7 43 35,8%
Синий 6 8 6 20 16,6%
Желтый 4 3 5 12 10%
Белый 4 7 8 19 10,8%
Черный 6 7 13 26 21,6%
Количественный анализ цветовых образов поэзии А. Блока
2. Цветковый код двуполярности в поэзии А. Блока
Определение цветов по символике
Красный и белый, символизирующие в стихотворениях противопоставление рассудка чувству, в целом в творчестве Блока являются цветовым кодом оппозиции «человеческое – божественное» тождественной противоположениям «физическое – духовное» , «конкретное – сущностное», видимое – невидимое», «конечное – бесконечное» и. т.п.
Преобладание белого или красного цвета в тот или иной период творчества знаменует тяготение к одному из плюсов этих пар, является внешним признаком внутреннего состояния, когда, говоря словами Блока, «Каждый душу разбил пополам И поставил двойные законы».
Белый цвет – цвет периода блоковской «тезы», цвет Прекрасной Дамы («Белая Ты, в глубинах несмутима»), цвет, символизирующий бесконечное бесконечностью цветов, заключенных в луче белого света. Неслучайно цикл, непосредственно предшествующий «Стихам о Прекрасной Даме», назван «Ante Lucem» («предрассветное»; «до света»). Белый здесь чаще всего выступает как бледный – лишенный лучезарности знак.
Цвета героев.
Героиня Блока пока ещё лишена лучезарности, а значит, и божественного, небесного начала. В последующий период, в «Стихах о Прекрасной Даме» уже явно прослеживается усиление мотива света. Дама становится лучезарной, исполненной света – светлой:
Тебя пою, о да! Но просиял твой свет
И вдруг исчез – в далекие туманы…
(«Не ты ль в моих мечтах…»);
Как ясен горизонт! И лучезарность
близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты…
(«Предчувствую Тебя…»);
Ты над могилой – лучезарный храм.
(«Ты далека…»).
Такой она предстает и в последующих циклах, задавая тему возврата к идеалу и тоски по тему. Ст., например, в «Распутьях» (1902 – 1904):
Я знаю, не вспомнишь Ты, Светлая, Зла,
Которое билось во мне,
Когда приходила Ты, стройно – бела,
Выводы
1. Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций.
2. Выделены наиболее употребительные ЛСГ с доминантами: белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый.
3. Каждый цвет - определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Цвет Традиционный символ Символ А.БлокаБелый Чистота, ясность Смерть, пустота, изначальность
Синий Гармония, покой Непорочность, первозданность
Красный Опасность Тревога, трагедия
Черный Скорбь Тайна, страх, страдание
Серый Тоска Безысходность
Зеленый Весна Волшебство
Список литературы
Соловьев Б. Писатель и его подвиг. М., 1968.
Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова “алый” в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. Уфа, 1986.
Книпович Е.Ф. Об А.Блоке. М., 1987.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru
ЛСГ с доминантой «белый»
Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное «белый сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.
Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Из лазурного чертога Время тайне снизойти. Белый, белый ангел Бога Сеет розы на пути. (Ранний час. В пути незрима…)
Здесь прилагательное «белый», казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден семантический сдвиг: «лазурный чертог- нечто одухотворенное, божественное, поэтому «белый» характеризует чистоту, ясность предвестника Прекрасной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете.
Б.Соловьев отмечает, что у Блока «эпитет словно бы взрывает обычное представление о предмете повествования, поэт неожиданным образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую гамму[26].
Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь… (Днем вершу я дела суеты…)
Излюбленным приемом Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая смерть, белый стан, белая пристань:
Ты услышишь с белой пристани Отдаленные рога. (Последний путь)
В «Стихах о Прекрасной Даме», как известно, лирический герой поэта находится в постоянном ожидании прихода Прекрасной Незнакомки, и неслучайно он обращается к ней:
Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна. Тайно тревожна и тайно любима. Дева, Заря, Купина. (Странных и новых ищу…)
2. ЛСГ с доминантой «синий»
Исследователи поэтического наследия А.Блока не раз отмечали, что особое место в его поэтике принадлежит синему цвету. «Синий передает не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста[27].
Традиционно «синий и его оттенки - символ гармонии и покоя, для Блока - символ непорочности и первозданности. Это цвет Прекрасной Дамы (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). Она - «голубая царица земли», пришедшая «голубыми путями», живущая в «лазурном чертоге».
