Внеклассная разработка по УНТ (КВН) «В гостях у Матрёшки и кота Баюна»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Новоузенска Саратовской области
Разработка внеклассного мероприятия (КВН) по УНТ
«В гостях у Матрешки и кота Баюна».
Разработала:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Донковцева Елена Юрьевна.
Стаж – 22 года
2014 год
Этапы мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
учитель приветствует учеников и гостей
приветствуют учителя
2. Вступительное слово учителя
открывает литературный КВН песенкой (с измененными словами) на мотив «Если вы нахмурясь», представляет жюри, знакомит с командами - участницами.
слушают, подпевают, капитаны настраивают свои команды на борьбу.
3. Начало литературного КВНа. Первый этап состязаний.
учитель объявляет первый раунд «Представление команд».
(Жюри оценивает).
капитаны представляют себя, команду, её название и девиз. Исполняют под музыкальное сопровождение песни «Черный кот», «Сапожки русские».
4.Второй этап состязаний.
учитель объявляет второй раунд «Стенка на стенку».
(Жюри выставляет баллы).
фольклористы и литературоведы пытаются убедить друг друга в важности, нужности и первостепенном значении их науки.
5. Третий этап состязаний.
учитель объявляет начало третьего конкурса «Ты – мне, я – тебе».
(Жюри в конце раунда выставляет баллы).
для проверки знаний жанров УНТ, сообразительности и находчивости команды задают друг другу замысловатые вопросы.
6. Четвёртый этап состязаний.
учитель объявляет раунд «Кто быстрее и точнее?» (Жюри оценивает).
капитаны кот Баюн и Матрёшка стараются (с завязанными глазами) как можно быстрее и точнее приделать нос Буратино, изображенному на плакате. Команды весело поддерживают своих капитанов.
7. Пятый этап соревнований.
учитель объявляет пятый раунд «Кукольный театр».
фольклористы инсценируют сказку (с помощью кукол) «Ёж и медный грош», а литературоведы – «Две сестры». Учащиеся и гости с удовольствием смотрят представление.
8. Заключительное слово учителя
жюри оглашает победителей. Учитель благодарит всех за участие, вручает сувениры и сладкие призы.
звучит заключительная песня «Куда уходит детство» в исполнении обеих команд.
Фотографии на память.
Цель: закрепить и обобщить полученные знания о жанрах фольклора.
Задачи:
Образовательные:
расширение кругозора учащихся;
обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках литературы, кружка «Экспромт» и СМИ.
Развивающие :
развивать речь, дикцию, логическое мышление;
выявлять и развивать творческие способности учащихся;
развивать чувство принадлежности к своей национальной культуре.
Воспитательные:
воспитывать в учащихся любовь к Родине, к фольклору как к искусству;
прививать интерес к истории и жанрам УНТ; к музыке;
воспитывать чувство сплоченности и коллективизма.
Оборудование:
-сборники русских народных сказок;
-иллюстрации и поделки к сказкам;
-портреты исполнителей, собирателей и исследователей фольклора;
-музыкальный синтезатор;
-куклы.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
( Мероприятие открывается песенкой на мотив « Если вы нахмурясь» в исполнении учителя).
2. Вступительное слово учителя.
О чём-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна ,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица
Тихонько скрипят половицы-
К нам фольклор в гости идёт.
- Дорогие ребята, гости, жюри!
Сегодня мы пригласили Вас на литературный КВН по УНТ под названием «В гостях у Матрёшки и кота Баюна».
Ребята познакомились со многими жанрами фольклора, а вот насколько прочны полученные знания, покажет сегодняшний
литературный КВН. Помогать мне будут капитаны команд: кот Баюн и Матрёшка. Итак, мы начинаем!
Первый раунд
«Представление команд».
(Участвуют 2 команды по 7-10 человек)
(Жюри оценивает по пятибалльной системе).
Кот Баюн: Мы – фольклористы!
Наш девиз: (все вместе)
Фольклор-всегда!
Фольклор-везде!
Фольклор в учёбе и в труде!
Я-кот Баюн, персонаж русских народных сказок, легенд и примет.
Баюн- значит баять, рассказывать. Я рад приветствовать всех в этом зале.
( В исполнении Баюна звучит песня «Чёрный кот». Капитан и команда танцуют).
