Тема: Басня И.А.Крылова Стрекоза и муравей
ГУ « Бейнеуский лицей»
Тема: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
учитель русского языка и литературы: Изтлеуова Б
2011-2012
Цели урока.
1.Образовательные: дать понятие детям о басне, как жанре художественной литературы; особенностях этого жанра; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».
2.Развивающие: развивать творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения; анализировать прочитанное.
3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность и инициативность, уважение к труду.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: анализ, разыграть диалог, анализ иллюстрации.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, интерактивная доска
Ход урока:
І. Организационный момент
Мотивационный настрой к уроку.
Учитель желает ученикам веселого настроения на целый день.
ІІ. Опрос домашнего задания.
Викторина на пройденные темы на интерактивной доске с иллюстрациями сказок.
ІІІ. Изученые новые материала.
Слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и жанром басня, а также с такими понятиями как иносказание, аллегория и мораль басни.
Что вы знаете о басне?
Кто являются героями басни?
Какое свойство символизирует осел,волк,заяц?
С юности он презирал лицемерие и всегда, хотя бы на собственном примере, стремился подчеркнуть преимущества простого, естественного образа жизни. Будучи полным и неуклюжим от природы, он, наоборот, выставлял свою неповоротливость напоказ, подшучивал над ней, чтобы не подумали, что он этого стесняется. На прием в царский дворец мог прийти в дырявых сапогах, не считая нужным скрывать свою бедность. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой.
Так же естественны, свободными правдивы были его басни.
Давайте запишем и запомним что такое басня и каковы ее особенности .Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Басня – это аллегорический рассказ. Аллегория – иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, орла). Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.
Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или конце текста. Мораль – поучение. Она сформулирона не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеется над ними.
– Догадайтесь, как называется басня, с которой мы сегодня будем знакомиться?
Для этого отгадайте ребус.
1.Словарная работа (слова и словосочетания,которые встретятся в басне)
Голубчик – көкетай
Нужда- зәрулік, мұқтаждық
Поплясать- билеу
Удручить- қатты қинау, қапаландыру
Физкультминутка. Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Работа в парах: Прочитайте диалог Муравья и Стрекозы выразительно.
-Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы:.Как ты думаешь почему?
Работа в группах:
Задание первой группе:
Что мы узнали о Стрекозе в этой басни?
Характеристика Стрекозе.
Задание второй группе:
Что мы узнали о Муравье?
Характеристика Муравью.
Третье группе:
Чему учит басня Крылова?
Пословицы-поговорки.
Анализ басни.
Прочитайте слова,характеризующие Стрекозу.
-Как называет её автор?
-Прочитайте, почему Стрекоза перестала петь?
-Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью?
-Какие слова являются моралью данной басни?
-Как вы думаете,совет Муравья-это поучение?
Рефлексия.
Таблица: Знаю Узнала Хочу узнать9. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть
По желанию детей:
1. прочитать другие басни И.А. Крылова.
2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.