Конспект урока внеклассного чтения Сияние весны (4 класс)

Урок внеклассного чтения

Тема. Сияние весны.

Цель. Закрепить знания детей о периодических изданиях, о том, как создаётся газета, из каких частей она состоит, о профессиях людей, которые издают газету. Совершенствовать навыки устной речи, обогащать словарный запас детей образными высказываниями по теме, способствовать умению анализировать и делать выводы, развивать читательские интересы детей. Учить детей видеть и ощущать красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней, развивать чувство ответственности за сохранение природы.

Тип урока: устный журнал.

Оборудование: папки по самообразовательной деятельности учащихся, «страницы» устного журнала, грамзапись П. И. Чайковского «Времена года», альбомный лист, карандаши, газеты, таблицы, картинки о работе людей типографии.

Ход урока.
І. Организационная часть.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Представьте себе, что вы не в классе, а в творческом коллективе издательства и ваше задание – издать газету. Скажите, из каких источников мы получаем информацию, узнаём о новостях? Совсем недавно этой теме у нас был посвящён библиотечный урок, на котором мы узнали, что одним из источников получения информации является газета.

ІІ. Словарная работа.
Газета – напечатанное периодическое издание, в котором публикуются материалы про текущие события.
Какие газеты вы знаете?
Все газеты печатаются так называемыми полосами.
Полоса – так называется страница печатного издания.
Статья – на каждой полосе бывает одна или несколько статей.
Рубрика – статьи объединяются рубриками («В мире интересного», «Из школьной жизни» и т. д.)
Кто пишет статьи в газету?
Корреспондент – сообщает о событиях и фактах.
Ребята, сегодня на уроке вы будете корреспондентами и работать будете по отделам: красный, жёлтый и зелёный. В каждом отделе есть редактор – человек, который будет приводить в систему ваши авторские сочинения. Он будет руководить работой отдела (называю фамилии консультантов).
А ещё, ребята, есть главный редактор, который руководит работой всех отделов. Эту работу буду выполнять я.
Наши гости дадут рецензию о работе нашего коллектива.
Рецензия – отклик о газете, о работе коллектива.

ІІІ. Работа по содержанию газеты.
1. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, наша школьная газета называется “Школьные ведомости” и я, как главный редактор этой газеты, даю задание каждому отделу подготовить материал в газету. Тему, над которой вы будете работать, вы узнаете, прослушав отрывок из рассказа Льва Николаевича Толстого. Вы внимательно послушайте его и скажите, о чём в нём рассказывается.
Она долго не наступала. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днём на солнце таял снег. Вдруг потянуло тёплым ветерком. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушёл. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лёд. Тёплый воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом жнивья. Высоко пролетели с гоготанием журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая(весна).
- Так о чём же говорилось в рассказе?
Тема, над которой будут работать сегодня все отделы называется сияние весны. (На доске открывается надпись с названием темы.) В нашей газете этой теме будет отведена целая полоса. Статьи, которые вы сегодня для нас подготовили, объединятся в следующие рубрики:
Поэты о весне
Весенние месяцы
В народе говорят
Пословицы и поговорки
Писатели о весне
За хорошую работу все корреспонденты получат оценки.

2. Беседа о весне.
- Сейчас я каждому отделу загадаю загадки.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.

2. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку,
И по цветку.

3.В овраг ручьями катится,
Деревьям дарит платьица.
В цветы оденет луг –
И станет летом вдруг
·.
Ты знаешь, кто она?
Красавица(весна).

расскажет вам сказку Георгия Скребицкого «Весна».

3. Стихотворения о весне.
О весне написано много стихотворений. Каждый отдел должен предоставить в нашу газету 1 стихотворение.
1. Долго шла весна тайком.
2. Ещё в полях белеет снег.
3. Весна. Б. Чалый.

4. Рубрика «Поговорим о весенних месяцах»
- Ребята, вы прослушали стихотворения, которые написали поэты. А сейчас каждый из вас попробует свои силы в составлении стихотворения.
- Каждый отдел будет работать над составлением стихотворения о весенних месяцах. Отдел, первым справившийся с заданием, получит оценку. У всех редакторов есть конверт №1. В нём задание: нужно из рассыпавшихся строчек составить стихотворение и угадать, о каком месяце идёт в нём речь.
Какие вы знаете весенние месяцы?
Дует тёплый влажный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, меркнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревёт,
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай
Что за месяц это? (Май)
(Каждый отдел составляет стихотворение, его строки наклеиваются на лист бумаги. Оформляется страница газеты на доске.)

Ребята, так как же называются весенние месяцы?
Первый месяц весны – март. 1 отдел собрал информацию об этом месяце. Расскажите, ребята, что вы хотели бы поместить в нашей рубрике об этом месяце?

Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником».

Второй месяц весны – апрель. Информацию об этом месяце подготовили корреспонденты 2 отдела.
Апрель – второй месяц весны, её середина. Происхождение названия месяца объясняют по-разному.

Третий месяц весны – май. О нём нам расскажут корреспонденты 3 отдела.
Май - сердце весны.

5. В народе говорят.
- А что же о весне говорят в народе? Какую информацию смогли узнать наши корреспонденты?

6. Пословицы и поговорки о весне.
Ребята, а пословицы и поговорки о весне вам удалось собрать? Какие?

7. Физкультминутка.
На любом предприятии есть время для отдыха . У нас тоже настало время физкультминутки.

8. Рассказы о весне.
О весне, ребята, написано очень много рассказов. Юные корреспонденты познакомят вас сейчас с содержанием некоторых из них.
1. Однажды утром. К. Паустовский.
2. Весна.
3.Весна – красна. По И. Соколову – Микитову.

Вот, ребята мы и собрали материал для нашей школьной газеты. Газета у нас получилась очень содержательная. Но над ней должны поработать ещё дизайнеры – люди, работающие над оформлением газеты. Дизайнерами станете все вы.
В конце нашей работы давайте сделаем музыкальную паузу. О весне писали не только поэты и писатели, но и композиторы. Сейчас мы с вами послушаем симфонию П. И. Чайковского «Времена года», а вы на некоторое время станете художниками. Вы услышали сегодня что говорят о весне поэты, писатели, народ. И сейчас вы постараетесь всё это изобразить в рисунке, слушая музыку. А лучшие рисунки мы отправим в нашу школьную газету.

ІV. Итог урока
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315