Статья на тему Русский язык в начальных классах с казахским языком обучения


Учитель русского языка и литературы
Камшат БахтияркызыРусский язык в начальных классах с казахским языком обучения 
Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.
Начальное образование, направленное на формирование общей культуры, познавательное развитие, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность человека в условиях информационного общества. Высокообразованный, грамотный в языковом отношении специалист может достигнуть больших успехов, так как горизонты его мышления и возможности для проявления творческих способностей расширяются.
В своем очередном Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» говорит: «В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации» [1]. Исходя из этого, мы понимаем насколько важно изучение русского языка с ранних лет и применение обретенных знаний на практике для поддержания языковой политики нашей страны. Важным является формирование и развитие русской речи в национальных (казахских) школах. Не секрет, что обучение речи формируется из нескольких важных составляющих, но основными из них в процессе обучения детей-казахов являются: расширение словарного запаса учащегося, умение правильно пользоваться базовыми знаниями, владение навыками и умениями пользоваться правилами построения предложения на русском языке и правильное произношение и правописания как отдельных слов, так и цельных словосочетаний и предложений. учитывая это, можно сделать вывод: самой основной задачей обучения русскому языку в начальных классах с национальным языком обучения считается овладение учащихся основным навыкам и умениям – чтению, письму, восприятию устной речи, говорению, умению принимать участие в полилоге, наблюдать, приходить к каким-либо выводам и, наконец, высказывать их в устной форме. Занятия для развития речи по своему строению, применению форм и видам работы встречаются довольно многих мастей. Такое многообразие зависит от целей и задач определенных занятий. Но для всякого урока свойственно наличие главных видов работы: беседа по картинке, анализ звуковой структуры слов, чтение текста, беседа по прочитанному, списывание, развитие диалогической речи. Многие согласятся, что каждый урок – это отдельное звено во взаимосвязанной цепи обучения и воспитания, и от его содержания, формы преподнесения материала зависит качество всего педагогического процесса.
Далеко не секрет, что наше молодое государство только развивается не только в экономическом плане, но и в сфере образования, научно-техническом прогрессе. Возвращаясь к обучению русского языка, хотелось бы отметить тот факт, что наш населенный пункт не имеет достаточные возможности для самостоятельного освоения языка. Это обуславливается, во-первых, отсутствием носителей языка в некоторых регионах, во-вторых, стремительным прогрессом «оказахивания» национального ТВ. Детей школьного возраста можно заинтересовать яркими фильмами и мультфильмами с богатым сюжетом на русском языке, что сейчас редко в отечественном телевидении. Виднейший просветитель казахского народа Ибрай Алтынсарин указывал: «Без практических устных разговоров, конечно, невозможно научиться свободно и бегло говорить на каком бы то ни было языке»[2]. Без естественной среды обучение языку становится сложнее. Поэтому важно использовать на уроках качественные аудио, видео материалы, различные стратегий, пробуждающие внутреннюю мотивацию учащихся. Также интегрированные уроки дают свои результаты в изучении языка. Предмет русский язык в школах с казахским языком обучения является интегрированным, особенно в начальных классах. Поскольку у детей в этом возрасте мыслительный процесс идет на первом языке. Коллективная работа помогает решить ряд проблем в обучении. Однако не следует забывать о дифференцированном подходе при планировании урока.
Таким образом, развитие личности школьника невозможно представить без умения грамотно излагать свои мысли не только на родном, но и на русском языке. Выдвижение на первый план задачи развития связной русской речи в казахской школе имеет принципиально важное значение[3]. Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь – это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения[4]. Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу на поиск дальнейших методических приемов, связанных с определением места и роли уроков развития речи и внеклассных занятий по развитию речи в системе обучения русского языка [5].
Литература:
Послание Президента Н.Назарбаева к народу Казахстана «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства». – Астана,2014
Алтынсарин И.Избранные произведения. – Алма-Ата: Изд.Академии наук Казахской ССР. -1957. С.168
Методика преподавания русского языка в начальных классах казахской школы/Под ред.Бадамбаевой Г.- Алматы, 2000.
Майгельдиева Ш.М. Современные методы обучения на уроках русского языка и литературы.- Кызылорда,2011.
Майгельдиева Ж. М. Кейсовый метод в обучении русскому языку в казахской аудитории// Материалы за IV Международна научна практична конференция (1-15 април 2008 година). Научные дни-2008. Том 9. Педнауки. – София, «БялГРАД-БГ» ООД, 2008. – с. 47-50.