Матрёшка: Мы-литературоведы!
Наш девиз:
Литература-это класс!
Литература-только для нас!
Учи, читай, запоминай,
Свой кругозор расширяй!
Я-русская Матрёшка. Если голубь-символ мира, якорь-символ надежды, то Матрёшка –сувенир, символизирующий огромную свободную страну Россию, её традиции, обычаи, УНТ. И каждый турист, приезжающий в нашу страну, стремится купить русский сувенир. Я тоже рада приветствовать всех в этом зале.
(В исполнении Матрёшки звучит песня «Сапожки русские». Все танцуют).
Второй раунд
«Стенка на стенку».
(Команды отстаивают точку зрения о важности своей науки, о её первостепенном значении и влиянии на противоположную.)
Фольклористы:
Литературоведы:
1-й ученик.
Термин «фольклор» вошел в науку в 1846 году, в переводе он означает «народная мудрость».
История фольклора уходит в глубокое прошлое челоечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Этого нет в литературе, она выглядит на фоне фольклора более бедно.
2-й ученик.
Фольклор- более древнее искусство, чем литература. Если литература-искусство индивидуальное, авторское, существующее в письменной форме(книга), то фольклор-искусство, существующее и в устной, и в письменной форме.
Я считаю, в этом его преимущество. Фольклор рассчитан на контакт между слушателем и исполнителем, на сочетание слов с другими видами искусства. О литературе я этого сказать не могу.
3-й ученик.
Фольклор -более архаичная форма творчества. Я думаю, что литература – младшая сестра фольклора. УНТ – это почва, на которой возникла литература, это источник, из которого она черпает свои темы и формы. Не будь фольклора, может, и литература никогда бы не появилась. Я считаю. пока жив русский народ, будет существовать и устное народное творчество. Доказательством моих слов является статья из газеты, в которой сказано, что даже НЛО является объектом фольклористики. Таким образом, фольклор жив и будет жить! (см. в приложении)
1-й ученик.
Художественная литература –искусство слова. Со словом «литература» связано представление вообще о письменности и любом письменном произведении. С помощью литературы создаётся особый мир, где живут и действуют люди, близкие и далекие, добрые и злые, вызывающие у нас те или иные чувства. Я считаю, что в этом преимущество литературы над фольклором.
2-й ученик.
Писатель изображает внешний облик своих героев, рассказывает о поступках, переживаниях, рисует окружающую их обстановку. Эта особенность художественной литературы даёт право считать её «высшим родом искусства», создаваемым свободным человеческим словом. Литература делает человека культурным, интеллектуальным, развивает в нем чувство красоты. Всего этого, я, увы, не могу сказать о фольклоре.
3-й ученик.
Литература выдержала испытание временем. Классические произведения читаются и по сей день. Если классика не может ответить на вопросы сегодняшнего дня, то на них ответит современная литература. А вот фольклор, как мне кажется, может не выдержать испытание временем. Уже сейчас молодёжь мало знакома с УНТ. И я поэтому призываю больше читать художественную литературу, так как книга – драгоценный материал, а фольклор – постепенно уходящее искусство.
Третий раунд
«Ты- мне, я – тебе».
(Участники команд обмениваются замысловатыми вопросами из УНТ).
Фольклористы
Литературоведы
1. Что на свете всех сильнее? (ветер).
1.От чего гусь плавает? (от берега).
2.Что на свете всех быстрее? (мысль).
2. По чему собака бегает? (по земле).
3.Что на свете всех милее? (сон).
3. По чему утка плавает? (по воде).
4. Что на свете всех жирнее? (земля).
4. Кто на все руки мастер? (перчаточник).
5.Что останется в коробке, если спички вынуть? (дно).
5. Когда человек бывает деревом? (когда он со сна).
6. За чем вода в бутылке? (за стеклом).
6. Когда сторож бывает цветком?
(когда он не за будкой).
7. Какой колокольчик не звенит?(цветок).
7. Каких камней не бывает в море? (сухих).
8. В каких сказках встречается живая и мертвая вода? ( «Иван царевич и серый волк», «Руслан и Людмила»).
8. . В каких сказках встречается волшебный гребешок? («Иван-вдовий сын», «Баба-Яга и девочка»).
9. В какой сказке можно встретить волшебную куколку? («Василиса Прекрасная»).
