Методические рекомендации. О технике акварели
Методические рекомендации. О технике акварели
На уроках рисования часто используются акварельные краски. Чтобы научиться ими владеть, нужно знать о технике акварели.
Акварель – это живопись прозрачными водяными красками по бумаге.
Что нужно знать для того, чтобы приступить к работе акварелью?
1. Выбрать нужную бумагу.
Нельзя писать на сырой или желтой бумаге. Писать надо на белой, плотной, зернистой бумаге (ватман или полуватман, еще лучше на специальной рыхлой бумаге для акварели). Не годится черная бумага с глянцевой поверхностью.
Иногда бывает, что на полуватмане акварельная краска местами не ложится ровным слоем, сворачивается как ртуть. Такие листы надо промыть теплой водой, которая удалит следы жира, и краска станет ложиться равномерно.
2. Выбрать кисти.
Кисти для акварели нужно выбирать мягкие (белка, колонок, пони), круглые и, чтобы кончик кисти не был обрезан, волоски плотно прилегали друг к другу. Работать можно только кистями с натуральным, необрезанным волосом. Для этюдов нужны акварельные кисти №№12-16, а тонкие пригодны лишь для мелкой деталировки. Толстой кистью с острым концом можно наносить и тонкие линии, и широкие мазки.
3. Выбрать краски.
Выбор красок (акварель): «Ленинград», «Нева» или медовые краски. Достаточно иметь набор из 16 цветов, позже – из 24 цветов.
Заботясь о прозрачности акварели, в смеси не вводят белила, которые мутят краски, и которые заменяет сама бумага.
Искомые оттенки в акварельных этюдах получают тремя способами.
1. Смешивают на палитре 2-3 краски и переносят их в этюд сильно увлажненной кистью.
2. Наносят второй красочный слой по просохшему слою. Если, например, по желтому положить мазок синей краски, то получится зеленый цвет, а прописка красной по желтому даст оранжевый и т.д.
3. Кладут рядом короткие мазочки чистых красок. На расстоянии эти мазочки как бы сливаются в сложный цвет.
Существует несколько технических приемов работы акварелью.
1. Способ отмывки. Сначала прописывают весь этюд разбавленными водой красками, бледными оттенками. Но основные отношения цветовых масс устанавливают по возможности целостно и гармонично. Дав подсохнуть этюду, второй пропиской усиливают цвет полутонов, третьей пропиской насыщают цвет теней и вводят детали.
Более трех слоев краски акварели наносить нельзя, т.к. появится грязь. Каждый новый слой наносят только по просохшему слою.
2. Способ работы «по-сырому».
Раскрывая этюд в цвете, наносят каждый мазок рядом с предыдущим, пока еще тот не просох, захватывая немного соседний мазок. Благодаря этому образуется мягкий переход между ними. Для усиления цвета вливают кистью нужную краску в еще не просохший мазок.
3. Другой способ работы «по-сырому».
Перед работой лист покрывают водой (увлажняют) и дают ему чуть «подвянуть». Пишут по еще влажному листу, благодаря чему получаются мягкие переходы оттенков.
4. Возможна смешанная техника, когда часть изображения прописывается отмывкой или по сухой бумаге и сочными мазками – каплями, а например небо с расплывчатыми легкими облаками, туманные дели или отражения в воде пишут по влажной бумаге.
Ослаблять цвет или смягчать края мазков можно чистой сухой кистью, которая «впитывает» краску. Ею также останавливают, когда это необходимо, потеки краски.
Поэтому не стоит бояться текучести акварели. В этом её прелесть и эффективность! Нужно уметь только управлять красочными слоями в этюде.