Как научить ребенка рассматривать живописные произведения? Современное методическое пособие «Музей в твоем классе»



Е.Н. Сидорова,
учитель начальных классов
г. Иркутск
Как научить ребенка рассматривать живописные произведения? Современное методическое пособие «Музей в твоем классе»
Сегодня школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. В связи с этим современные критерии образования (нашедшее отражение в Концепции модернизации российского образования до 2010 года) требуется от ученика не заучивание какой-номенклатуры знаний, а способности применять полученные знания на практике, умения общаться и умения пользоваться различными источниками информации. Чтобы этого добиться перед учащимися ставят не одну, а несколько задач:
Учебно-практические;
Эмоционально-эстетические;
Коммуникативно-деятельностные.
Их решение направлено на развитие личностных, художественно-эстетических, нравственно-этических качеств личности, культуры речи школьников, делая ее живой, образной, богатой. Новая система обучения требует выходов школьника за рамки учебника в поле других источников информации: словари, справочники, фонд библиотеки, Интернет, современные методические пособия и др. Одним из таких пособий является «Музей в твоем классе», разработанное авторами Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской.
Пособие представляет собой альбом, состоящий из 17 репродукций. Порядок исследования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогике: от более простого к более сложному, через накопление опыта зрительного восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету.
Для любого жанра предлагается одна логика анализа живописного произведения. Сначала мы исходим от первого общего, целостного впечатления от картины, для этого мы работаем над названием картины. Затем мы начинаем внимательно изучать все подробности картины. Если на репродукции изображен пейзаж, необходимо так простроить работу, чтобы ни одна деталь, изображенная художником не осталась не замеченной, чтобы дети как можно точнее характеризовали каждую подробность (например, художник изобразил не просто «листья», и «ствол березы», а «сверкающая на солнце листва деревьев и светящийся ствол березы» и т.д.) и вместе с тем, чувствовали атмосферу, относящуюся изображению: время года и дня, погоду, температуру воздуха, т.е. попытались почувствовать, ощутить движение воздуха, тепло солнечных лучей или, напротив, разлившуюся в атмосфере влажность и прохладу. Если это портрет, то мы рассматриваем как внешние признаки, характеризующие человека (поза, одежда, прическа и т.д.) так и его внутренний мир (возраст, состояние, настроение). Если анализируем натюрморт, очень важно, чтобы дети заметили и смогли описать каждую вещь, изображенную на картине (обнаружить ее хрупкость или тяжесть, прозрачность или плотность, цветовые особенности каждого предмета). Важно, чтобы за каждой вещью дети могли обнаружить присутствие человека: его привычки, вкус, само протекание жизни, которое вплотную связано с окружающими его вещами. И на третьем этапе обращения к картине вновь обращаемся к ее целостному восприятию, которое теперь уже насыщено теми подробностями, которые удалось обнаружить в процессе детальной работы с картиной. Таким образом, методика анализа живописного произведения заключается в следующем: от общего, еще не проясненного целостного впечатления – через исследование подробностей – снова к целостному впечатлению, обогащенному знанием подробностей.
Следует отметить, пособие с высококачественными репродукциями картин оснащено подробным методическим аппаратом, который дан развернуто и избыточно. Он напоминает «костюм, сшитый на вырост», который каждый учитель должен «подогнать» под свой класс (учитывая возможности учеников, их опыт впечатлений и переживаний, собственные интересы).
Детального рассмотрения картин предполагает наличие инструментов:
Лупы (приобретается учителем или родителями на весь период обучения);
Малая круглая рамка (есть в комплекте);
Большая прямоугольная рамка (есть в комплекте);
Полоска картона или плотной бумаги.
Лупа необходима для того, чтобы иметь возможность рассмотреть мелкие детали на картине более подробно. Малая круглая рамка необходима для того, чтобы находить в картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения. Большая прямоугольная рамка нужна для того, чтобы выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность. Полоска нужна для того, чтобы научить находить и видеть в картине то, что изображено, и конструировать то, что вышло за рамки изображения, но каким-либо образом его характеризует. Наши наблюдения показали, что при работе с вышеперечисленными инструментами не следует торопиться. При использовании рамок, то,, что для учителя является очевидным (взять большую рамку вертикально, поместить ее так, чтобы нижний левый угол рамки совпал с левым нижним углом репродукции; сместить рамку немного вправо так, чтобы в центре были…) для ребенка вызывает большие трудности. Пока не отработан навык совмещения, перемещения, расположения рамок и репродукции не следует двигаться дальше.
На лицевой стороне каждого листа мы видим репродукции живописных произведений русских художников 19-20 веков, рядом с которыми помещены в кругах фрагменты картин. В малых кружках – фрагменты, данные без увеличения. В больших кругах – с увеличением 2:1. Наряду с фрагментами рассматриваемых картин, в качестве дополнительного материала приводятся фрагменты других картин, не входящих в состав пособия. Они помещены в прямоугольных рамках с большими кругами. Это необходимо для того, чтобы окунуться в тот исторический период, когда была написана картина, для понимания замысла художника. На оборотной стороне размещен весь методический аппарат пособия, который дифференцирован по предметным областям: развитие речи, ИЗО, МХК. Авторы выделяют три возраста, которые соответствуют трем ступеням знакомства с мировой художественной культурой. Эти возраста могут не совпадать с физическим возрастом. Первое знакомство с живописью может состояться как в начальной школе, так и в среднем звене.
Чтобы ребенок научился работать с пособием, ему необходимо раскрыть технологию, а для этого учителю самому необходимо в ней разобраться.
При кропотливой работе над картиной, дети и взрослые научатся не только рассматривать произведения изобразительного искусства, но и получать от этого удовольствие, научатся делать самостоятельные выводы на основе собственных впечатлений и переживаний.
Мы уверены, что учителю следует присмотреться к данному пособи и использовать его в своей практике, вне зависимости от того по какому учебно-методическому комплекту он работает.