Урок музыки в 6 классе на тему Пространство фактуры.

План-конспект урока. Музыка в 6 кл.

Тема: ПРОСТРАНСТВО ФАКТУРЫ

Цель урока:  знакомство с понятием «Пространство фактуры», «Музыкальное пространство», регистр и динамика.

Задачи:
Обучающая: Сформировать представление о музыкальном пространстве.
Развивающая: Развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, развивать музыкальный слух, нарисовать музыку.
Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к музыке.

Используемое оборудование: 
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Материалы и инструменты: 
Презентация.
Фонограмма произведения С. Рахманинова Романс «Весенние воды» фрагмент. Портрет С.Рахманинова.
Фонограмма произведения Ж.Бизе Антракт к 3 действию из оперы «Кармен» фрагмент. Портрет Ж.Бизе.

План урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка Д/з. Устный опрос.
3.Изучение нового материала. Показ презентации.
4.Творческая работа.
5.Закрепление нового материалы, итог.
6.Домашнее задание.
7. Выставление оценок.
8.Рефлексия.

Ход урока.
Оргмомент.
Повторение пройденного материала.
У. На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одним средством музыкальной выразительности – музыкальная фактура. Так же познакомились и с ее видами.

Начнем наш урок с проверки знаний по теме «Фактура».
Вопросы:
– Что такое фактура? (способ изложения музыкального материала).
– Какие виды фактур вы знаете? (Одноголосная фактура /встречается в народных песнях/, Аккордовая /используется в инструментальной и хоровой музыке/, Полифоническая /многоголосие предназначена для звучания в храме/, Гомофонно-гармоническая /исп. в вокальной и инструментальной музыке/).
- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (романс композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень» на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой, делали анализ муз. произведения – музыка романса нежная, взволнованная, светла и чиста, как цветение весеннего сада. Содержание романса: история из жизни Серея Васильевича Рахманинова, когда в одно странное лето сирень расцвела «вся разом», в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. Память о встречи с юной первой своей влюбленностью.

3.Объяснение новой темы. Показ презентации.

Слайд ____. Кластер ПРОСТРАНСТВО
А, что такое ПРОСТРАНСТВО ФАКТУРЫ? Затрудняетесь ответить, хотите узнать? Пространство фактуры – это и будет темой нашего урока.

Слайд ____ Тема урока: «ПРОСТРАНСТВО ФАКТУРЫ»
запись в тетрадь.
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо?
Вспомните, где его можно услышать. Наверное, прежде всего вы назовёте лес или горы, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы. В чём заключается особое звучание эха?
Оно бывает близким и далёким, звонким и глухим. В нём мы слышим собственный голос, далёкий и близкий – в зависимости от протяжённости пространства.
Слайд ____
Так же и в музыке: если композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, он пользуется эффектом эха, передавая его через громкость звучания – динамику.
Как и в природе, музыкальное эхо – это отдалённое повторение голоса. Оно звучит тише, приглушённее: ведь это всего лишь отзвук живого голоса. И динамика (громко – тихо) играет здесь первостепенную роль.
- В чём же заключается эффект эха? (Сам отголосок, то есть эхо, звучит тише.)
Совершенно верно, то есть очертания пространства зависят от приближённости или удаленности эха, то есть от степени громкости его звучания.
Таким образом, одним из элементов пространства в музыке является громкостная динамика.
Динамика обозначает границы пространства, создаёт впечатление близости и отдалённости звучания. Изображение пространства в музыке значительно усиливает её выразительные возможности.

Слайд _____
В музыке, пространство, в которое "вписываются" все звуки называют регистр.
Регистр в музыке - относительная высота ноты.
Если это низкие звуки - его называют низкий регистр, высокие - высокий, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит автор хочет показать большое, широкое пространство.

Продолжим.

У.Что же еще, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка? Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в ЖИВОЙ КРАСОТЕ ОБРАЗА, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное – в том переживании образа, которое вносит в свою музыку композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе, т.е. композитор не пишет о том, чего не пережил и не прочувствовал сам. Поэтому, наверное, не будет преувеличением казать, что каждое произведение – это памятник всем цветам мира, всем его реками восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.
Главный источник для композитора – это живая красота образа.

Для примера обратимся еще к одному романсу Сергея Васильевича Рахманинова – «Весенние воды», написанный на стихи Федора Ивановича Тютчева. Фигурационная фактура, те. Фигурационная – непрерывное, однотипное движение.(сноска на странице 110)
Слайд _____ Ученик читает.
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
У. О чем стих-е: /О радостном предчувствии скорой весны/.
У. Внимательно слушаем Фрагмент из романса Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Федора Тютчева.
Далее последует ряд вопросов.
Пользование – Словарем эстетических эмоций.
1. Каково Движение музыкальной фактуры? /стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство/
2.Какие чувства возникли? /радости, веселья, жизненность/
Записать в тетрадях анализ муз. произведения.

Слайд ____.
Творческая работа. "рисуют" рукой движение музыки..
Рисуем музыку. Возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения (прием "слушание рукой" или "визуализации" мелодии).
Прием "слушание" рукой линией Главная задача проследить за изменением регистров.
Примерный вариант записи:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

У. Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

Слайд. ____
Рассмотрим еще один пример выражения пространства в музыке это
Антракт к 3 действию из оперы Жоржа Бизе «Кармен», которое называется «Утро в горах».

Слушание фрагмента.
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.
Слушая данный фрагмент, видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются вершин гор, как постепенно они опускаются все ниже и ниже и в момент кульминации (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, вершина), как будто заливают своим ослепительным сиянием все необозримое горное пространство.


Закрепление нового материала. Итог.

Вывод.
Познакомились с понятием «Пространство фактуры», «Музыкальное пространство», регистр и динамика.



Слайд ____. Домашнее задание.
§23, ответить на вопросы.


Слайд _____ Рефлексия



Яђ Заголовок 115