Развитие духовности иобшей культуры через развитие образно-музыкального мышления
Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога.
Развивая эмоциональный мир ребенка, а через игру – и его артистические способности, мы без особых усилий изучаем нотную грамоту, занимаемся постановкой рук и приобретением пианистических навыков. Маленький пианист легко включается в любую игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Мы рассказываем сказки и сочиняем истории, слушаем музыку и рисуем её. Важно, чтобы развивалось образно-музыкальное мышление, эмоциональная сфера. Без этого человек не может состояться, как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий, эмоциональную включенность в живой процесс созидания. Все это можно назвать развитием мотивации, как сейчас принято говорить. В этом году в наш коллектив пришли две девочки . Через месяц занятий мы с ними провели открытый урок. Он проходил в зале, присутствовали не только представители администрации и методического кабинета, но и зрители, что способствовало творческому подъёму исполнителей. Никакого страха, зажатости, только желание поделиться своим творчеством. Ниже привожу наше практическое занятие.
Открытый урок по классу фортепиано
Тип занятия – мастер-класс
октябрь 2015 года
Тема:
Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления.
Цель урока:
Показать на практике методы работы с начинающими маленькими учениками на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.
Задачи:
Обучающие – изучение нотной грамоты, постановка рук, приобретение исполнительских навыков; развивающие: развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели; воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с педагогом, формирование художественно-эстетического вкуса.
Дидактический материал:
Иллюстрации к «Детскому альбому» П. Чайковского.
Используемый музыкальный материал:
П.И. Чайковский: «Болезнь куклы», «Новая кукла», Старинная французская песенка», «В церкви», «Итальянская песенка», «Сладкая грёза». М.И. Красев: «Дождик». Т.И. Смирнова: «Едет, едет паровоз».
Предварительная работа:
Рисование с детьми пригласительных билетов и наглядного материала для игры «Едет, едет паровоз» – картинок «Зоопарк»; оформление зала; изготовление афиш для музыкальных историй; работа с родителями.
Ход занятия
Учитель:
-Сегодня на нашем открытом уроке мы будем говорить о важном элементе человеческой психики – образном мышлении, и о том, как способствуют его развитию у ребёнка занятия на музыкальном инструменте.
Логическая цепочка проста: реальность, которую мы воспринимаем как «образы»; наполнение этих образов смыслом, содержанием – наше образное мышление, а эмоциональное восприятие этих, наполненных смыслом образов и есть духовность, – то чего в нашей жизни сейчас так не хватает.
Мы хотим, чтобы наши дети разумно относились к окружающей действительности, могли интеллектуально переосмыслить происходящее в мире, эмоционально воспринимали произведения искусства. Поэтому очень важно то, какие положительные образы с подсказки педагогов будут сформированы в ребенке.
Образное мышление доступно человеку, у которого развито художественное восприятие мира, развита фантазия и способность к творчеству. На занятиях по фортепиано ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи педагога свои творческие способности.
И здесь очень важно сделать эти занятия для малыша радостью.
Постановка руки, приобретение навыков и закрепление знания клавиатуры требуют неоднократных повторов, необходимо подключать фантазию ребенка, чтобы из урока в урок не повторяться.
Хочу пригласить Вас в наш маленький музыкальный театр, где мы сочиняем сказки, весёлые и грустные истории, и посредством звука воплощаем их в жизнь. У каждой истории есть свой режиссёр.
Представляю вам главного режиссёра истории «Первые подснежники» – Динара.
Девочка занимается месяц, подготовки никакой не имела. Актёры, исполняющие роли – это наши пальчики (ученица делает «пальчиковую гимнастику» для кончиков пальцев). Роль автора и помощника досталась мне. Итак…
Первые подснежники (история в звуках).
Учитель:
Расставим «декорации» (ученик 3-ми пальцами каждой руки «ставит» названные звуки): «дом на поляне» – до-ми второй октавы, «лес» – октава: до первой октавы – до малой октавы, «бугорок» – соль малой октавы. Действующие лица: роль Мамы исполняет левая рука, роль Дочки – правая (ученица показывает). Начинаем…
Первый день. Пришла весна, пригрело солнышко, и в лесу из-под снега стали появляться первые подснежники (ученица несколько раз каждой рукой показывает, как поднимают голову подснежники; кисть мягко опущена – упражнение для кисти). На поляне, рядом с лесом, стоит дом лесника (ученица ставит обе руки в «дом на поляне»). Утром Мама собралась в лес за подснежниками. Дочка попросила взять её с собой. Они стали разговаривать (пропеваем слова и играем их «разговор» 3-м пальцем на двух клавишах по очереди – упражнение для постановки руки на третий палец):
Дочка: «Завтра к нам приедет Алия».