Хотелось бы отметить удивительную связь цветовых прилагательных А.Блока и магических цветов русской иконописи. «Голубая лазурь в иконах русских мастеров - цвет, символизирующий одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. И в стихах Блока:
Бог лазурный, чистый, нежный Шлет свои дары. (Моей матери)
Ты - молитва лазурная… (Ты - молитва лазурная…)
Эпитеты «синий», «голубой», как правило, используются при изображении пространства. Семантика дальности, бесконечности, потенциально свойственная этому цвету, опирается на традиционно-фольклорные эпитеты (словосочетания типа «синее море», «синее небо») и проявляется в сочетаемостных сдвигах, т.е. когда определяемый компонент не является прямой номинацией водного или небесного пространства: синие окна, голубые пути, голубые химеры.
Ты прошла голубыми путями, За тобою клубится туман. (Ты прошла голубыми путями…)
В данном примере речь идет именно о небе, однако перифрастическая номинация включает в себя такие обозначения пространства, которые на языковом уровне не сочетаются с прилагательным «синий».
«Лазурный» у Блока преимущественно связан с обозначением небесного пространства как стихии. При этом «лазурь нередко является метафорой духовного стремления и пути в запредельность:
Из лазурного чертога Время тайне снизойти. (Ранний час. В пути незрима…)
Также синий цвет часто употребляется при описании человека: синие глаза, сине черная коса, иссиня-черные волосы, синеокая, синеватые дуги бровей.
Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. (Шлейф, забрызганный звездами…)
Вообще, голубой цвет - один из самых любимых цветов А.Блока. Доказательством этого может служить строка из его стихотворения:
Я - голубой, как дым кадила… (О жизни, догоревшей в хоре…)
Кроме того, первая любовь Блока Ксения Михайловна Садовская, по воспоминаниям М.А.Бекетовой, была «…высокая, статная дама с великолепными синими глазами…».[28] Именно ее в цикле «Через двенадцать лет поэт называет «синеокой», попадая в «синий, синий плен очей этой женщины, а когда узнает о ее смерти, с горечью пишет:
И когда в тишине моей горницы Под лампадой томлюсь от обид, Синий призрак умершей любовницы Над кадилом мечтаний сквозит. (Через двенадцать лет)
3. ЛСГ с доминантой «красный»
Эпитет «красный сочетается со множеством слов: как со словами, имеющими именно такой цвет предмета или реалии (красное пламя, красные ленты, алый бархат), так и с абстрактными понятиями:
Через Симплон, моря, пустыни, Сквозь алый вихрь небесных роз. (Комета)
Терем высок и заря замерла. Красная тайна у входа легла. (Отдых напрасен…)
В последнем примере слово «красный употреблено в значении «опасный», «волнующий». Этот цвет - знак тревоги, трагедии.
«Красный становится чисто условным обозначением очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов (красная тайна, красный смех и т.д.). Но при всей сложности соответствий оттенок угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес, по-видимому, характерен для всех употреблений слова «красный в текстах Блока.
Красный цвет представлен в эпитетах Блока множеством оттенков: розовый, алый, красноватый, пунцовый, багровый, кровавый, багряный и т.п.
«Алый» реализуется как средство цветовой характеристики нарядной одежды (или ее деталей) в произведениях русского фольклора. «Яркость, нарядность предметов и деталей нарядной одежды, отраженных в поэтических произведениях, связанных с языком фольклора и получающих цветовую характеристику через слово «алый», свидетельствует об их не повседневном, праздничном назначении.[29]
У Блока этот цвет в каком-то смысле тоже праздничный: это знак любви, которая есть или которая была, это праздник ожидания, это нежный и ласковый свет зари.
Ты, в алом сумраке, ликуя, Ночную миновала тень. (Я понял смысл твоих стремлений…)
Словосочетание «алый сумрак позволяет увидеть мрак, отступающий при появлении Прекрасной Дамы.
Эпитеты «кровавый», «багровый несут отрицательную сему. «Кровавый ассоциируется с чем-то зловещим, усиливает мрачную настроенность стихотворения:
Поверь, мы оба небо знали: Звездой кровавой ты текла, Я измерял твой путь в печали, Когда ты падать начала. (Твое лицо бледней, чем было…)
На примере ЦО красный можно проследить эволюцию блоковского восприятия цвета. В «Стихах о Прекрасной Даме «красный- цвет «яркости и страсти»:
Встали зори красные, Озаряя снег. Яркое и страстное Всколыхнуло брег. (Ночью вьюга снежная…)
А в цикле «Город», написанном поэтом в смутные годы (1904-1908), Блок актуализирует значение «цвет крови». И здесь «красный - символ окружающего ужаса и смерти.
