Статья Развитие культуры и духовности мышления учащихся – главное направление в работе учителя.



«Много серьезных вопросов, но среди них вопрос культуры будет краеугольным»
Н.К.Рерих







Развитие культуры и духовности мышления учащихся – главное направление в работе учителя.






Поликарова И.Б. -преподаватель высшей категории, Набережночелнинский политехнический колледж

















Татарстан, г. Набережные Челны
2015 год

Развитие культуры и духовности мышления учащихся – главное направление в работе учителя.

«Много серьезных вопросов, но среди них вопрос культуры будет краеугольным»
Н.К.Рерих


Начать разговор я хочу со слов великого мыслителя, ученого, художника и учителя Н.К.Рериха, которые как нельзя лучше отражают проблему развития и воспитания наших детей в сегодняшнее время:
«Со стыдом вспомним о том, о чем поистине необходимо вспомнить, и признаемся...
Сперва стараются внушить ребенку массу условных понятий. Сперва ему преподают полный курс страха. Затем ребенка ознакомят со всеми домашними ссорами. Потом ему покажут фильмы, где зло так изобретательно и блестяще, а добро так бездарно и тускло. Потом покажут детям все пошлые заголовки ежедневной прессы. Потом ребенка окунут в так называемый спорт, чтобы молодая голова привыкла ощущать удары по лицу и привыкла думать об ударах физических и о разбитых членах.
Итак, сперва займут все время юноши, дадут ему наиболее пошлые и извращенные формулы. А потом он, засоренный и заржавленный, может начинать творить.
Это одно из самых глубоких преступлений.
К любой машине люди бережливее относятся, нежели к ребенку. Еще бы, за машину заплачены «всесильные» деньги. Ее нельзя запылить или залить грязью. А за детей деньги не платят. Но если машина портиться от пыли и грязи, то как же разрушительно действует грязь духовная на нежный молодой аппарат. В смертельной тоске ищет света маленькая голова... Болеет, затихает и часто поникает навеки...»

