Урок ИЗО на тему Роспись матрёшки
Тема урока: Декоративно – прикладное искусство. Роспись русской матрёшки.
Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;
3. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; аккуратность и творческое воображение.
Оборудование: презентация; выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен, раздаточный материал шаблоны ; акварель, кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Постановка темы урока (слайд 1)
Сели дети по порядку
Отгадайте вы загадку.
Чудо русское вот есть
Очень трудно глаз отвесть.
Но не кружка и не ложка –
Знаменитая матрёшка!
- Долго дети не гадайте
Урока тему угадайте.
Все мы здесь хотим узнать –
Что мы будем рисовать? (ответы детей)
- Молодцы! Вы угадали. (показ матрёшек)
Актуализация знаний учащихся (слайд 2)
Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Чтение стихотворения (Козлова Ангелина)
У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную, Глядь - а в ней ещё одна, И похожа на большую - Распрекрасная краса!
Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! Песни русские в стихах.
Учитель: Замечательно, друзья! Ну, что ж, продолжу я.
- Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»?
Ученики: высказывают свои мнения: (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир). Как вы понимаете слово «сувенир»?
Учитель: Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.
А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?
Работа по теме урока
1. Вводная беседа ( слайд 3)
- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.
- Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. ( слайд 4)
Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. (4 слайд)
Учитель: Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (дети высказывают мнения)
В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
2. Знакомство с разными видами матрёшек( слайд 5)
Учитель: Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская – Вот какая разница!
- Давайте их сейчас сравним.
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.
Сообщения детей :
1) Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. ( слайд 6)
Матрёшка пло
·тная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.
2) ( слайд 7)В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии.
Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.
Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.
3) ( слайд 8)Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками.
Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.
Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.
4) ( слайд 9)Вот «Загорская» матрёшка
В сарафане и платке.
А в руках держит корзину
Может и держать цветы.
Что ещё заметил ты?
На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.
5) ( слайд 10 Вот и «Вятская» матрёшка
Посмотрите вы немножко
Побыстрей и посмелей.
Что заметили на ней?
Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.
Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.
Традиционно матрёшка имеет свой особенный наряд , состоящий из сарафана, платка, вышитой рубахи и фартука.
Одевание матрёшки на интерактивной доске. ( слайд 11)
- Как вы думаете легко или трудно расписывать матрёшку? Почему?
Видеофрагмент : Поэтапное рисование матрёшки ( слайд 12)
Физкультминутка( слайд 13)
Учитель: Наверно хватит объяснять,
Давайте будем рисовать!
Но сначала повторим,
Знания наши, закрепим.
3. Отличительные особенности матрёшек( слайд 14)
Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек.
Отличительные особенности матрёшек
платок
сарафан
Загорская
Разноцветный в горошек или простой цветок
Скромный, но по низу может быть украшен узором из цветов
Семёновская
Края платка украшены небольшими бутонами ярких цветов
Отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук
Вятская
Платки ярких цветов украшены узором из соломки
Отличается яркой, сочной росписью, украшен узором из соломки, колосков и зёрен
Практическая часть
1. «Одень свою матрёшку». Интерактивная доска
Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Обращаю ваше внимание на этапы росписи: от крупных деталей к мелким
2. Самостоятельная работа учащихся в группах
«Нарисуй свою матрёшку.
(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение).
Итог урока
- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.
- выставка работ учащихся
Рефлексия.
- Что вызвало наибольший интерес?
- Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке?
- Почему?
- Молодцы! Спасибо за урок.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7»
Урок : Изобразительное искусство
Класс: 3А
Тема урока: Декоративно – прикладное искусство. Роспись русской матрёшки.
Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;
3. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; аккуратность и творческое воображение.
Оборудование: презентация; интерактивная доска; выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен, раздаточный материал шаблоны ; акварель, кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.
Учитель начальных классов:
Гаврилова Елена Николаевна
Лениногорск, 2013г