ЦО красный, часто встречающееся у поэта в описании людей, в этом цикле имеет не только и не столько значение реального цвета (лица, озаренные огнем или красное от мороза лицо), но и более глубокий смысл. Так, в стихотворении, посвященном З.Н.Гиппиус, Блок пишет:
От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть. (Рожденные в года глухие…)
4. ЛСГ с доминантой «черный»
Довольно часто А.Блок использует прилагательные ЛСГ с доминантой черного цвета. Эти ЦО употребляются, когда речь идет о чем-то ярком (выразительном), таинственном: черный гнев, черный смех, черный бриллиант.
Рабом безумным и покорным До времени таюсь и жду Под этим взором, слишком черным В моем пылающем бреду… (Перехожу от казни к казни…)
Или когда речь идет о чем-то непостижимом, страшном, вызывающем ужас: черная душа, черная кровь, черные жилы, черный бред.
Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом. (Пляски смерти)
Употребление эпитета «черный» в контекстах, связанных с утратой и страданием, опирается на традиционную символику черного цвета как цвета скорби. Например, вот как говорится о думе, которая терзает поэта:
И проникало в тишину Моей души, уже безумной, И залила мою весну Волною черной и бесшумной. (Я медленно сходил с ума…)
Или о тяжелом, гнетущем душу чувстве: Надо мной небосвод уже низок Черный сон тяготеет в груди. (Разгораются тайные знаки…)
В «Стихах о Прекрасной Даме «черный» используется больше для обозначения цвета окружающих предметов, природных объектов (ворон, небо, ночь, скала и т.д.), которые символизируют мир во мраке, мир без Госпожи. Поэтому в этом цикле черный цвет не доминирует, а находится в равновесии с цветами Прекрасной Незнакомки. Господствующим «черный становится в циклах «Страшный мир», «Фаина».
5. ЛСГ с доминантой «серый»
ЦО этой группы употребляются как в прямом значении (серые лужи, серые камни, серое небо, серый дым, серая ограда, серые избы, серые стены), так и в переносном (серый ветер, седой туман, серые сферы, седое утро).
Когда над рябью рек свинцовой В сырой и серой высоте... (Осенняя любовь)
Серый цвет - символ тоски, безысходности и душевной опустошенности. У Блока он является атрибутом «железно-серого города с «серыми оградами», «серыми лужами», «сизыми окнами (цикл «Город»). «Серо-каменное» тело города располагается под «серым небом», в «дымно-сизом тумане».
6. ЛСГ с доминантой «зеленый»
Зеленый цвет не характерен для поэзии А.Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна.
В атмосферу зеленого цвета – спокойную, затягивающую – мы попадаем, читая поэму «Ночная фиалка. Сон»:
Сквозь лилово-зеленые сумерки В сон, и в дрему, и в лень…
Сочетание эпитета «зеленый с существительным «звезда достаточно нетрадиционно и в стихотворениях Блока создает атмосферу волшебства, яркости:
И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну. (Свирель запела на мосту…)
Зеленой звездою С востока блесну. (Мой милый, будь смелым…)
7. ЛСГ с доминантой «желтый»
Эпитет «желтый не характерен для поэтики Блока. Вот что отмечала критик и подруга А.Блока Е.Ф.Книпович, говоря о его цветовом восприятии: «Желтый он ощущал мучительно, но не глубоко. Желтый цвет для него не играл важной роли в мире искусства[30].
«Желтый встречается в поэзии Блока в ближайшем цветовом значении (желтый свет, желтое зарево, желтая нива и т.д.), но только в эмоционально-сниженных контекстах. Обычно «желтый передает оттенки вечернего неба, солнечного дня или электрического света:
В черных сучьях дерев обнаженных Желтый зимний закат за окном (К эшафоту на казнь осужденных Поведут на закате таком). (Унижение)
К ЛСГ желтого цвета примыкают прилагательные «ржавый и «рыжий». Их употребление в текстах Блока очень специфично: ржавая вода, ржавый воздух, ржавая душа. Нередко поэт называет «рыжими не только волосы (рыжая ночь твоих кос), но и глаза (рыжий сумрак глаз, рыжи ее глаза от солнца и песка), одежду (грязно-рыжее пальто).
