МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕННИЕМ ИКТ В ШКОЛАХ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕННИЕМ ИКТ В ШКОЛАХ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Несмотря на трудности, возникающие в связи с применением ИКТ в школах (не оснащённость компьютерами предметных кабинетов, малое количество ПК в компьютерном классе, нечёткая организация доступа к сети Интернет, отсутствие локальной сети), многие школы стараются шагать в ногу со временем.
Урок в современной школе:
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).
Учитывая особенности преподавания русского языка в школах с казахским языком обучения, применение компьютерных технологий в обучении должно быть направленно по нескольким направлениям, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением знаний ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.
Применение на уроках ИКТ, безусловно, способствует повышению мотивации к обучению. Стало нормой применение на уроках приготовленных учителем или учениками отдельных слайдов как фрагментов будущих презентаций. Данная методика по русскому в школах с казахским языком обучения, предлогает учителю совмесщать стандартные методы проведения урока, а так же взаимодействие с ИКТ, которые позволяют более обширно рассматривать материал и способствуют улучшению восприятия темы учениками. К таким технологиям можно отнести: мультимедийные уроки по курсу, медиаиллюстрации, интерактивные тренажеры, тесты и проверочные задания, справочник терминов и понятий, энциклопедические статьи. Данный материал может использоваться при подготовке к урокам, для закрепления и проверки знаний.
Целесообразно активно использовать мультимедиа. Использование мультимедийного проектора позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Использование мутимедийного проектора позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал.
Методика разработана с учетом санитарно-гигиенических норм, от сюда следует что, компьютер не может использоваться весь урок с ним разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя.
Из данной методики виды плюсы и необходимость использования существующих возможностей для применения ИКТ в школах.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГОСО Республики Казахстан 2.3.4.01-2010, утвержденного приказом МОН Республики Казахстан № 367 от 09.07.2010г.httр://www.еdu.gоv.kz/ru/асtivity/srеdnее_рrоfеssiоnаlnое/gоsudаrstvеnnyi_оbshсhеоbjаzаtеlnyi_stаndаrt_оbrаzоvаnijа_rk/
Инструктивно методическое письмо Республики Казахстан / Национальная академия образования Ы. Алтынсарина.
Батршина Г.С. Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся казахской школы / Информатика и образование.-2007. №9. –с.7-23.
Н. Угринович «Информатика и информационные технологии. 5-11 класс», М., Лаборатория Базовых Знаний 2002 гАллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006. – 318 с
Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. М.: Изд-во МЭИ,