Урок Виды матрешек. Роспись матрешки-сувенира

Тема: «Роспись матрешки- сувенира»
Класс: 7
Время: 2 занятия по 45 минут
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи: воспитание ценностного отношения к труду народных умельцев и своему собственному; способствовать развитию творческих способностей детей, умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты; научить украшать матрёшку, используя приёмы составления композиции из аппликативных элементов; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы нанесения узора: при помощи «тычка», цветными и пастельными карандашами, красками, печатками.
Оборудование к занятию: экран для показа слайдовой презентации, мультимедиа, кисти, гуашь, трафареты матрешек и деревянные заготовки, палитры, баночки для воды, матрешки, рисунки детей, работы педагога.
Наглядный материал: Презентация, Виды матрешек.
Список используемой литературы:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] По городам и странам.
3.13 LINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=н.с.портал&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZJn897aIXcYNx9TgwgjcM4DLL_zYKQwvoNyXdXgrwi0fSzzdOGaBl_87GkhyroEKLD7Dlk2PiLm2U44OH5EySRSKFQXhSFCPX91JDgm6ZVGjATriPNnEu7OTf1tmSFJ8uMQ3s9tPkENJ-9W5gT2zma3JkRu-ul4Jvu3fRzAILbKzw1RQxdk3t2PFPuI1ufxlMhIFVX
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой.
4.Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество.Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
5.Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.


Ход занятия

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Игрушки, кисти, краски, Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь!
2.Сообещние темы занятия.
1. Беседа об истории создания русской матрешки. Показ различных видов матрешек на компьютере. 2 Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек. Анализ иллюстративного материала.
3.Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.
4.Постановка творческой задачи. Чтение стихотворений, загадок о матрешке.
5.Самостоятельная работа учащихся роспись матрешки- сувенира.
3.Сообщение нового материала.
Русская деревянная кукла-матрешка родилась в конце XIX века в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрешка желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгожития матрешки? Почему она нравится нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом? Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» эпитеты, которыми издавна:-величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа.
Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки во все времена остается прежней дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.
(Используя ИКТ производим показ различных видов матрешек.) Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрешек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится такой ряд: загорская, семеновская, полхов - майданская матрешки. На загорской матрешке локальными цветами (например, красным, зеленым, синим) четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». Прием «пестрешки» аналогичен приему «тычка», только загорские мастера, украшая матрешку, часто работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным тампончиком наносят светлые пятна, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается своеобразный «лепесток» декоративного цветка. Семеновскую матрешку отличает от Загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. И край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. Легкая и виртуозная манера письма цветов - кистевая роспись. Полхов-майданские матрешки появились тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь «тарарушки». Мастера из Полхов- Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко» и «виноград» и т. д.
Рассказывая о рождении русской матрешки, я стремлюсь донести ясное представление о символическом значении этой игрушки, наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрешки в зависимости от характера народного художественного промысла. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрешек (или настоящих деревянных кукол) учащиеся учатся сравнивать их и различать матрешек из города Загорска и матрешек из других мест Семенова и Полховского Майдана.
Возможные вопросы во время рассматривания матрешек: «Какого цвета платок, кофта и сарафан у загорской матрешки? С помощью какого декоративного приема изображены цветы, украшающие фартук и платок этой матрешки? Что держит в руке семеновская матрешка? Какой узор украшает платок семеновской матрешки? Какие излюбленные элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрешку? Какие приемы декоративной росписи вообще применяли эти мастера?» Объяснение этапов работы над росписью матрешки осуществляется с помощью таблицы, на которой дан пример «одевания» загорской матрешки: 1) перьевой росчерк лица; 2) рисуется (контурка) платок, кофта, фартук; 3) расцвечивается платок, кофта, фартук; 4) декоративная роспись фартука, платка. Для таблицы не случайно выбрана загорская матрешка, одежда которой максимально конкретна. Как показал длительный опыт работы с детьми по выполнению росписи матрешки (в эскизе и в объеме), второклассники большое значение придают одежде матрешки. Они могут по-своему изменить абрис сарафана, заменить сарафан юбкой, по-своему повязать платок, но им важно конкретизировать предметы одежды. Свои творческие усилия они направляют на украшение одежды узорами.

4. Введение в практическую часть.
1. Прическа - «на прямой пробор». Волосы рисуем желтой краской (можно и темной), предварительно наметив их контур карандашом. После того как краска подсохнет, выделим отдельные пряди
2. Рукав. Линии орнамента лучше выполнять синей или черной краской. Рукав может быть любого цвета.
3. Платок. Можно однотонный.
4. Сарафан. Чтобы заполнить передний фон, проще всего нарисовать в руках у матрешки букет цветов, причем вполне достаточно З цветков, подобных тем, которыми был украшен платок.
5. Лицо. Чтобы правильно расположить элементы лица, осторожно нанесем карандашом на оставленном для лица круге 2 пересекающиеся линии. Верхнюю часть круга будут занимать волосы, в средней части расположатся глаза, а в нижней части губы и румянец.
6. Нос. Обозначим носик 2 точками, расположив их симметрично на расстоянии примерно 1/З от нижнего контура лица.
7. Губы. Сначала нарисуем контур губ, это самое главное. Разделим расстояние от носа до нижнего контура лица пополам. Раскрасим губы красной краской. Если кончиком кисти слегка приподнять вверх уголки губ, матрешка вам «улыбнется».
8. Румянец
9. Закрасьте донышко каждой матрешки той же краской, что и сарафан.
Физкультминутка
Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора.
5.Практическая работа.
Во время самостоятельной работы учащиеся намечают легкими линиями карандаша лишь самые главные элементы, не прорисовывают детали, так как декоративная роспись выполняется кистью и «тычком». Используя приемы фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, отмечаю особенно характерные и выразительные решения игрушки- сувенира.
6. Уборка рабочих мест.
7.Подведение итогов. Выставка.




8.Домашнее задание: написать сочинение «Описание созданной мною матрёшки-сувенира».



15