9.. В каких сказках встречается перо жар-птицы? ( «Иван – царевич и серый волк», «Конёк – Горбунок»).
10. В какой сказке встречаются сапоги-скороходы? («Карлик-нос»).
10. В какой сказке встречаются серебряное блюдечко и наливное яблочко? ( «Финист-ясный сокол»).
Четвёртый раунд
«Кто быстрее и точнее?»
(Соревнуются капитаны команд: кот Баюн и Матрёшка. Они должны с завязанными глазами прилепить нос Буратино, изображенному на плакате. Кто сделает это быстрее и точнее, тот победил).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пятый раунд
«Кукольный театр»
(Каждая команда показывает кукольную сказку. Фольклористы инсценируют сказку «Ёж и медный грош», а литературоведы-
«Две сестры»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Заключительное слово учителя.
-Дорогие ребята! Сегодня вы показали хорошие знания УНТ. Они непременно пригодятся вам в жизни. Независимо от результатов, которые огласит жюри, все участники будут награждены памятными сувенирами и сладкими призами.
4. Жюри подводит итоги.
5. Звучит заключительная песня «Куда уходит детство». (Поют все)
Приложение.
1.Текст песни «Чёрный кот».
Жил да был чёрный кот за углом.И кота ненавидел весь дом.Только песня совсем не о том,Как не ладили люди с котом.Говорят, не повезёт,Если чёрный кот дорогу перейдёт.А пока наоборотТолько чёрному коту и не везёт.Целый день во дворе суета,Прогоняют с дороги кота.Только песня совсем не о том,Как охотился двор за котом.Говорят, не повезёт,Если чёрный кот дорогу перейдёт.А пока наоборотТолько чёрному коту и не везёт.Даже с кошкой своей за верстуПриходилось встречаться коту.Только песня совсем не о том,Как мурлыкала кошка с котом.Говорят, не повезёт,Если чёрный кот дорогу перейдёт.А пока наоборотТолько чёрному коту и не везёт.Бедный кот от усов до хвостаБыл черней, чем сама чернота.Да и песенка, в общем, о том,Как обидно быть чёрным котом.Говорят, не повезёт,Если чёрный кот дорогу перейдёт.А пока наоборотТолько чёрному коту и не везёт.Говорят, не повезёт,Если чёрный кот дорогу перейдёт.А пока наоборотТолько чёрному коту и не везёт.
Автор текста (слов):Танич М.
Композитор (музыка): Саульский Ю.
2. Текст песни «Сапожки русские».
В старину бывало к миломуКрасна девица идетА на ней сапожки дивныеГлянешь сердце запоетШиты золотом сапожки русскиеБлестят на солнышке носочки узкиеИдет красавица плывет лебедушкойИ все любуются ее красойНет сапожек в мире крашеИми каждого пленишьВедь не зря в сапожках нашихХодят Лондон иПарижШиты золотом сапожки русскиеБлестят на солнышке носочки узкиеИдет красавица плывет лебедушкойИ все любуются ее красойНаши свадьбы всюду славятсяНаши танцы как огоньВыйдет русская красавицаДа пройдется под гармоньШиты золотом сапожки русскиеБлестят на солнышке носочки узкиеИдет красавица плывет лебедушкойИ все любуются ее красойИдет красавица плывет лебедушкойИ все любуются ее красой
Автор текста (слов):Щербань А.
Композитор (музыка):Кудрин Н.
3. Текст песни «Куда уходит детство».
Куда уходит детство,В какие городаИ где найти нам средство,Чтоб вновь попасть туда.Оно уйдёт неслышно,Пока весь город спитИ писем не напишет,И вряд ли позвонит.
И зимой, и летомНебывалых ждать чудесБудет детство где-то,Но не здесь.И в сугробах белых,И по лужам у ручья,Будет кто-то бегать,Но не я.
Куда уходит детство,Куда ушло оно,Наверно в край чудесный,Где каждый день кино.Где также ночью синейСтруится лунный свет,Но нам с тобой отнынеТуда дороги нет.
И зимой, и летомНебывалых ждать чудесБудет детство где-то,Но не здесь.И в сугробах белых,И по лужам у ручья,Будет кто-то бегать,Но не я.
Куда уходит детство -В недальние края,К ребятам по соседству,Таким же, как и я.Оно уйдёт неслышно,Пока весь город спитИ писем не напишет,И вряд ли позвонит.