Мама: «С ней её подружка Галя».
Дочка: «За подснежниками сходим?»
Мама: «Одевайся потеплей».
Они достают с антресоли корзинки (ученица мягко поднимает руки вверх, как бы пытаясь достать сверху что-то, движение от плеча вверх и плавно вниз, обе руки вместе – упражнение для плечевого пояса) и отправляются в путь. Мама идёт медленно (ученица показывает мамины шаги – обозначаем «пульс» в тетради, получаем понятие «пульса»). А маленькая Дочка не может ещё так широко шагать, и на каждый мамин шаг делает два шажка (ученица показывает шаги Мамы и Дочки вместе – прописываем в тетради под «пульсом» ритм, получаем понятие ритма; позже можно ритмически варьировать шаги Дочки). И вот они вместе отправились в лес (ученица играет их «шаги» к «лесу» – гамма до мажор вниз на одну или две октавы, 3-ми пальцами обеих рук позже используем аппликатуру гаммы). Идут они очень аккуратно, чтобы не промочить ноги (ученица играет ещё раз, стараясь сформировать ладонь – совершенствуем постановку рук). Они – в лесу. Чтобы осмотреться, Мама и Дочка поднимаются на «бугорок» (ученица играет их «топтание» на одном месте – постановка на разные пальцы, понятие игры на месте, начальный вариант репетиций).
Кто первый увидел цветок? Мама и Дочка начинают собирать подснежники и дают им имена: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (педагог называет цветы от лица Мамы, а ученица делает то же самое от лица Дочки и берет последовательно все названные ноты; движения дугообразные, постановка поочередно на 2-й, 3-й, 4-й пальцы – постановка рук на разные пальцы, закрепление знания клавиатуры; позже можно собирать сразу по два цветка, терциями – подготовка аккорда). Одна корзина для Алия собрана. Осталось собрать подснежники для Галя.
Мама предложила называть цветы английскими буквами: A,B,C,D,E,F,G (узнаем буквенную систему обозначения нот). Собираем цветы для Гали аналогичным образом. Обе корзины собраны, можно отправляться домой. На обратном пути Мама с Дочкой поменялись местами (дорога домой – гамма до-мажор вверх, теперь «пульс» в другой руке, позже используем аппликатуру гаммы). Вот и добрались до дома. Теперь можно отдохнуть.
Второй день. На следующее утро Мама встала рано, взяла санки и пошла в лес за хворостом. Сегодня будет праздничный обед к приезду гостей, и понадобится много дров. Она идет быстро, так как через час на опушке леса её должна встретить Дочка (Мама «идёт в лес» быстро – ученица играет гамму до-мажор вниз на октаву, используя с 1-го по 4-й пальцы). Вот и лес. Дальше Мама идет, наклоняясь за каждой веточкой (ученица «ходит по лесу», по две ноты legato вниз от до первой октавы – до до малой октавы). Собрав целую охапку хвороста, мама укладывает ее на санки (ученица показывает вязанку дров – 1-м и 5-м пальцами берет квинту «до-соль»). Не удалось сразу уложить хворост, поправляем (квинта «ре-ля»). Ну вот, можно ехать домой. Санки тяжёлые, и Мама медленно тащит их по снегу (ученица «везёт санки» – играет одну октаву legato 1—4 пальцами). На опушке леса Маму ждет Дочка. Они вместе берут санки и везут домой (ученица играет гамму в терцию, сохраняя соотношение шагов; штрихи: Мама – legato, Дочка – non legato). Вот они и добрались до дома. Теперь можно немного отдохнуть, а после они вместе будут готовиться к приезду гостей.
На сегодня рассказ окончен.
Озвучивание сказки включило: упражнения для кисти и плечевого пояса; гимнастику для пальцев; постановку руки на 1,2,3,4 пальцы; изучение движения вверх, вниз, на одном месте; ориентацию на клавиатуре; теоретический материал – «пульс», ритм, соотношение четверти и восьмых; графическое изображение и знакомство с буквенной системой обозначения нот; совершенствование координации рук; штрихи non legato и legato; движение в терцию.
В дальнейшем появится много нового для ученицы, но всё будет связываться с ее образным восприятием действительности и соотноситься с возрастом.