Каждый цвет - определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Цвет Традиционный символ Символ А.БлокаБелый Чистота, ясность Смерть, пустота, изначальность
Синий Гармония, покой Непорочность, первозданность
Красный Опасность Тревога, трагедия
Черный Скорбь Тайна, страх, страдание
Серый Тоска Безысходность
Зеленый Весна Волшебство
Выделены наиболее употребительные ЛСГ с доминантами: белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый
Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций[31].
Концепция цвета была выработана Гетте: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое (очень мимолетное) и психическое (при долгом взгляде на определенный предмет) воздействие.
Цвета воспринимаются через ассоциацию, например – синий – холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений.
Цвет оказывает влияние на кровяное давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному (в совокупности и по отдельности), обратный процесс при обратном предъявлении.
Надо обращать внимание на форму – одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются (синий черный).
Все цвета делятся по типу движения:
Эксцентрические (желтый)
Концентрические (синий квадрат вызывает тревогу).
Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Очень большое разнообразие цветов – нация процветает.
Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи.
Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки.
Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например, голубой любят люди, предпочитающие отдохнуть и не любят трудоголики.
Краткий тест Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.
1.Белый цветЭтот цвет боится черного. Вызывает собой положительные ассоциации, т.к. представляется малое количество цвета.
Положительные характеристики Негативные характеристики
НетронутостьПолнотаСамоотдачаОткрытостьЕдинствоЛегкостьСпособность выявлять скрытое и ложное ИзоляцияБесплодностьСкукаЧопорностьРазочарованиеОтрешенность
Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий.
Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики.
В мифологии белый цвет часто используется в Африке – его носили жрецы, т.к. оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Если принести в жертву белое животное – это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса – человека).
Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи.
Белый очень широко используется в христианстве, как символ веры, чистоты, истинности и светлости.
Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи – символ справедливости. “белый рыцарь” - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее.
Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами - зависимости от недуга.
Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты.
2.Черный цветСуществует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает.
Положительные характеристики Негативные характеристики
Мотивированное применение силыСозиданиеСпособность к предвидению Содержательность РазрушительностьПодавлениеДепрессияПустотаИспользование силы как проявление слабости и эгоизма
Черный всегда скрывает в себе все, что несет, то есть он “загадочен” (часто используется в фильмах ужасов).Черный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Пугает (страх из-за загадочности).Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого.
Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе обещание – “все будет нормально”, надежду, но при этом надо помнить, что он не выпустит вас таким, каким вы были раньше – он затягивает, но не заставляет что либо делать. Когда наступает депрессия, то остаются только негативные характеристик черного цвета. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание.
В мифологии также широко используется в Африке – связан с сезоном дождей (цвет деревьев и воды) – обозначает чувство неизвестности, загадочности, трудолюбия. Приношение черного животного – вызов дождя. Черные отметины на теле – болезнь.
Предпочтение черного в одежде – нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного – человек закрывается черным цветом. Из черного надо выходит постепенно, разбавляя его другими цветами.
Черный и белый цвета вместе гасят друг друга, уже не несут своей первоначальной информации, не несут давление на психику. Следует обращать внимание на возраст, в котором отвергается черный цвет. Как правило, черный цвет выбирается, когда наступает депрессия и отвергаются окружающие.
3.Серый цвет
Положительные характеристики ННегативные характеристики
ИнформированностьЗдравомыслиеРеализмСоединение противоположностей Боязнь утратыМеланхолияБолезньПечальДепрессия
Серый цвет соединяет в себе противоположные качеств черного и белого, следовательно, чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым (т.к. у него нет к этому внутреннего стремления). Единственная цель – стабильность и гармония (из-за истощенности и усталости). Серый цвет считается одиноким, т.к. живет на границе черного и белого.
Люди, предпочитающие серый цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность эмоциональных переживаний; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах (но только не сейчас). Отсюда их эмоциональная сдержанность и, следовательно, истощение. Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным, всегда чувствует себя плохо.
В негативном значении цвета для него никогда нет будущего – он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен что лучшее – впереди, но ничего для этого не делает.
В мифологии и искусстве серый цвет мало используется.