И зимой, и летомНебывалых ждать чудесБудет детство где-то,Но не здесь.И в сугробах белых,И по лужам у ручья,Будет кто-то бегать,Но не я.
И зимой, и летомНебывалых ждать чудесБудет детство где-то,Но не здесь.И в сугробах белых,И по лужам у ручья,Будет кто-то бегать,Но не я.
Автор текста (слов):Дербенев Л.
Композитор (музыка):Зацепин А.
Сказка « Еж и медный грош».
Бежал по дороге ёжик и нашел на дороге грошик.А в это время ехал мимо барин.Ёжик увидел его, зажал свой грош в лапках и говорит – будто сам с собой разговаривает:- У меня есть, а у барина нету! У меня есть, а у барина нету!Не понравилось это барину. Приказал он кучеру остановиться и спрашивает ежа:- Это что же у тебя есть, а у меня нету ?– А вот! – говорит ёж. И показал барину медный грош.Рассердился барин и велел кучеру отнять у ежа медяк.- Значит, и вправду у тебя нет ни гроша! – говорит ёжик. – А то бы не отнял мой!Барин от злости совсем из себя выходит – швырнул медяк на дорогу.- Бери, – говорит, – свой грош! Больно он мне нужен!А ёжик смеется:- Испугался! Испугался! Потому и грош бросил, что меня испугался. Пойду и всем расскажу, какой у нас барин трус!Тут барин выскочил из кареты – и к ежу:- Вот сейчас ты у меня узнаешь, как я тебя испугался!Протянул руку, хочет схватить ежа – да не тут-то было! Свернулся ёж клубком, иголки выставил – пойди тронь-ка его!- Ну, ладно, - пригрозил барин. – Я тебя еще проучу!Забрался в карету и велел кучеру ехать. Да поскорее.А ёжик приплясывает и приговаривает ему в след:- Наш барин богатый, а ума маловато! - Наш барин богатый, а ума маловатоТак и посмеялся ёжик над жадным и глупым барином.
Две сестры.
(Художник Н. Большакова)
У лесной опушки жила-была вдова с родной дочкой да падчерицей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Родная дочь броватая, на лицо конопатая, на ногу хрома, на ухо туга. И к тому же злая да ленивая.
А падчерица собой красавица, голубые глаза, что ленок после грозы. Да еще рукодельница, песенница и затейница.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мачеха да сестра ее не любили. С утра до ночи на работе морили. Вот раз падчерица сидела у колодца да пряжу пряла. Скоро уже вечер. а мачеха ругается:- Мало ты напряла, ленивица, пряди ещё!Стала девушка быстрее прясть...
... и уронила веретено в колодец. А мачеха говорит:- Как хочешь веретено доставай, хоть сама в колодец прыгай!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Что тут делать? Подумала девушка: чем так жить, лучше на дне лежать, - зажмурилась да и прыгнула в колодец. А как открыла глаза, видит: лежит она на зеленом лугу, и солнышко светит и птицы песни поют.
Встала девушка, пошла по лужку. Видит - овцы лежат, блеют:- Подгреби под нами, подмети под нами - у нас ножки болят!Взяла девушка лопату да метлу, подгребла, подмела, дальше пошла.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Идет-идет, навстречу ей коровье стадо. Замычали коровы:- Подои ты нас, у нас молочко бежит из вымечка по копытечкам.Взяла девушка подойник, стала коров доить. Всех выдоила.
Дальше пошла, навстречу ей табун коней.- Расчеши нам гривы, вынь репей, - просят.Расчесала им девушка гривы, вынула репьи и дальше пошла.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вдруг видит: стоит избушка, а у окошка сидит Баба-Яга. Испугалась девушка, задрожала.
А Баба-Яга ей говорит:- Не пугайся меня, оставайся здесь. Если всю работу в доме хорошо будешь справлять, то неплохо жить станешь. А за плохую работу головы тебе не сносить!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вот и стала девушка у Бабы-Яги работать. Она и ткет, и прядет, и стряпает. Она еще и песни поет. Баба-Яга на нее не нахвалится.
