Сценарий открытого урока по концертмейстерскому классу «Связь фактуры с драматургией произведения»


МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Торжок

Сценарий открытого урока по концертмейстерскому классу

«Связь фактуры с драматургией произведения»

Участники:

1. Иллюстратор Колюшева Г.В. - преподаватель по классу скрипка.

2. Концертмейстер Кузнецова Т.Е.

В проведении урока использовались произведения:

1. Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года».

Цель урока:

Научить ученицу разбираться в видах фортепианной фактуры и понимать ее связь с драматургией произведения.

План урока:

1. Методическое сообщение о роли и задачах концертмейстера в процессе обучения учащихся в концертмейстерском классе ДШИ.

2. Разбор произведения Вивальди «Гроза»: форма произведения, образ, связь фактуры с драматургией произведения.

3. Требования к концертмейстеру, работа над произведением.

4. Итог урока, домашнее задание.

5. Анализ и самоанализ урока.

Понятие концертмейстер появилось в первой половине 19-го века, когда большое количество романсовой, камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту.

Аккомпанемент – как часть музыкального произведения – является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмические пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т. д. От аккомпанемента зависит творческое состояние и настроение солиста. Задача концертмейстера создать художественно - правдивый образ, быть точным в исполнении авторского текста. Аккомпанемент безжизненный, не согретый чувством, не дополняет образ, более того - мешает воспринимать исполнение партнера. Только в сложном взаимодействии с выразительностью регистра, тембра, динамики, артикуляции и других средств достигается синтетическое единство, подчиненное главной мысли – солирующему голосу. Концертмейстер должен обладать вниманием совершенно особого типа: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. Концертмейстер должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия. Основной художественной целью аккомпанирования является достижение общего ансамбля.

В инструментальной музыке исполнение подчиняется знаниям стиля жанра, критериям логики. Наличие музыкального текста требует точного проникновения в материал. Инструментальная партия определяет общий план исполнения, поэтому нужно изучить ее во всех деталях; характер мелодии (плавный или порывистый, спокойный или стремительный), кульминационные пункты, фразировку, смены дыхания. И на основе этого понять тип фортепианной фактуры, принципы их смены. Установить фразировку, динамику, знать законы агогики. В формальном отношении агогика представляет ускорение или замедление движения, не приводящее к перемене среднего темпа. В инструментальной музыке наиболее отчетливо выступает агогика интонации. Она особенно проявляется в экспрессивности интервального скачка. Ход мелодии на большой интервал всегда свидетельствует о значительном эмоциональном сдвиге. Концертмейстеру не следует воспринимать агогические отступления солиста как неожиданность или случайность, он должен понять их логичность и эмоционально - смысловую оправданность, усвоить художественный образ и все оттенки музыкальной речи персонажа. Это и составляет основную предпосылку ансамблевой синхронности.

В скрипичной музыке музыкальный текст является надежным аргументом. То, что в вокальной музыке может быть представлено произвольностью вкуса, в инструментальном аккомпанементе обретает художественную мотивировку. Конкретность образа подсказывает более точную меру штриха. В инструментальной музыке сюжет, персонаж во многих случаях подсказывает и динамику аккомпанемента. Большого внимания требует мелодическое движение басового голоса. Качество звучности басового голоса, ясность его мелодического движения предопределяет характер и качество общего звучания.

Начальный этап работы над произведением включает в себя детальную проработку как фортепианной, так и скрипичной партии. Учащийся должен ясно представлять себе форму произведения, его стиль, содержание и характер. Необходимо разобрать с учеником тональный план, фактуру, драматургию, фразировку, кульминационные моменты, а также обратить внимание на трудные места, как в партии солиста, так и в партии фортепиано. Хорошо аккомпанировать учащийся может тогда, когда все его внимание устремлено на солиста, когда он повторяет «про себя» вместе с ним каждый звук и предчувствует, что будет делать партнер.

В начальном периоде первоочередными задачами являются:

1. Умение видеть 3 строки текста: свою партию и партию солиста.

2. Умение слышать партию солиста.

3. Учиться выстраивать форму произведения.

4. Умение подхватывать все темповые и динамические изменения, понимание роли агогики.

5. Развивать чувство ритма и метропульса.

6. Чувство ансамбля.

Часто партию сопровождения рассматривают как исполнение второго плана, как подчиненную солирующему инструменту. Такая постановка неверна, так как от партии звучания сопровождения зависит общий успех исполнения, а во многих произведениях композиторы фортепианную партию по роли и значимости уравнивают с солирующей.

Антонио Вивальди – итальянский скрипач, дирижёр, композитор, педагог 17-18 вв. (1678-1741).Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Вивальди -профессионального скрипача собора св. Марка . Антонио получил церковное образование, за рыжий цвет волос его прозвали "рыжим священником".
Создатель жанра инструментального концерта (450, а по некоторым источникам 550 концертов).

Сочинения: 43 оперы; свыше 150 концертов для скрипки, а также концерты для флейты, гобоя, фагота; свыше 50 струнных квартетов, 12 трио для 2 скрипок и виолончели; 18 сонат для скрипки и баса; кантаты.

"Времена года" - цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года.

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". Это цикл концертов Вивальди (1723), оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес Чайковского (1876), балет Глазунова (1899).

"Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу.
Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.

2 Adagio Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

А теперь послушаем произведение Вивальди «Гроза».

Следующий этап урока – анализ произведения: разбор формы произведения; работа над сложными местами фактуры, динамическими оттенками. Затем рассмотрим связь фактуры с драматургией произведения.
Поработать над агогикой произведения, выстраиванием динамики в кульминации и смысловом соответствии изменения изложения фактуры с содержанием образа произведения.

Концертмейстеру необходимо знать все технические трудности солиста и внимательно слушать сольную партию.

Анализ итога урока, домашнее задание ученику.

Обсуждение результатов урока.
15