Если серый цвет преобладает в одежде – человеку свойственно стремление найти идеальные чувства, ощущения (положительные чувства, дающие внутреннюю гармонию и отдых). Этот цвет дает силу тому, кто слаб и уязвим. Одежда дает возможность быть свободным и хорошо успокаивает нервы. Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении. Серый цвет на теле (коже) говорит о болезни.
Оттенки
Светло – серый действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум (стремится к белому). Стиль его движения – неприкаянность (цвет привидения).
Темно – серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Людям, предпочитающим темно-серый, свойственна повышенная чувствительность, у них доминирует потребность в душевном и физическом удовлетворении. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии – характеризуется такими выражениями, как “подрезаны крылья”, “убитый, поломанный, но еще живой”). Такие люди страдают от своей чувствительности и отклоняют чувственные сердечные связи, т.к. не могут выдержать наплыва энергии.
Черный, белый и серый – ахроматические цвета. Общее правило для всех цветов – если используется 3 цвета, то обязательно используется еще один из ахроматических цветов.
4.СеребряныйОн выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения.
Положительные характеристики Негативные характеристики
ОсвещениеОтражениеПроникновениеБеспристрастностьПлавностьСильное желание ДвуличностьИллюзорностьЛживостьБезумство
Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Обладает умением прекращать споры (из – за беспристрастности) и указывает на то, что человек любит фантазировать.
В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий (“не знаю – то ли уже пришел, то ли уже ухожу”). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности.
В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело.
Лечение с помощью серебряного цвета: он успокаивает нервы, нормализует работу желез внутренней секреции, оказывает благоприятное влияние на работу почек.
5.Жемчужный цветОн символизирует роскошь, придает силы, может очищать разум. Свойства этого цвета исходят из самого жемчуга: он открывается тогда, когда ему самому нравится то, что происходит вокруг, отсюда его замкнутость, загадочность внутренняя теплота.
Человек такого характера не терпит назойливости и предпочитает молчать; он внешне замкнут и недоступен – “себе на уме”. На окружающих такой человек производит в основном негативное впечатление.
В лечении этот цвет способствует пищеварению.
6.Красный цвет
Положительные характеристики Негативные характеристики
ЛидерствоУпорствоБорьба за свои праваСозиданиеДинамичностьНастойчивостьПервопроходствоФизическое насилиеПохотьНетерпимостьЖестокостьРазрушениеУпрямство
Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – “пусть выживет сильнейший”. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах.
Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет); горит желанием куда–то попасть. Он склонен к импульсивным поступкам, без предварительного обдумывания – так называемый “слон в посудной лавке”. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар.
Красный цвет управляет сексуальными взаимоотношениями, действует в этом аспекте сильнее, чем религия. Он толкает к половому сближению даже если нет истинного влечения. В положительном аспекте – страсть, в негативном – извращение.
Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. В связи с высокой активностью – хороший реформатор. Такого человека надо постоянного убеждать, что он первый, если нет, то он все разрушит, затянет войну, не думая о жертвах (он эгоист). В положительном аспекте такой человек – солдат, отдающий жизнь за цель; в негативном – тиран и убийца. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен.
В мифологии красный цвет используется очень много: Бог войны в красном (аспект жестокости); в Африке – означал “я тебя люблю безмерно”, в красное одевали в Африке царей и вождей (только они могли вынести смертный приговор), красный цвет связывали с жарки временем года и потерей самообладания. У крестоносцев в геральдике выражал любовь к Богу, ближним, но также ярость и жестокость. В христианстве алый как символ великолепия, пролитой крови. В древних племенах тело умершего окрашивали в красный цвет – активность и после смерти.
Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает). Делает мышцы эластичными, а суставы подвижными.
Оттенки
Алый сильно стимулирует чувственность, действует сильнее, чем красный. Проблемы, вызываемые этим цветом – склонность к принятию бесповоротных решений и фанатизм (люди стремятся покорить только самые высокие вершины).
Малиновый – в нем присутствует легкий голубоватый оттенок; этот цвет не борется с жизнью, а любит ее, не верит в результативность борьбы а идет и берет желаемое. Как правило, имеет дело с индивидуальностью. Но нес массами. Такие люди крайне искренни и верят в силу слов. Проблемы этого цвета – импульсивность и непредсказуемость.
Огненный – в нем есть желто – оранжевый оттенок; отличается чрезвычайным усердием, устремляется вперед, независимо от поставленной цели (желтый). Отличается силой воли и пылкостью. Его проблема – он слишком пылок вы своем усердии – оставляет за собой выжженную землю, сжигает и себя.
