Конспект Смута в России
Тема: Смутное время
Цель: дать представление обучающимся о периоде Смутного времени через анализ событий, подвести обучающихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории нашего государства.
Задачи:
Образовательная - выявить причины, которые способствовали наступлению Смутному времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; выделить основные периоды, отождествляя с конкретными политическими лидерами; усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени.
Развивающая - продолжить развитие у обучающихся умения работать с учебником, технологической картой, контурной картой, умения выявлять главное, анализировать. Формировать критическое мышление обучающихся;
Воспитательная - продолжить воспитание на гражданственности при изучении темы; учить вырабатывать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
УУД:
Личностные:
1.Самостоятельно давать оценку историческим событиям.
2.Обосновывать собственное мнение.
Регулятивные:
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану.
5. Оценивать степень и способы достижения цели.
Коммуникативные:
1.уметь вести дискуссию, диалог.
2.сотрудничество в учебной деятельности.
3.выражать и обосновывать свое мнение.
Познавательные:
1.Уметь работать с историческими источниками.
2. Устанавливать причинно-следственные связи.
3. Анализировать, обобщать, делать выводы
Основные понятия:
Смутное время.
Гражданская война.
Интервенция.
Семибоярщина.
Народное ополчение
Оккупация
Даты:
1598 – 1605 – правление Бориса Годунова.
1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.
1606 – 1607 – восстание под предводительством И.Болотникова.
1606 – 1610 – правление Василия Шуйского.
1610 – 1613 – «Семибоярщина».
1612 г. – освобождение Москвы от интервентов вторым ополчением.
1613 – избрание на царство Михаила Федоровича Романова, начало новой династии.
Оборудование урока:
Интерактивная доска, ПК, карта «Смутное время», мультимедийная презентация «Смутное время», фильм «Цари Смутного времени», раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Орг. момент
II.Проверка домашнего задания.
Опрос
Реформы Избранной Рады (общий)
Опричнина Ивана Грозного (1 вариант)
Внешняя политика Ивана Грозного (2 вариант).
III. План изучения нового материала
1. Причины Смуты.
2. Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война.
3. Иноземная интервенция и народные ополчения.
• С помощью проблемного вопроса, довести обучающихся до темы урока.
• Обеспечить мотивационный настрой обучающихся.
Учитель:
«Ушли в историю года. Цари менялись и народы. Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда! Победой вписана строка. И славит стих былых героев. Поверг народ врагов-изгоев. Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен. В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой под звон грядущих перемен. Деревни, села, города с поклоном русскому народу сегодня празднуют свободу. И День единства навсегда!»
Н.Майданик.
Вопрос: Ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы учащихся: Смутное время
Учитель: Правильно запишем тему в тетради. (слайд 1)
Учитель: Как вы понимаете термин Смута?
• Ответы обучающихся: война, голод, нет законов
Учитель: Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических
кризисов и изнурительных войн. В начале 17 века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
Определение смутного времени (обучающиеся записывают определение в тетрадь):
Смута- это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. (слайд 2)
1. Причины Смуты. (слайд 3)
Учитель: После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор (слайд 4)
Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова.
Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича.
Обучающийся: Сообщение обучающегося о гибели Дмитрия (опреж.поиск.задан.)
Учитель:(Слайд 5) После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.
Обучающийся: сообщение о голоде, восстании Хлопка и закрепощении крестьян. (опреж.поиск.задан.).
Учитель: Вы внимательно прослушали, а теперь вместе попытаемся определить причины смутного времени.
Обучающиеся: называют причины смутного времени:
1. Пресечение династии Рюриковичей.
2. Неурожай и голод в стране.
3. Закрепощение крестьян.
Учитель: запишем причины в тетрадь. (слайд 6)
2. Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война (слайд 7)
Учитель: Следующий этап нашего урока «Поход Лжедмитрия I, и гражданская война». У вас на столах имеются технологическая карточка № 1 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим.
