План урока литературы в 9 классе Тема урока: «Мой Пушкин».


План урока литературы в 9 классе
Тема урока: «Мой Пушкин».
Цели урока: 1. Подвести учащихся к воссозданию поэтических картин.
2. Развитие навыков устной и письменной речи.
Ход урока.
Беседа.
Учитель. О нашем любимом поэте А. С. Пушкине мы говорили много в предыдущих классах. О нем писали многие поэты, читатели. Но вот стихотворение, написанные в 1815 г. и посвященное отроком – поэтом своему сверстнику.
- Читается стихотворение Дельвига «Кто, как лебедь цветущей Авзонии…
Не назовем пока имя автора, а вот адресат стихотворения… Да Пушкин! Удивило вас стихотворение? Как оно написано? – Действительно, певучим, протяжным, торжественным стихом без рифм, напоминающим величавые строки Гомера, поэтов Эллады и Рима… Откройте секрет этих строк! Что сказала вам дата их создания: 1815? Ваши предположения относительно автора…
- … Гимн Пушкину, оду ему пропел Антон Дельвиг: лицеист славит лицеиста. Причем без тени сомнения в громкой славе друга: «Пушкин! Он и в лесах не укроется; / Лира выдаст его громким пением, / И от смертных восхитит бессмертного / Аполлон на Олимп торжествующий». Поясните эти неожиданности стихотворения: Пушкину всего-то 15 лет! И почему гимн ему вылился в стихотворение «античное», «гомеровское»?...- … Дельвигу вторит Кюхля – верный преклонению перед Пушкиным Вильгельм Кюхельбекер: «Счастлив, о Пушкин, кому высокую душу Природа, / Щедрая Матерь, дала…». Сравните со стихами Дельвига… Тот же гекзаметр, «гомеровский» склад, высокий полет стиха и слова… Откуда эта склонность лицейских поэтов к греко-римскому началу?..
- …В чем отличие «пушкинского» стихотворения Кюхельбекера от дельвиговского?.. Открыло ли оно вам судьбу мальчика – поэта?..
- … Но это – сверстники, приятели. А как отозвались на создания Пушкина его прославленные, маститые современники? Короткое послание Н. И. Гнедича, переводчика «Илиады», «по прочтении сказки о царе Салтане и проч.»: «Пушкин, Протей / Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений!..» Наконец, В. А. Жуковский в письме 25-летнему Пушкину: «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рожден быть великим поэтом: будь же этого достоин… Плыви, силач!.. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе». Имел ли подобное «полномочие» Жуковский и как встретили вы его слово о Пушкине?..
- … А теперь – потомки. Марина Цветаева, ее «Мой Пушкин»
Читается все стихотворение.
- … Какие картины вызвал в вашем воображении рассказ Марины Цветаевой?
2. Мой Пушкин.
- … А с вами происходило что-либо подобное? Как встретились с Пушкиным вы?..
- … Каким вы представляете Поэта?.. А его жизнь, судьбу? Попробуйте прочертить основные их вехи…
- … Так что же для вас Пушкин – его биография, даты, события жизни, окружение: Арина Родионовна, писатели - современники, друзья и недруги – или все-таки строки и страницы, созданные Пушкиным, его поэзия проза?..
- … Пушкин каждого из вас… Ваши любимые пушкинские страницы…
- … Принимаете чтение? Не огрубили ли мы, не упростили ли Пушкина? Кто прочитает его строки иначе?.. Чтение стихов
Домашнее задание: Подготовить чтение любимых строк и страниц Пушкина, включая его прозу и драматургию, обосновав свой выбор; Сочинение «Мой Пушкин».