Ну и Баба-Яга ее не обижала. Хорошо кормила, мягко спать укладывала. Так - день заднем - целый год прошел. Только стала девушка грустить да плакать, перестала песни петь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Баба-Яга у нее спрашивает:- Али тебе у меня плохо?- Да нет. Ем я вдосталь, спать мне мягко, и слова я от тебя злого не слышала, а хочется мне домой. Матушка стара, а сестрица ленива. Мне-то здесь хорошо, а им без меня плохо.
- Ну коли хочешь домой, - говорит Баба-Яга, - я тебя держать не стану, я тобой довольна. Вот твоё веретёшко: чисто омыто, серебром омыто.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подвела её баба-Яга к серебряным воротам, открыла ворота, стала девушка выходить, а её всю золотом и обсыпало. Пошла она по лугу, встретились ей овцы. Дали они ей молодую овечку и баранчика. Встретились коровы - дали телушечку. Встретились кони - дали ей жеребчика.
Идет домой девушка. У ворот её собачка встречает, тявкает:- Наша падчерица пришла, добра принесла, гау, гау!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выбежали мачеха с дочкой из дому. Увидели девушку живую, здоровую да в золоте, и завидно им стало.
На другое утро мачеха родную дочку у колодца прясть посадила. Дала ей тонкого льна, а она прядет, словно бечеву тянет. Немного напряла, взяла веретено и в колодец кинула. Велела старуха своей дочке за веретёшком прыгнуть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Прыгнула девица. Навстречу ей стадо овец:- Подгреби под нами, подмети под нами - у нас ножки болят.А она им:- Вот еще! Не за я навозом пошла - за богатством пошла.
Встретилось ей стадо коров:- Девушка, подои ты нас!А она им:- И не подумаю! Не за работой иду - я за золотом иду.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Расчеши нам гривы, девушка, вынь репей! - просят кони.А она в ответ:- Не затем я иду - за добром спешу!
Вот и до избушки дошла...Прямо идет, неучтиво разговаривает:- Эй, Баба-Яга, кривая нога! Что у тебя делать надо? Поработаю, а ты мне золота дашь!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Баба-Яга ничего не сказала. На работу ее нарядила. У ленивицы щи несолоны, полы неметены, постель не застлана. Вот день прошел, другой прокатил. Баба-Яга ей и говорит:- Пора тебе домой идти. У тебя мать, чай, не наплачется.А ленивица в ответ:- А мне что, пускай плачет! А мне и здесь хорошо.
Ну Баба-Яга ее все-таки к воротам проводила, пустое веретёшко ей отдала, открыла ворота:- Какая, - говорит, - работа, такая и плата.Только девушка за ворота ступила - полилась из ворот смола липкая, всю ленивицу облепила.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Пошла она по лугу. Её овцы толкнули, коровы боднули, кони лягнули.
Подошла она к дому, её собака увидела, залаяла:- Тяу! Тяу! Мачехина дочка в смоле пришла!Выскочила мачеха:- Молчи, Шавка, наша дочка в золоте придет!Да увидела свою дочь, страшную, чёрную.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Стали её в бане отмывать. Мыли, мыли, до сих пор моют, а отмыть не могут...
Литература:
1. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.
Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун – тов. 2-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Высшая школа, 2003 г.
2. Мусорин Н. П.
В сельской школе после зонка: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 2009 г.
3.Тарабрина Т. И., Ёлкина Н. В.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 2008 г.
4. Давыдова М. А., Агапова И. А.
Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии: Для учащихся 6-11 классов.-
4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. Булатов М. Г.
Тридцать три пирога. (Жанры УНТ). Издательство «Детская литература», 1998 г.
Картинка 16 из 957У лесной опушки жила-была вдова с родной дочкой да падчерицейА падчерица собой красавицаВот раз падчерица сидела у колодца да пряжу пряла.А мачеха говорит:Взяла девушка лопату да метлу, подгребла, подмелаВзяла девушка подойник, стала коров доитьВот и стала девушка у Бабы-Яги работать. Только стала девушка грустить да плакать, перестала песни петь.стала девушка выходить, а её всю золотом и обсыпало.Велела старуха своей дочке за веретёшком прыгнуть.Не за я навозом пошла - за богатством пошла.Пора тебе домой идти. У тебя мать, чай, не наплачется.Её овцы толкнули, коровы боднули, кони лягнули.Да увидела свою дочь, страшную, чёрную.Заголовок 115