Красно – коричневый отличается спокойной уверенностью в себе, энтузиазмом, не рассчитанным на произведение внешнего впечатления (коричневый гасит демонстративность). При повышенном предпочтении этого цвета констатируется переутомление и истощение. Главная проблема – недостаточная целеустремленность.
Темно – бардовый (почти коричневый)унаследовал от красного силу воли, а от коричневого – склонность к глубоким размышлениям. Его проблема – способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.
Темно – красный люди. Предпочитающие такой цвет, очень часто задаются вопросом – “зачем это нужно?”; их характеризует поговорка – “Бог дает орехи только беззубым обезьянам”. Эти люди излишне снисходительны, особенно – в сексуальных отношениях (попустительство). В тоже время снисходительность может перерасти в жестокость. Проблема – инертность и косность.
7.Розовый цвет
Положительные характеристики Негативные характеристики
ДружелюбиеЖенственностьЗрелость Легкомысленность (ослабление влияния красного)Выставление себя на показ
Розовый цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но! – ему свойственна чрезмерная чувствительность.
Цвет орхидеи (светло – лиловый) в положительном аспекте – выделение яркой индивидуальности, в негативном – излишняя экзотичность, непреклонность, девиз – “все или ничего”.
Красно – фиолетовый. Такой человек не признает рабства; все, что ему нужно, берет деликатно и осторожно; страдает синдромом – “раньше было лучше, чем сейчас”, то есть живет в основном прошлым. Этот цвет улучшает самочувствие. В негативном аспекте – обезличенность и отсутствие индивидуальности.
В Люшер - тесте красный – желание жить полной жизнью, стремление к новым впечатлениям, трудолюбие; нет желания сейчас отдыхать.
Отвержение красного интерпретируется как перевозбуждение, психическая и физическая истощенность. У подростков – при наступлении пика сексуального развития.
8.Желтый
Положительные характеристики Негативные характеристики
ЛовкостьСообразительностьОригинальностьРадость жизниВосприимчивостьТерпимостьЧестностьУверенность в себеСправедливостьСвободаРадостьВеселье ЯзвительностьСарказмВероломствоРассеянностьЛюбовь к болтовнеКритичностьНетерпимостьСклонность к осуждению другихЦвет сплетен (желтая пресса)
Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания (поэтому желательно сдавать экзамены в желтой комнате).
Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, борются с другими с помощью слова, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый символизирует интуицию и сообразительность.
В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы. У евреев желтым цветом клеймили, сочетание желтого и черного – опасность (раскраска тигра, знак радиации), в народе – желтые тюльпаны – символы разлуки.
Для лечения – против меланхолии – луковицы лилии, против заболевания почек – бессмертник. Для “повышения” красоты – настой из желтых цветов (также им лечат желтуху).
В одежде, если желтый преобладает, - “больше нечего надеть”, “купил - носи”.
Если хочется носить желтый цвет – установление внутренней гармонии, спасение от неприятностей, желание на что-то сознательно воздействовать (нельзя надевать при приеме на работу). Основная потребность людей, предпочитающих желтый цвет – раскрыться, показать себя, они ищут свободных отношений, чтобы разделить внутреннее напряжение и достичь желаемого. Желтый цвет избавляет от ложной стыдливости и мыслей типа “я недостаточно хорош”; вызывает положительные ассоциации в рекламе.
Оттенки
Красно – желтый: в нем влияние желтого делается весомее. Выражает стихийность и импульсивность, уничтожение. Желтый направляет силу красного.
Лимонно – желтый: жестокость и безудержность; обладает противомикробным действием. Люди, предпочитающие этот цвет, обладают нестандартным мышлением, проницательностью, критичностью, всегда себя контролируют, избегают критики и компрометирующих ситуаций. Этот цвет выбирают фригидные женщины и импотенты (но не 100%).
Светло – желтый: склонность избегать ответственности, склонность к симуляции.
Бледно – желтый: свобода от рамок.
Коричнево – желтый (медовый): объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением.
Золотой – это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Положительный аспект – зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы; негативны аспект – пессимизм, ограниченность, бесчестие. Золотой нимб над головой – символ всепрощения и способ преодолевать все препятствия. Золото объединяет скромность ребенка и мудрость истинного правителя. Но! – он может провоцировать на конфликты.