Обучающиеся: выполняют задания карточки
Учитель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы обучающихся). Выступление обучающегося с сообщение о Иване Исаевиче Болотникове (опреж.поиск.задан.). А теперь проверим правильность выполнения задания в контурной карте(самопроверка). Обучающиеся отмечают на общей контурной карте направление похода Лжедмитрия 1 и район восстания Ивана Болотникова.
3. Иноземная интервенция и народные ополчения
Учитель: Следующий этап нашего урока «Иноземная интервенция и народные ополчения». У вас на столах имеются технологическая карточка № 1 и контурная карта. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После того как вы его выполните мы его вместе обсудим.
Обучающиеся: выполняют задания карточки
Учитель: Давайте обсудим задания, (обсуждение - ответы обучающихся). Выступление обучающегося с
сообщение о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском (опреж.поиск задан.). А теперь проверим правильность выполнения задания в контурной карте(самопроверка). Обучающиеся отмечают на общей контурной карте направление походов Лжедмитрия 11, шведский войск и направление войск народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и князя Пожарского.
4. Работа в группах (три группы)
Обучающиеся: отвечают на задания карточек. Отвечают.
Рефлексия:
1. Назовите причины Смутного времени?
2. Какие слои населения участвовали в событиях Смутного времени? Какие они ставили цели перед собой?
3. Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа?
4.Назовите итоги смуты
Домашнее задание: п. 27 Задание: Написать письмо от имени очевидца Смутного времени.
Учитель: В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Приложения:
Приложение 1
Технологическая карта
тема «Кризис государства и общества: смутное время»
этап № 1 «Поход Лжедмитрия 1 и гражданская война»
1. Кто скрывался под именем царевича Дмитрия________
2. Кто поддержал в Польше Лжедмитрия
3. Почему польские магнаты поддержали самозванца
4. Какие слои общества подержали самозванца и почему
5. Укажите годы правления Лжедмитрия 1_____________________
6. Какие слои населения не поддержали воцарение Василия Шуйского
этап № 2 «Иноземная интервенция и народные ополчения»
1. Укажите дату появления второго самозванца Лжедмитрия II______
2. Почему Лжедмитрий II получил прозвище «тушинский вор»
3. Что заставило Василия Шуйского обратиться за помощью к шведам
4. Что заставило бояр присягнуть королевичу
Владиславу______________________________________________________
5. Укажите имена героев Второго ополчения__________________________________
6. Какую задачу поставили перед собой Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский
7. Укажите дату созыва Земского собора ______________ кто был выбран новым
царем________________________________________________________
IV.Закрепление: кроссворд
Кроссворд по предмету "истории» на тему "Смутное время"
По горизонтали
3. Как называлась историческая должность в России, руководитель крупной административно-территориальной единицы, существовавшая до старост
6. Князь, участник и руководитель первого и второго ополчения
9. Как называется свод законов, изданный Иваном iv в 1550 году
11. Гетман, командовавший польскими войсками в решающем сражении под Москвой
13. Польский королевич, претендовавший на российский трон
16. Полная самостоятельность и независимость Русской православной церкви от константинопольского патриархата
21. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого
23. Назовите пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, которые были отменены при Иване ivПо вертикали
1. В какие лета запрещался крестьянский выход в Юрьев день
2. Польский король, заявивший о присоединении России к Польше
4. Войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах
5. Город, в котором окончательно сформировалось ополченское правительство «совет всей Земли» в 1612-м году
7. Какое войско в 1550 году пришло на смену пищальникам-ополченцам
8. Как назывался Собор русской церкви, созванный в 1551 году по инициативе царя и митрополита
10. Как называют начало xvii века в России
12. Правительство в России, образовавшееся после свержения царя Василия Шуйского
14. Икона Богоматери, которую торжественно вынесли из Успенского собора Кремля, встречая освободителей Москвы в 1612 г
15. Город, где был казнен руководитель первой крестьянской войны в России в начале xvii в
17. Одно из ханств, присоединённых к России во время правления Иван iv18. Основная черта смутного времени
19. Как назывался приказ, ведавший разбором просьб служилых людей
20. Какое имя получил самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя о
25. Война, длившаяся в период 1558—1583, где Россия боролась за Прибалтику и выход в Балтийское море
Приложение 2
Кроссворд