Методическое пособие по ИЗО на тему Методы и способы в изучении предмета ИЗО
Автор: Чумаченко Татьяна Алексеевна, учитель ИЗО, ВКК, МКОУ лицей № 4, г.Россошь, Воронежской области
«Методы и способы мотивации в изучении предмета ИЗО в рамках реализации ФГОС»
Описание материала: в данном материале раскрываются основополагающие аспекты использования методов, способов мотивации и реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство». Прилагается презентация по данной теме.
Назначение: содержание работы подготовлено для учителей изобразительного искусства, осуществляющих обучение в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: раскрытие путей реализации федерального государственного стандарта второго поколения на уроках изобразительного искусства.
Отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия (метапредметные результаты), (слайд№2). Планируемые результаты дают новое качество образования на основе деятельности личности учащихся. Это означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различных видов УУД. В этом помогают образовательные технологии (системы методов, способов, приемов, шагов) детальное описание, последовательность выполнения которых, обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, (слайд №3).
Все методы обучения группируются в: активные, интерактивные. исследовательские, проектные, (слайд №4). Что такое процесс обучения в рамках ФГОС? Это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Поэтому в основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; их активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
СДП (системно-деятельностный подход) -включает в себя базовые образовательные технологии:
1.обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2.проектная деятельность;
3.уровневая дифференциация;
4.информационно-коммуникативные технологии, (слайд №5).
К ним следует добавить и другие технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения, технология мастерских, групповое обучение и др.
Урок ИЗО в рамках ФГОС должен развивать: художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
На уроках должны присутствовать: целостность, образность, эмоциональность.Урок должен учитывать связь с жизнью, проводить занятия в диалогичной форме. В рамках изучаемой темы необходимо искать пути интеграции с другими предметами. Из опыта своей работы: проведение интегрированных уроков - ИЗО и музыка, ИЗО и окружающий мир. Широко использую краеведческий материал.
При изучении предмета «Изобразительное искусство» я использую различные интерактивные методы и способы мотивации в обучении. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. Остановлюсь подробнее на некоторых из них. Проектная деятельность включает в себя три главных действия (триаду): замысел- реализация- продукт, (слайд № 7).
Этапы работы над проектом:
I. Разработка проектного задания (цели, задачи)
II. Разработка плана работы
III. Реализация проекта
IV. Завершение проекта
V. Презентация.
Одним из удачных примеров проектной деятельности в ходе обучения ИЗО является проект «Моя любимая книжка», иллюстрирование и компановка в книгу «Сказки Пушкина». А также подготовка различных плакатов, памяток, организация и проведение тематических выставок рисунков, конкурсов, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – вот далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Необходимо выполнять основные требованияк использованию метода проектов: (слайд №8)
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
3.Самостоятельная деятельность учащихся
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
Существуют основные принципы учебного проектирования:
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся
Творческая направленность;
Практическая осуществимость проекта;
Связь с потребностями общества, (слайд №9).
Включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность. Примерами такой проектной деятельности моих учащихся в 4 классе стали «Сказки Пушкина», или альбом «Народные загадки» в 5 классе, «Герб семьи» в 4 классе, коллективные и групповые проекты «Народные праздники», «Уголок крестьянской избы» в 5 классе, с привлечением краеведческого материала, (слайд №10).Привожу пример результата проекта "Народные праздники", «Герб семьи».
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций, (слайд №11, 12).Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), (показываю рефераты, плакаты). Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.
Реальные учебные достижения учеников в изобразительном искусстве могут быть самыми разными: от выполнения всеми базовых заданий, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного творческого освоения частью детей предмета, вплоть до участия в конкурсах, олимпиадах, форумах по предмету, до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать.
Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Проблемно-диалогическое обучение - один из самых эффективных способов введения нового знания. (слайд № 13, 14)
Данная технология предполагает: создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для ее решения, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения собственным способом.
Проблемный диалог :Даёт прочные знания.2. Стимулирует интеллектуальное развитие.3. Воспитывает активную личность.4. Здоровьесберегающая технология.
Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.
Игровые технологии - осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.Игра - как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. На уроках изобразительного искусства очень часто включаю игровые моменты. Например, в 4 классе на уроке «Роспись глиняных игрушек» игра в группах, дети находят соответствие вида росписи игрушки к соответствующей ее форме. В 1и 2 классах при иллюстрировании сказок «Колобок», «Репка», «Маша и медведь» и др. проигрываем роли персонажей сказок, читаем по ролям. В 5 классе «Рисуем отгадки к народным загадкам» играем в командах: дети задают поочередно загадки и отгадывают их, получают баллы. Это и разгадывание кроссвордов, ребусов и многое другое. (слайд №15,16)
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя. Учащиеся составляют свои презентации и осуществляют образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам. В своей практике уже много лет практикую на уроках изобразительного искусства выполнение рефератов и презентаций учащимися 4 - 7-х классов. Дети работают над созданием презентаций по темам уроков «Домашние животные», «Искусство эпохи Возрождения», «Декоративная роспись сосуда», «Народные праздники», «Люди труда в ИЗО», Интерьер русской избы», «Народные промыслы России» и многие другие.
Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по изоискусству дети используют энциклопедии, словари, справочники, интернет ресурсы.
Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Можно предложить ученикам парные задания (например, по теме: «Зарубежный друг», «Греческая вазопись», «Материнство», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце» и др.), где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.Заключение.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.