Учитель:
А сейчас творческое задание. Динара хочет задать Вам музыкальную загадку: К нам в зоопарк едут слоны и медведи, зайцы и белки, змеи и больные зверушки.
«Паровоз, паровоз,
Слышен стук его колёс.
Ты кого, паровоз,
В зоопарк к нам привёз?»
(Педагог показывает ученице поочередно четыре картинки, изображающих вагончик с разными зверями, так, чтобы зал их не видел. Ребёнок играет пьесу четыре раза, каждый раз стараясь передать образы животных на картинке. Затем зрители отгадывают, какие зверушки сейчас едут в вагончике. «Зоопарк в вагонах»: слоны и медведи – медленно, громко, штрих non legato; зайцы и белки – подвижно, легко, подпрыгивая; больные зверюшки – эта же пьеса исполняется в миноре; змеи – медленно, штрих legato. Интересно то, что последнюю загадку сразу и точно отгадал самый маленький в зале мальчик, при общем недоуменном молчании старших слушателей.)На этом примере хорошо видно, что активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки, сказывается на творческом процессе исполнения. Только тогда, когда дети научатся по-настоящему слушать музыку и размышлять о ней, она сможет играть в их жизни роль эстетическую, познавательную и воспитательную. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
Учитель:
А сейчас разрешите представить режиссёра циркового шоу Сулейменова Динара.
В её цирковой программе работает семь Снеговичков. Динара, представляй артистов, которые пришли сегодня на репетицию (педагог называет их: A, E, D, C, F, G, а ученица играет трезвучия двумя руками. Am, C, Dm, Em, F, G). Отлично, почти все в сборе! Нет только кого? Снеговичка В. А кто из артистов пришёл на репетицию невесёлый? (Ученица называет буквы, обозначающие минорные трезвучия: A, D, E.) С таким настроением нельзя работать. Что нужно для того, чтобы они повеселели? (Ученица предлагает их покормить – изменить среднюю ноту). Ну что ж, пусть пропоют свои партии и отправляются подкрепиться в буфет (ученица играет 3-им пальцем сначала правой, потом левой руки разложенные трезвучия). Наши артисты репетируют очень сложные кувырки. Их нам покажут Снеговички F и G (ученица играет двумя руками короткие разложенные трезвучия с обращениями). А ещё Снеговички учатся танцевать. C, ты готов показать движения польки? (Ученица играет двумя руками фактуру аккомпанемента польки). А вот вернулись из буфета наши артисты. Ну-ка покажитесь! (Ученица играет мажорные трезвучия A, D, E двумя руками.) Прекрасно! Снеговичок A танцует вальс со своими друзьями (ученик играет двумя руками фактуру аккомпанемента вальса). Все молодцы! На сегодня репетиция окончена.
Озвучивание «Шоу Снеговиков» включило: знакомство с аккордами: мажорным и минорным трезвучием, их обращениями. Знакомство с фактурой аккомпанемента польки и вальса, с 2-х и 3-х дольным размером.
Еще одно творческое задание для обеих девочек.
Педагог показывает иллюстрации из «Детского альбома» П.И Чайковского и предлагает к ним музыкальные отрывки в своем исполнении. Дети вслух рассуждают, о чём рассказывают картины. Какое настроение у каждой из них? Какие преобладают краски? Есть ли движение на картине и как оно изображено? Затем педагог играет пьесу («Болезнь куклы». «Новая кукла», «Старинная французская песенка») и предлагает подобрать картину, отражающую настроение музыки. Это задание выполняют обе ученицы вместе, шепчась, смеясь и радуясь, когда приходят к единому мнению. Картина подбирается совершенно точно.
Учитель:
Спасибо, девочки, вы были настоящими режиссёрами, а ваши артисты очень старались (девочки довольны и горды, глаза горят).
Дорогие слушатели! Вы сами только что видели: когда ребёнок понимает содержание произведения, увлекается поэтическим образом, то у него появляется горячее желание его исполнить, а значит, и мотивация к получению знаний и умений для этого. Музыкальное произведение, говоря современным языком – это информационная структура, а практическое музицирование – механизм обработки этой информации. Поэтому подобная практика очень важна.
В заключение хочу сказать: ребенок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально-образному развитию со стороны родителей и преподавателей, обязательно приведёт к духовности, к внутренним культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально – творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, – все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование – один из кирпичиков воспитания чувств.