9.Оранжевый цвет
Положительные характеристики Негативные характеристики
СилаНеиссякаемая энергияСвободолюбиеВолнениеТерпимость (гасит агрессивность красного) ВсепрощениеНарочитостьВысокое самомнение (демонстративное поведение)
Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Витальная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все цвета. Этот цвет связана со стремлением к достижению самоутверждения.
Оранжевый цвет – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни (в отличие от синего).
В психодиагностике с помощью оранжевого различают красно-желтый и желто-красный. Положительное отношение к красно-желтому у гипертимных людей. Они блестяще, но неравномерно одаренные; изумляют окружающих своей гибкостью и многосторонностью своей психики; они часто одарены художественно. Обладают добротой, отзывчивостью; как правило находятся в хорошем настроении.
Но! При этом для них характерна поверхностность, неустойчивость интересов, постоянная потребность в увлечениях. Желто-красный цвет предпочитают люди с циклоидным типом акцентуации. Им свойственна периодичная смена состояния возбуждения и депрессии. У кельтов богиня молодости и любви – в желто-красной одежде (ей принадлежат молодильные яблоки).
Воинственная сила Марса и Сатурна, оранжевый также символизируется и с вулканами – струящаяся энергия. В психотерапии оранжевый укрепляет волю; поддерживает сексуальность, активизирует работу желез внутренней секреции. Оранжевый регулирует обменные процессы, лечит мочеполовую систему, улучшает кровообращение и цвет кожи, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории.
Он оказывает поддержку в случае тяжелой утраты или горя; вносит утраченное равновесие. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, т.к. не может понять того, что случилось, считая это несправедливым. Следует цвет вводить постепенно. Оранжевый дает способность что-то делать и считается одним из лучших цветов в психотерапии.
10.Зеленый цвет
Положительные характеристики Негативные характеристики
СтабильностьПрогрессОбязательность ЭгоизмРевностьИпохондрия (постоянное ощущение болезни)
Зеленый цвет происходит от слияние синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляется покой и неподвижность. В зеленом всегда заложена жизненная возможность, он не обладает действующей во вне энергией, но содержит в себе потенциальную энергию – не покоится, а отражает внутреннее напряженное состояние.
Он выражает отношение человека к самому себе; ничего не требует и никуда не зовет (смотрит мимо всех). В себе скрывает все свои тайны, вдохновляет стабильность. Символизирует процветание и новые начинания.
Люди, предпочитающие этот цвет, как правило, видят обе стороны ситуации, умеют взвешивать и оценивать шансы на благоприятный исход; умеют подавлять своим авторитетом, отличаются высокой работоспособностью. Они помнят только то, что нужно, при этом они склонны помогать другим людям, даже в ущерб себе. Они приветливы, но очень скрытны, у них есть свой собственный мир, который они никому не раскрывают.
В негативном аспекте это цвет безмолвного одобрения и безнадежности.Это цвет, на который нельзя долго смотреть – вызывает скуку, т.к. ничего не дает.Лечение – оказывает благоприятное действие на людей, страдающих клаустрофобией.
Зеленый нейтрализует действие остальных цветов; помогает рассеивать негативные эмоции. Приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение, помогает при шоке и обладает снотворным действием.
Оттенки
Чем больше синего, тем сильнее, холоднее и напряженнее воздействие цвета. Чем больше желтого, тем легче и гармоничнее действует цвет.
Синезеленый (бирюзовый) – самый холодный из всех оттенков, используется при создании освежающей прохлады, цвет стерильности.
Темный синезеленый – отвергается при нервном истощении; олицетворяет жестокость и тяжесть, создает ощущение изоляции. Его предпочитают люби, которые предъявляют к себе слишком жесткие требования, возводят свои воззрения в принцип и добиваются его соблюдения с непримиримой последовательностью.
Желто-зеленый скрытая энергия, которая была в зеленом, освобождается. Люди, предпочитающие этот цвет, стремятся устанавливать как можно больше контактов, постоянно хотят встречаться с другими людьми, познавать новое. Рядом с белым этот оттенков производит впечатление строгого и делового, как правило его стремятся разбавить серым – убрать навязчивость.
Коричнево-зеленый (зеленый+черный+желтый+красный) – выражает чувственную пассивность. Такие люди хотели бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху; ищут возбуждения посредством наслаждения.
Чем темнее зеленый, тем более замкнутый человек. Зеленый цвет предпочитают те люди, которые стремятся благодаря твердости и стабильности приобрести манеру уверенно держаться. Стремятся к уверенности. Зеленый отвергается при физиологическом истощении.