В переводе с английского языка слово «человек» означает «мыслить». И это не зря. Ведь недаром говорили еще древние философы, что человек представляет собой то, что он мыслит. И культура страны зависит от культуры мышления людей, проживающих в ней. Поэтому, главная задача учителя не только в том, чтобы давать знания, но еще очень важно - научить мыслить КРАСИВО!
Давайте, для наглядности сравним ум человека с компьютером. Компьютер считается хорошим, если у него большой объем памяти; большая скорость выполнения операций; работает четко и логично по заданной программе, и т.д. Подобно оценивается и ум человека. Поэтому, не зря мы с вами работаем над памятью ребенка, над скоростью и логикой мышления, над вниманием, умением обобщать и делать выводы, над воображением и т.д. Для развития мышления у каждого учителя наработана масса всяких приемов и методов. Это все хорошо и нужно! Без этого нельзя! Но этого мало! Ведь человек - не машина, не компьютер. У него есть душа и сердце! И если ум развивается знаниями, то сердце и душа – культурой и искусством. Важны не только знания сами по себе, но и направление мышления, духовное стремление: куда и для решения каких задач применяются мыслительные способности человека. Ведь как страшно, если умный человек работает не на созидание прекрасного, а на разрушение!
Сейчас складывается именно такая ситуация. Разве нет ощущения, что какие-то сильные, но грязные умы нацелены на уничтожение великой российской культуры, богатого российского государства, как мощного конкурента? И это делается через разложение нашего народа, его нравов и духовности. Идет борьба за выживание нашего государства и народа!
И это – не голословно! Так по данным опроса, проведенного среди трехсот детей, поступавших после 9 класса школы к нам в колледж в этом учебном году, только
- 1 занимался пением;
- 2 – танцами;
- 10 – рисованием;
- 12 – в музыкальной школе;
- 7 – в кружках творчества;
- примерно только 30 – читали научно-познавательную литературу.
Почти такая же картина наблюдалась в предыдущие годы. Посмотрите, в основном наши учащиеся не поют, не рисуют, не занимаются музыкой, не интересуются наукой, искусством, народным творчеством!
Нужно срочно поднимать культуру мышления и духовность нашей молодежи, учить ее красоте творчества и труда!
Что же такое культура мышления и как ее развивать?
Слово «культура» буквально означает «культ ура», то есть культ света – культ красоты. Нельзя построить красивую жизнь, если человек не мыслит красиво! А где взять эту красоту мыслей? - Нужно насыщать человека красотой! Как насыщать ребенка красотой? – С помощью искусства, науки, литературы, живописи, музыки, творчества, ремесла!
В доказательство моих слов приведу исследования современных ученых. Сейчас изобретены уникальные аппараты, которые могут сфотографировать цвет излучения наших мыслей и чувств. Вот пример фотографии излучения цветка, сделанный по методу советских ученых Кирлиан. Цветок - создание чистое, у него нет дурных мыслей, и его жизненное излучение светлое, яркое, красивое. У человека же при угнетенном, тяжелом мышлении цвет излучения тускнеет, темнеет. А это приводит к изменению химического состава организма, стрессам, заболеваниям. Исследования показали, что цвет излучения улучшается, если человек занимается высокой музыкой, искусством, наукой и творчеством.
Таким образом, человека можно «лечить» красотой! Нужно насыщать человека красотой в любых условиях с детства, используя при этом все его органы чувств, которыми он воспринимает жизнь: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. И немалая роль в этом возлагается на нас - учителей. В какой форме лучше это сделать, каждому подскажет свой личный опыт, смекалка, чутье.
Вот, например, хотя я преподаю предметы по техническим специальным дисциплинам, все равно на каждом уроке стараюсь давать какие-то сведения о музыке, литературе, живописи, науке, природе, пытаясь пробудить в учениках стремление к красоте, радости, творчеству. Приведу примеры:
Урок специальной технологии слесарей-ремонтников. Тема: «Слесарный инструмент».
На уроке предлагается прослушать фрагмент музыкального произведения Римского-Корсакова «Полет шмеля». Вопрос: «Каким слесарным инструментом удобнее по темпу работать под эту музыку: ножовкой или молотком?».
Пусть ребята почувствуют характер и темп музыки и сравнят с темпом слесарных работ.
Урок у слесарей-сборщиков по теме: «Сварочные соединения».
На уроке предлагается прослушать фрагмент классической лирической музыки. Одновременно показываю репродукции картин с пейзажами. Вопрос: «Какой пейзаж по настроению подходит к данной музыке?». Затем предлагаю ребятам нарисовать и разукрасить орнамент на оконной решетке, изготовленной сваркой. Причем нужно учесть настроение музыки и пейзажа.
Пусть ученики при этой работе осознают гармонию цвета и музыки, применят ее в своем труде! А наши двери в квартиры и окна пусть будут красивыми и радостными!
Лекции по специальной технологии слесарей я прошу ребят делать в цвете, с веселыми рисунками и кроссвордами. По таким лекциям интереснее учиться, а во время урока ребята получают хорошую эмоциональную разрядку, раскрашивая свои рисунки и схемы. Ведь наши учебники и лекционные тетради страдают дефицитом цвета. Они серые и не интересные.
Важно, чтобы дети больше читали познавательной и научной литературы, узнавали о жизни и творчестве великих, достойных подражания людей. Чтобы перед ребенком был красивый пример самоотверженной жизни, направленной на созидание блага для всего человечества. Для этого я даю задание – писать творческие рефераты об ученых, изобретателях. Это не только расширяет кругозор ребенка, но учит быть настоящим человеком.
Очень помогают мне на уроках интересные и необычные наглядные пособия, макеты, действующие модели, которые мы изготавливаем вместе с ребятами. А какими хорошими помощниками являются интерактивная доска и интернет с многочисленными познавательными видеофильмами!
В процессе учёбы в колледже и практических занятий в мастерских и на предприятиях ребята знакомятся с различным оборудованием, станками, приборами, учатся владеть инструментом, приобретают полезные умения и навыки. Но надо, однако, понимать, что обществу нужны не просто труженики, а творческие личности. Ведь в начале любого нового дела лежит новая идея. Нельзя учить детей техническому труду, не обучая творчеству! И чтобы развивать воображение, мышление ребят, расширять их кругозор, повысить интерес к знаниям, исследовательским работам необходимы специальные нестандартные занятия. Поэтому на уроках не только желательно, но и обязательно нужно применять всевозможные методы обучения. И как сейчас необходимо вернуть такой предмет, как «Профессиональное творчество», на котором ребята ранее изучали приемы изобретательства.
В заключение вновь привожу слова напутствия Н.К.Рериха: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и унынье – радостью и прозрением. Уберегите ребенка от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений. Единственная опора жизни – искусство и знание. Именно в наши трудные дни, в наше тяжелое время будем твердо помнить об этих светлых двигателях. Знание и искусство не безделье. Это молитва и подвиг духа. Ведь молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда все существо потрясено и нуждается в твердой опоре. Ищет мудрое решение. Лик красоты и знания излечат народ от распущенности мысли, ... от пошлости и дикости... и укажет путь высоких достижений духа».

Да будут знание и искусство! Красота и мудрость!










13 PAGE 14415



Заголовок 115