Смотрю на мир глазами художника Внеурочная деятельность.
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 56»
п. Красково Люберецкого района Московской области.
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Гимназия №56»
_____________ А.А.Бобкова «___»________________ 2015г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности (ФГОС НОО)
« Смотрю на мир глазами художника»
(общекультурное направление)
3 -А класс.
Составитель: Серова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
2015/2016 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Смотрю на мир глазами художника» (общекультурное направление) составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе авторской программы « Смотрю на мир глазами художника», Е.И. Коротеевой, Москва, «Просвещение», 2011 г.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту со всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи.
Внеурочная деятельность во 3 классах должна стать важным звеном системы непрерывного образования и создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей в художественно эстетическом направлении.
В процессе изучения курса учащиеся получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
Цели курса:
создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.
Задачи курса:
формировать основы толерантного сознания у младших школьников терпимость к чужим мнениям;
воспитывать любовь к искусству;
развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
обучение основам теории и практики живописи акварельными, гуашевыми и масляными красками;
обучение основам теории и практики графических изобразительных средств: уголь, сангина, пастель, тушь;
- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами
2
живописи, графики, углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема;
- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;
- обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Уникальность и значимость курса « Смотрю на мир глазами художника», определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, духовно-нравственное воспитание ребенка.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Содержания курса.
1.Живопись.(10часов) Начальные представления об основах живописи , развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, теплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской.
Практическая работа: освоение приемов получения живописного пятна. Работа идет «от пятна»,
без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений,трав.
2.Графика. (9 часов) Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии,
которую можно получить путем разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, трав.
3.Скульптура.(4часа) Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином.
Получение сведений о скульптуре, как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей и т.д.
4.Аппликация. (4 часа) Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемые в данном виде прикладного искусства, с техникой обрывной аппликации и техникой «вырезанная аппликация». Знакомство с засушенными цветами и травами, и с необычными материалами.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами,
листьями, травами.
5.Бумажная пластика. (3часа) Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей,
фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. (3 часа) В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. (1 час) Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
5
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметные результаты:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
6
- в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Ожидаемые результаты.
В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Развитие в художественно эстетическом направлении.
Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Результатом будут организованные выставки в школе, районе, более сплоченный дружный коллектив.
Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
К концу года обучения учащиеся научатся:
-узнают о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
-научатся:
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета; - различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Место курса в учебном плане.
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий по внеурочной деятельности в 3 классе – 1 час в неделю, всего 34часа в год, продолжительность занятия 35 минут., Занятия проводятся в учебном кабинете образовательного учреждения.
Учебно-тематический план.
№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 Живопись. 10 1 9
2 Графика. 9 1 8
3 Скульптура. 4 1 3
4 Аппликация. 4 4
5 Бумажная пластика. 3 3
6 Работа с природными материалами. 3 3
7 Организация и обсуждение выставки. 1 1
Итого: 34 часа 3 часа 31 час
Календарно-тематический план.
№ Тема занятия Количество часов Дата проведения
Всего Теория Практика План. Факт.
1 Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно. Рисунок «Моя семья» 1 1 2.09 2 Беседа о природных материалах в аппликации. Аппликация из листьев «Сказочный лес» 1 1 9.09 3 Беседа: «Эмоциональное изменение цвета в завиcимости от характера его насыщения белой или чёрной краской». Живопись. «Мой котик». 1 1 16.06 4 Беседа о выразительных возможностях мягкого материала для лепки — глины и пластилина. Скульптура. Уточка. 1 1 23.09 5 Беседа: «Изучаем основные, тёплые и холодные цвета. Живопись. «Солнечный день». 1 1 .30.09 6 Беседа: «Знакомство с выразительными средствами графики.
Графика. «Идет дождь» 1 1 7.10 7 Беседа об основных и дополнительных цветах в живописи. Живопись. «Красивый коврик». 1 1 14.10 8 Беседа о разных техниках аппликации и различных материалах. Аппликация. «Сказочный цветок». 1 1 21.10 9 Беседа о видах изобразительного искусства. Экскурсия в музей. Графика.
1 1 28.10 10 Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». Живопись. «Красивая бабочка». 1 1 11.11 11 Беседа: « Изучаем основные, тёплые и холодные цвета». Живопись. «Красивая рыбка» 1 1 18.11 12 Беседа о технике «вырезанная аппликация». Аппликация. «Сказочная птица»
1 1 25.11 13 Беседа: «Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал». Графика. «Ажурная ограда» 1 1 2.13 14 Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Дед Мороз». 1 1 9.12 15 Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Снегурочка». 1 1 16.12 16 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Бумажная пластика. «Гирлянда». 1 1 23.12 17 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Бумажная пластика. «Елка». 1 1 13.01 18 Беседа о вариантах создания тонового пятна в графике. Графика. «Мой дом». 1 1 20.01. 19 Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. Графика. «Зимний сад». 1 1 27.01 20 Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен. Графика. «Узор на окне». 1 1 3.02 21 Беседа о скульптуре как трёхмерном изображении. Скульптура. «Сказочный дом». 1 1 10.02 22 Беседа о выразительных возможностях пластилина. Скульптура. «Сказочный дом». 1 1 17.02 23 Беседа о выразительных возможностях пластилина. Скульптура. «Сказочный герой». 1 1 24.02 24 Беседа о работе создания небольших объёмных пейзажей из природных материалов. Природный материал. «Уголок природы». 1 1 2.03 25 Беседа об аппликации из природных материалов. Природный материал. «Узор из семян». 1 1 9.03 26 Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. Графика. «Мой дом - буква». 1 1 16.03 27 Беседа о вариантах работы цветными карандашами и фломастерами. Графика. «Мой дом - буква». 1 1 23.03 28 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Строим дом из бумаги. 1 1 6.04 29 Беседа о трансформации плоского листа бумаги и освоении его возможностей. Строим дом из бумаги. 1 1 13.04 30 Беседа о технике «вырезанная аппликация». Аппликация. «Сказочный лебедь» 1 1 20.04 31 Беседа: «Контраст тёплых и холодных цветов». Живопись. «Сады цветут». 1 1 27.04 32 Беседа о человечности, доброте и дружбе. Смешанная техника в рисунке. Живопись. «Дружат дети на планете». 1 1 4.05 33 Беседа об основах живописи и умения получать цветовое пятно. Живопись. «Здравствуй, лето». 1 1 11.05 34 Выставка работ. 1 1 18.05
Резервный урок 25.05 Итого: 34 часа 3 часа 31 час Литература (для учителя).
Основы рисунка. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
Основы живописи. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
Основы композиции. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г.
Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г.
Энциклопедия рисования. Перевод с английского. «Росмэн» Москва.
Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г.
Краткий словарь худ. терминов. Сокольникова И.М. «Титул» Обнинск. 1996 г.
Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 1993 г.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 1999 г.
Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение» 1991 г.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
-интерактивная доска;
-игровой материал;
-наглядные пособия;
- документ-камера, фотоаппарат, ноутбуки;
-репродукции картин;
-портреты художников.
Модели и натурный фонд.
Муляжи фруктов и овощей.
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей начальных классов
№1 от 28.08. 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_______________ Е.Н.Королёва
____.____. 2015 год.