11.Синий цветЭто - концентрический цвет, он посвящает все только себе.
Положительные характеристики Негативные характеристики
ОрганизованностьНепреклонностьИдеализмСила духа ФанатизмПодчиненность
У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства.
В мифах – синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочностии ценности.
Синий цвет – потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье, люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук – скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.
Лечение – способствует восстановлению нервной системы; помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.
Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой.
Оттенки
Голубой – цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он не способствует развитию воображения. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”; дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но! замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.
Темно – синий (индиго) цвет сновидений. Он очень глубокий, приводит к депрессии, вызывает угнетающее действие, беспокойство, излишнюю серьезность, грусть, печаль. Вызывает потребность физиологического покоя и удовлетворенность в мире. Отвержение этого цвета - при нежелании расслабиться и отдохнуть.
12.Коричневый цвет
Положительные характеристики Негативные характеристики
НадежностьЗдравый смысл ДепрессияРазочарование
Это – затемненный желто – красный цвет: импульсивная жизненная сила красного сдерживается, замирает. В коричневом остается жизненность, которая потеряла свою активность. Выражает жизненные ощущения тела. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя. Игнорируется состояние здоровья при отвержении коричневого цвета.
Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность (при приеме на работу оказывает положительное воздействие); он весь на поверхности. Успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, когда человеку кажется, что ситуация конфликта неразрешима. Отвергается когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть. При этом людям нужны категоричность и внимание.
Оттенки
Желто – коричневый цвет трудолюбия и строгости.
Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.
13.ФиолетовыйОбразуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Отсюда – завуалированное возбуждение.
Это цвет беременных. Обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности и определяется как внушаемость. Это цвет идеализма, способствует повышению самооценки.
В мифах – в средневековье – цвет раскаяния. В перстне кардинала – фиолетовый аметист – символ воздержанности.
Фиолетовый – тяжелый цвет. Его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Не рекомендуется в работе с детьми; снижает пульс.
Принимается 75% детей, не достигших половой зрелости, 85% умственноотсталых. Этот цвет любят гомосексуалисты; из – за завуалированности выбирают беременные. Предпочтение – при потребности в идентификации с кем-то, сентиментальности. Такие люди полностью отдаются своим чувствам. Также этот цвет выбирают люли низшего сословия, т.к. не могут найти в себе силы реализоваться. Этот цвет отвергается из-за склонности к чувственности и эротике, такие люди боятся потерять независимость, у них присутствует рациональный контроль своих эмоций, также критичный взгляд на собственные эмоции и действия.
Оттенки
Темно-фиолетовый символизирует грубость и властность.
Лиловый (светло – фиолетовый) успокаивает при тревоге, символизирует интуицию; оказывает мягкое неинтенсивное воздействие, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).
Сиреневый – тщеславие, незрелость, выбирается в подростковом возрасте.
СочетанияЖелто-зеленый выражает стремление найти уважение в своих глазах и в глазах окружающих, вся деятельности направлена на завоевание внимания.
Оранжево – черный выражает опасность, страх (черный цвет поглощает).
Желто – черный это сочетание приятное, но желтый – потребность реализоваться, соединяясь с черным, вытекает в “реализацию ни во что” – это сочетание самоубийц.
Красно – желтый выражает активность.
Красно – черный выражает агрессию.
Черно – зеленый – эти цвета сами для себя.
Коричнево – зеленый выражает усидчивость, размышления, не ведет в активности.
Оранжево – белый сила оранжевого сдерживается белым.
Сине – белый выражает спокойствие.
Коричнево – синий приводит к бесконечному телесному отдыху.
Интерьер
Белый- следует избегать в больницах и детских.
Желтый – предпочтителен в салоне самолета, кухне, экзаменационных аудиториях.
Коричневый – создает уют но тянет отдыхать – нельзя использовать в библиотеке, хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости).
Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности; негативен для детских комнат – меланхолия.
Красный – положителен в кафе (клиенты быстро уходят).
Бледно – голубой положителен в ванной комнате, в спальне; помогает сдерживать эмоции болельщиков.
Темно – зеленый положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени.
Бледно – розовый (персиковый) желательно использовать в спальне, комнате отдыха (легко вставать по утрам); вызывает уют и комфорт, но не затягивает.
По материалам авторского курса лекций Нелюбова М.В.